педагогические технологии преподавания русского языка
статья по русскому языку

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

                                                               мы украдем у детей завтра».

                                                                                       Джон Дьюи

Новые  подходы  образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.  Современный педагог ставит перед собой педагогическую задачу - внедрение таких методов и приемов, которые помогут подросткам развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.Педагогическая технология -  модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  комфортных условий для учащихся и учителя. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_prepodavaniya_russkogo_yazyka.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии преподавания русского языка

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

                                                                     мы украдем у детей завтра».

                                                                                       Джон Дьюи

Новые  подходы  образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современному  обществу требуются  выпускники  с развитыми познавательными потребностями, нацеленные на саморазвитие и самореализацию, умеющих применять полученные знания, ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно сотрудничать, оценивать свои достижения. Современный педагог ставит перед собой педагогическую задачу - внедрение таких методов и приемов, которые помогут подросткам развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс. Педагогическая технология -  модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  комфортных условий для учащихся и учителя. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения
  2. Технология разноуровневого  обучения
  3. Технология обучения как учебного исследования
  4. Технология обучения в сотрудничестве
  5. Технология эвристического обучения
  6. Предметно-ориентированные технологии обучения
  7. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
  8. Информационные технологии.
  9. Технологии дистанционного обучения
  10. Технологии оценивания  достижений учащихся
  11. Рейтинговые технологии
  12. Интерактивные технологии
  13. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Краткие аннотации к наиболее эффективным (на мой взгляд) педагогическим  технологиям изучения русского языка и литературы: 

Технология обучения в сотрудничестве. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики имеют разный уровень учебных  навыков, практического применения знаний на практике - одни быстро включаются в учебный диалог, понимают объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить ребят в  группы (по 3-4 человека) и дать им  общее задание, назначить каждому ученику свою роль в  выполнении  задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает за результат всей группы. Группы формируются так, чтобы в каждой группе обязательно был сильный ученик, средний и слабый учащиеся. Между учениками возникает учебный диалог, направленный на достижение общего результата. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Например: при изучении материала по теме: «Синтаксический разбор предложения» отводится недостаточное количество часов. При этом очень важно, чтобы новое грамматическое явление было осмыслено правильно. Возникает потребность организации практических мероприятий  по формированию ориентировочной основы действий. Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. В процессе учебного диалога – сотрудничества возникает осознанное понимание изучаемого материала.  Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание,  надо, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. "Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!" -  гласит  известное мудрецов. Совместная работа мотивирует учащихся на учебную деятельность,  дает стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Педагогические мастерские. Мастерская  получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.). В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит в разных формах работы:  индивидуальной,  групповой,  коллективной. В процессе совместного обдумывания проблемы и её решения возможен переход обучения на новый качественный уровень. Принципы построения педагогической мастерской заключаются:

1. Создание  атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения;

2. Включение в  эмоциональную сферу ребенка, обращение к его чувствам;

3. Работа  вместе с учениками, учитель  равен ученику в поиске знания;

4. Учитель не торопится отвечать на вопросы -  необходимая  информация подается малыми дозами, в случае потребности  потребность в ней у ребят.

Одной из особенностей работы мастерской является то,   что сверяя  свои ранее приобретенные  знания по какой-то проблеме с новыми знаниями, которое он «добыл» сам, ребенок раскрывается, начинает верить в свои возможности. Учитель же,  как оратор, рассказчик нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. 

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Проблемное и броское название темы занятия устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление  уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности. Для того,  чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ. В ходе изучения и анализа произведения сильным ученикам даются задания исследовательского характера:

проанализировать, как в рассказе передается течение времени;

сопоставить звуки и краски;

-выдвинуть гипотезу и предположить, какова роль молодых людей в раскрытии основной мысли рассказа? и т.д.

Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся.   Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он выделил для себя. Развитие критического мышления через чтение и письмо понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом. В основе технологии критического мышления через чтение и письмо - модель, состоящая из трех фаз:

вызов -  предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям,  формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

смысловая стадия -  реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом.

рефлексия - учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.

Технология дифференцированного обучения Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи, с чем резко возрастают перегрузки учащихся, и снижается мотивация учения. Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета. ФГОС СОО по русскому языку  выделяет два уровня подачи материала: базовый и профильный. В то же время практика преподавания свидетельствует о том, что существует и третий уровень – углубленное изучение русского языка. В связи с этим, например, методист Е.А. Рябухина предлагает делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности:

1. где первый уровень А может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественнонаучного, математического, технического и других профилей.

2. уровень сложности В определен как рекомендуемый для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и речевых умений и т.п.).

3.уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Для данного подхода к дифференциации учащихся по уровням А, В и С (А – базовый уровень, В – продвинутый, С – углубленный) разработана особая система дифференцированного контроля знаний учащихся. Например, в пособии Н.Н. Соловьевой «Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку». В карточки группы А включен материал, опирающийся на базовый уровень, определенный образовательным стандартом по русскому языку, и предполагается в большей степени проверка и оценка орфографической и пунктуационной зоркости. Карточки группы В отличаются более сложным материалом, который опирается на тот же базовый уровень. Карточки группы С предлагают выход на уровень анализа различных лингвистических явлений, требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в практической деятельности. Автор данных разработок считает, что при дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:

  1. общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
  2. индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
  3. неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);

Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы учителем для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.

Существуют и другие подходы к реализации модели дифференцированного обучения русскому языку, когда класс предлагается делить на три группы по другим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.

Критериями деления учащихся на группы будут:

  • объем имеющихся знаний;
  • культура умственного труда;
  • уровень познавательной активности;
  • способность к абстрактному мышлению;
  • умение анализировать и обобщать;
  • утомляемость от интеллектуальной деятельности;
  • уровень самостоятельности;
  • уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:

составление текстов диктантов;

составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

работа с дополнительной литературой;

проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;

выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;

работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

Дети, испытывающие трудности в обучении, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня облученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

Образец карточки-задания:

Наступление весны Зима к_нчает( ? )ся, начинает(? )ся весна. День становит( ? )ся светлее, воздух теплее. Дневн_ со_н-це руш_т снежн_ крепости

Зима (не) (з,с)дает( ? )ся без боя. Ночью моро(з,с) заковывает землю. Утром вверху бл_с-тит солнце а на бел_ земле по_вляю( ? )ся син_ тени от д_ревьев. У д_мов шумят в_робьи и под крыш_й соб_раю( ? )ся голуби.

Зв_нят в лесу синицы громко барабан_т дятлы. Зимн_ гости ул_тают на север а с юга уже л_тят грачи жаворонки.

Купаю( ? )ся воробьи отмывают зимн_ грязь. Р_стет весенний шум.

 Здоровьесберегающие  технологии. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Используя на своих уроках следующие методы, формы, приемы:

1.Построение урока  в соответствии с динамикой внимания учащихся; учет времени для выполнения каждого задания.  Например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы. 

2.Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

3.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её; применение гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

4.Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

5.На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые  паузы, зрительную гимнастику; эмоциональную  разгрузку.

6.Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Список литературы
1. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя. Современные наукоемкие технологии.№6,-М., 2005г .

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2009.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

5.Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.- СПб, 2003.

6.Ермолаева, М.Г. Современный урок . – М., 2005.

7.Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных образовательных стандартов. -Спб, 2012г.

8.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

9.Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989

10.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. (Серия

«Педагогическая мастерская»).

11.Пугачёва Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения . Завуч, 2005, № 3. 

12.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007. 

.13.Ф.Шаталов “Эксперимент продолжается” . -М.,1998...

14.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

15.Ю.С, Меженко, Т.Н. Ситникова. Пособие "Школьный курс русского языка в опорных конспектах". - Житомир.2012г.

Интернет - ресурсы

http://uroki.net/index.htm

http://uchitelu.info/

http://rus.1september.ru/2004/11/1.htm



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Применение педагогических технологий на уроках русского языка...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Чем же отличаются современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?В основном методисты, учитывая практические проблемы преподавания русского языка, шли в на...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Доклад учителя русского языка и литературы первой КККислица Е.Ю. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе Образовательная технология – это констр...