План - конспект урока "Сложное предложение"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Конспект

открытого урока в 9 «А» классе

(с углубленным изучением русского языка)

по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konspekt_9_klass.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока в 9 «А» классе

(с углубленным изучением русского языка)

по теме «Сложное предложение. Повторение изученного»,

25 января 2008 года.

Учитель Сергеевых С.А.


Тема:

 «Сложное предложение. Повторение изученного».

Цели урока:

1).        Повторить изученный ранее материал и подготовить учащихся к изучению новой темы;

2).        Отработать некоторые навыки, приобретенные в процессе изучения темы «Сложное предложение», еще раз (синтаксический разбор сложного предложения, составление схем сложных предложений, замена сложных предложений простыми осложненными);

3).        Продолжить работу по развитию логического мышления и связной речи у учащихся;

4).        Вызвать у ребят интерес к изучаемой теме через связь с литературой и искусством.

Оборудование к уроку:

Выставка книг поэтов-бардов, мультимедийные средства обучения.

Ход урока.

I).        Оргмомент:

а) Проверка готовности учащихся к уроку;

б) Приветствие.

II).        Работа над темой:

1).        Слово учителя: 25 января – праздничный день для любителей русской поэзии, потому что именно сегодня исполнилось бы 70 лет замечательному исполнителю и автору собственных песен, портрет которого Вы видите в моих руках. Уверена, что Вы без труда назовете имя этого поэта.

У Вас на партах лежит текст одной из песен Высоцкого, давайте ее послушаем. Песня называется «Корабли».

2).        Звучит песня Высоцкого.

3).        Слово учителя: Если бы я хотела, чтобы Вы просто прослушали песню, то не положила бы на стол каждому листок со словами песни. Текст произведения Высоцкого поможет нам в повторении ранее изученного материала. Просмотрите текст песни и ответьте на следующие вопросы.

4).        Беседа по вопросам.

1.   В каждой строфе песни есть сложные предложения?

2.   Есть ли среди сложных предложений, имеющихся в тексте, бессоюзные? Прочитайте БСП.

3.   Какие союзные сложные предложения встретились в тексте?

4.   Какую тему мы будем с Вами сегодня повторять, если судить по заданным к тексту песни вопросам?

5.   Какие предложения называются сложными?

6.   Чем союзные предложения отличаются от бессоюзных?

7.   На какие группы делятся сложные союзные предложения?

5).        Слово учителя: Вы хорошо ответили на мои вопросы, вспомнив некоторые теоретические сведения. А теперь возьмите чистые листочки, лежащие на партах, подпишите их и продолжайте письменно отвечать на мой вопросы.

6).        Вопросы для письменного ответа:

1.   В сложносочиненном предложении одна предикативная часть зависит от другой?

2.   Предикативные части сложносочиненного предложения связываются подчинительными союзами и союзными словами?

3.   Запятая между предикативными частями сложносочиненного предложения ставится всегда?

4.   В сложноподчиненном предложении предикативные части равноправны?

5.   Предикативные части сложноподчиненного предложения соединяются подчинительными союзами и союзными словами?

6.   Союзные слова могут находиться в главной предикативной части сложноподчиненного предложения?

7.   Одни и те же союзные слова могут связывать разные придаточные предикативные части с главными предикативными частями?

8.   Вид придаточной предикативной части определяется по вопросу, задаваемому к ней?

9.   Придаточные предикативные части могут быть многозначными?

10.  Место всех придаточных предикативных частей строго  зафиксировано в сложноподчиненном предложении?

7).        После того как ребята сдадут работы, учитель продолжает говорить:  Дав ответы на заданные вопросы, Вы продемонстрировали определенный уровень теоретических знаний. Но великий Гёте утверждал: «Пробным камнем для всякой теории остается практика». Кстати, как называются подобного рода высказывания? Где мы с Вами подробно говорили об афоризмах? Но вернемся к теме нашего урока и покажем как свои теоретические знания мы применяем на практике. Из текста песни Высоцкого «Корабли» выпишем предложения для синтаксического разбора.

8).        Синтаксический разбор предложения: «Возвращаются все, кроме тех, кто нужней».

9).        Слово учителя: Задается вопрос: Чем еще, кроме дня рождения Высоцкого знаменит 25 января? Каким праздником отмечен этот день? Вспомните, героиню какого романа Пушкина звали Татьяна? (На экране проецируется фрагмент из статьи Белинского.) Ребята читают текст и выполняют задание: заменить одно из сложных предложений данного текста осложненным простым, предложение записать в тетрадь. Чем осложнено данное простое предложение? Какие по значению придаточные предикативные части можно заменять обособленными определениями? Какими еще по значению могут быть придаточные предикативные части сложноподчиненного предложения.

10).         Домашнее задание. Дома Вам нужно будет выполнить упражнение номер 194. Не забудьте определить вид придаточной предикативной части каждого сложноподчиненного предложения.

11).        Слово учителя: Заменяя сложное предложение синонимичным простым, Вы выполняли одно из заданий ЕГЭ прошлого учебного года. Раз мы заговорили о ЕГЭ давайте возьмем рабочую тетрадь Г.Богдановой, откроем страницу 70 (1 вариант), страницу 71 (2 вариант) и выполним задание 2 к тесту. Аналогичные задания также давались в материалах ЕГЭ в прошлом учебном году.

12).        Ребята работают с тетрадью Богдановой. По окончании работы учитель задает вопросы: Первому варианту: Почему отсутствует запятая в четвертом предложении, хотя оно сложносочиненное? Второму варианту: Когда еще между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?

13).        Слово учителя: Сегодня мы уже упоминали имя Пушкина. Кстати сказать, в домашнем упражнении Вам встретятся предложения из произведений этого писателя. Сейчас мы запишем предложения тоже из Пушкина, и Вы попытаетесь угадать, из какого произведения взято предложение.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Вопрос: Сколько придаточных предикативных частей в данном предложении? Какие это придаточные предикативные части? Как Вы думаете, почему первая и вторая придаточные предикативные части не отделены друг от друга запятой.

О подобного рода сложных предложениях мы будем говорить с Вами на следующих уроках, а теперь давайте подведем итоги сегодняшнего занятия.

14).        Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя: В начале урока звучала песня Владимира Высоцкого «Корабли». Я обращаю Ваше внимание на выставку книг, организованную в классе. Вы можете взять их почитать, если кого-то из Вас интересуют личность и творчество Высоцкого и Вы можете также познакомится и с произведениями других поэтов-бардов. Вы, конечно, знаете, что В.С.Высоцкий был не только поэтом, но и замечательным артистом. Свой актерский путь он начинал в московском театре имени А.С.Пушкина, куда я Вам советую сходить и посмотреть спектакль «Капитанская дочка», если Вы его еще не видели.

15).        Снова звучит песня «Корабли». Урок заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Безличное предложение"

Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....

План - конспект Вариативность проверочных работ в 8 классе КО при изучении темы: «Определенно-личные предложения»

Разработка урока на тему "Определенно-личные предложения". Цели:  дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, позна...

План-конспект урока по английскому языку в 6 классе «Вопросительные предложения в простом прошедшем времени»

Цель урока:Активизация употребления в речи вопросительных предложений в прошедшем времениЗадачи урока:Практические:Развитие навыков аудирования, устной речи.Тренировать навыки употребления в реч...

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".

Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....