Конспект урока "Бессоюзное сложное предложение", 9 класс, глухие дети
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Малахова Олеся Владимировна

Конспект предназначен для проведения урока для глухих обучающихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp_otkrytyy_urok.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

Тема: Бессоюзное сложное предложение (БСП)

Дата: 15.03.2019 г.

Учитель: Малахова Олеся Владимировна

Место проведения: МКОУ «Школа-интернат № 32»

Класс: 9 класс I вид (второй год обучения)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: 

формирование понятия о бессоюзном сложном предложении;

формирование навыка отличия бессоюзного сложного предложения от союзных сложных предложений путём выполнения упражнений на сравнение лингвистических задач;

формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;

совершенствование навыков анализа и систематизации языкового материала; развитие способности к саморегуляции и самоконтролю;

коррекция звуков [з], [с], [ж];

развитие речи учащихся, навыка составления грамотного устного высказывания, обогащение их словарного запаса;

воспитание умения работать в коллективе, группе.

Методы: фронтальная работа, графический диктант, сравнение лингвистических конструкций, вычленение главного, самостоятельная работа, метод утверждений, обобщение.

Оборудование: интерактивная доска, меловая доска, карточки, раздаточный материал, экран.

ХОД УРОКА

Организационное начало урока.

- Сядьте удобно.

- Говорите хорошо.

- Слушайте внимательно.

Экран. – Вы слышите хорошо? (да, хорошо; я слышу хорошо)

Экран. – Поздоровайтесь. (здравствуйте, добрый день)

Экран. – Какой сейчас урок? ИМЯ (Сейчас урок русского языка)

Экран. – Спросите, что будем делать на уроке. ИМЯ. (Олеся Владимировна, что будем делать на уроке?)

Экран. – Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. ИМЯ

Экран. – Будем писать графический диктант. ИМЯ

Экран. – Будем изучать новую тему. ИМЯ

Экран. – Будем отдыхать. ИМЯ

Экран. – Будем выполнять упражнение. ИМЯ

Экран. – Будем выполнять самостоятельную работу. ИМЯ.

Экран. – Будем закреплять новую тему. ИМЯ

Экран. – Будем подводить итог урока. ИМЯ

- Молодцы.

Фонетическая зарядка.

А сейчас будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- Следим сегодня за звуками [с], [з], [ж].    

-Читаю я, читаем вместе, когда читает кто-то один – ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

Предложение, сложное предложение, сочинительная связь, подчинительная связь. РАСШИФРУЙ: ССП, СПП.

- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- Как ты говорил? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- Как говорил … ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- Молодцы. В течение урока стараемся говорить хорошо, слитно с ударением.

Повторение изученного материала.

- Будем писать графический диктант.

- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

На столах карточки с таблицей и 10-ю предложениями. Нужно распределить их в порядке графика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ССП

СПП

1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой, а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 
6. Белые тучи клубились и снежно блестели, но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. 

7.Ей снится, будто бы она поёт.

8. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.

9. Рано утром в саду запел соловей, а от пруда послышалось кваканье лягушек.

10. Дождь продолжал хлестать, поэтому я сильно продрог.

- Поменяйтесь тетрадями. Сверим по слайду.

- ИМЯ, как выполнил работу ИМЯ? У него есть ошибки? (да, у ИМЯ 1 ошибка, Нет, у ИМЯ нет ошибок) …

- Хорошо, ребята. Молодцы.

- Скажите, что вы знаете о ССП? О СПП?

Сложносочинённое предложение  –  сложное союзное предложение с сочинительной связью.

Сложноподчинённое предложение –  сложное союзное предложение с   подчинительной связью.

- Молодцы! Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ

- Как вы говорили?

Изучение новой темы.

- ЭКРАН. Будем изучать новую тему.

- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- Сравните на доске два предложения. Чем они отличаются?

1)Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

2) Прозрачный лес чернеет, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит.

- В первом предложении есть союз, а во втором нет союза.

- Эти предложения простые или сложные? ИМЯ

- Как называется сложное предложение с союзом? ИМЯ

- Как вы думаете, а как называется сложное предложение без союзов? ИМЯ

- Верно, ребята. Мы сегодня будем говорить о бессоюзных сложных предложениях. ЧИТАЕМ ТЕМУ ВСЕ ВМЕСТЕ.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Бессоюзное сложное предложение (БСП)».

- Посмотрите карточку. Здесь дано определение бессоюзного сложного предложения. Прочитайте его. Подчеркните ключевые (главные) слова.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

СНАЧАЛА ЧИТАЕТ ОДИН ПОЛНОСТЬЮ, ЧЕРЕЗ МИНУТУ – ВТОРОЙ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ + ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ

- Ребята, как вы думаете, зачем нам надо изучать бессоюзные сложные предложения? ИМЯ

- Хорошо, ребята. Молодцы. Всё верно.

- Что мы сейчас делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

Физминутка.

- ЭКРАН. Будем отдыхать.

- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛУХИХ.

- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

Работа по теме урока.

- ЭКРАН. Будем выполнять упражнение.

- Давайте повторим: как соединены части сложного бессоюзного предложения.

- Верно, ребята.

- На доске записаны значения смысловых отношений в БСП. Прочитаем:

причина, пояснение, перечисление, дополнение, противопоставление, время, условие, следствие.

- На доске будут появляться бессоюзные сложные предложения, спишите их, определите в каждом предложении смысловое значение предложения, назовите знак препинания между частями.

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ РЕБЯТА ЧИТАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАЗВАЮТ СВЯЗЬ и ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ (ВЕРНО, НЕВЕРНО, ОШИБКИ). УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ К КАЖДОМУ ВИДУ НА ДОСКУ

 Причина        :

 Пояснение     :

 перечисление   , ;

 дополнение :

 противопоставление  -

 время  -

 условие -

 следствие –

1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)

2. Любите книгу: она поможет вам разобраться  в сложных жизненных ситуациях.

 (вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)

3. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)

4. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)

5. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)

6. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)

7. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)

8. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)

- Какие знаки препинания ставятся в БСП? (, : ; - КТО-ТО ОДИН ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ)

- От чего зависит выбор знака? ИМЯ

- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ

- Как вы говорили?

Самостоятельная работа.

- ЭКРАН. Будем выполнять самостоятельную работу. В карточках даны предложения, определить их смысловые отношения.

  1. На языке мёд – на сердце лёд. ________________________________________
  2. Вьюга воет, снег идёт, ничего не видно ________________________________
  3. Ехал сюда – трава начинала желтеть. __________________________________
  4. Печален я: со мною друга нет. ________________________________________
  5. Будет завтра снег – поедем кататься на лыжах. __________________________

- Что мы делали? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

Закрепление новой темы.

- ЭКРАН. Будем закреплять новую тему.

- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- На интерактивной доске читаем утверждение и говорим верно или неверно. Если неверно, объясняем, почему.

- Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да, верно, правильно).

- Части бессоюзного сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой (нет, ещё тире и двоеточием).

- Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от смысловых отношений между частями предложения (да, верно, правильно).

- Части бессоюзного сложного предложения связаны между собой союзами и союзными словами (нет, неверно, части связаны при помощи смысловых отношений и интонации).

Молодцы, ребята!

- Что мы делали?

- Как вы говорили?

Итог урока.

- Будем подводить итог урока.

- Что будем делать? ИМЯ ЗА ЭКРАНОМ.

- Что вы делали на уроке? (говорили хорошо, слитно, с ударением; изучали новую тему; выполняли упражнение; отдыхали; закрепляли новую тему)

- Какую тему сегодня изучали? (Мы изучали бессоюзное сложное предложение)

- Что нового сегодня узнали? ИМЯ.

- Как вы сегодня говорили? (говорили хорошо, много, полными ответами)

- Как вы сегодня работали? (активно, дружно, старались)

- Послушайте отметки.

Домашнее задание: в карточке.

Списать предложения, определить смысловые отношения (причина, пояснение, перечисление, дополнение, противопоставление, время, условие, следствие).

1.Не пугай, зима: весна придёт.  

2. Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести.  

3.Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса.  

4.Было решено: в гости уезжаем завтра.  

5.Корень учения горек -  плод его сладок.

6.Растает последний снег  -  пробьётся первая травка.

7.Начинается ветер - будет гроза.  

8. Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат.  

Повышенный уровень: придумать 2 бессоюзных сложных предложения со смысловым значением времени/противопоставления, условия/следствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Сложное предложение"

Конспектоткрытого урока в 9 «А» классе(с углубленным изучением русского языка)по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»...

План-конспект урока "Сложные предложения с разными видами связи"

Развернутый конспект урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" в 9 классе. Педназначен для закрепления изученного материала....

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Конспект урока Сложное предложение

Конспект урока Сложное предложение...

конспект урока "Сложное предложение и его виды" 6 класс

Конспект урока ФГОС в 6 классе по УМК Львовых...

Конспект урока Русского языка Золотая и поздняя осень 2 класс глухих детей (вариант 1.2)

Тема урока: «Золотая и поздняя осень».Цель урока: продолжать формировать умение аргументированно отвечать на поставленный вопросЗадачи:Предметные:-продолжать знакомить  учащихся с нов...

Конспект урока"Сложные предложения"

конспект урока"Сложные предложения"...