ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Агапова Татьяна Николаевна

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА

(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

(3)Забыться было невозможно.

(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.

(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.

(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.

(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.

(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.

(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.

(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.

(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.

(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.

(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.

(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.

(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:

– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!

(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:

– (38)Жить! (39)Жить!

(По В. П. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.

Прочитайте текст и выполните задание 1-20.

  1. Составьте схему предложения 2, письменно объясните постановку знаков препинания.
  2. Найдите в тексте номера предложений с обособленными обстоятельствами,  выраженными деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений.
  3. Из предложения 2 выпишите метафору.
  4. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.
  5. Из предложения 30 выпишите сравнение.
  6. Какова роль союза «И» в предложении 19.
  7. Укажите номер предложения, в котором есть обращение (обращение выпишите).
  8. Из предложений 28-29 выпишите краткое причастие.
  9.  Письменно объясните постановку двоеточия в предложении 22.
  10.  Выпишите предложение 28, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
  11.  Из предложения 28-30 выпишите слово с орфограммой «чередующийся гласный в корне слова».
  12.  Среди предложений 3-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
  13.  Выпишите из текста предложение, в котором постановка тире определяется правилом «между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, ставится тире».
  14.  Из предложений 27-29 выпишите местоимения, укажите их разряд.
  15.  Из предложения 33 выпишите причастный оборот.
  16.  Найдите в тексте предложение с вводной конструкцией. Укажите номер предложения.
  17.  Подберите синоним к слову «зазвучал» (предложение 20).
  18.  Укажите номер предложения, в котором составное сказуемое состоит из трёх слов.
  19.  К какой части речи относится слово «вдоль» (предложение 17).
  20.  Укажите номер предложения, в котором слово «И» является частицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса

Работа содержит два варианта заданий по проверке знаний учащихся 10 класса по русскому языку. Приложением являются ключ к заданиям и бланк отчёта об итогах проведённой работы....

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса

Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...

Итоговые контрольные работы по русскому языку для 5-7 классов

Итоговые контрольные работы по русскому языку для 5, 6 и 7 классов составлен в виде текстов с грамматическими заданиями...

Итоговые контрольные работы по русскому языку за 5-8 классы

В материалы архива входят годовые контрольные работы по литературе с 5 по 10 класс. Контрольная работа по каждому классу состоит из пояснительной записки, наборов заданий, бланков для ответов учащихся...