ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (ОГЭ 2021)
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Агапова Татьяна Николаевна

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (ОГЭ 2021)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_12.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА О РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (НОВАЯ ФОРМА ОГЭ)

Ответами к заданиям 1–7 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы. (4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено определением, выраженным причастным оборотом.
  2. В предложении 2 грамматическая основа – страницы разрисованы.
  3. Предложение 3 осложнено однородными дополнениями.
  4. Предложение 4 сложное бессоюзное.
  5. Предложение 5 сложноподчинённое.

Ответ _____________________________________

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Было это в сороковом году (1) в последний день сентября. По прошествии стольких лет  я иногда задаю себе вопрос(2) та ли жизнь — твоя, которую прожил? Юноша подобен путнику на перекрестке (3)три неведомые дороги впереди (4) одна (5) коротенькая (6) позади. За плечами опыт (7) как тощий вещмешок (8) из читанного (9) да слышанного (10) да из крохи виденного. Что подтолкнет путника к выбору (11) темный ли бор впереди (12) серый ли камень-валун (13) что приметой лежит на обочине (14) или гладкий тракт (15) кто знает.

Ответ _____________________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «с деревенскими ребятами», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

  1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ГОРОШЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением. 

2) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН.

3) ЦЫГАН – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.  

4) ЗАБРОШЕННЫЙ - в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН. 

5) ТУЧ – в форме родительного падежа множественного числа существительного 1-го склонения мягкость шипящего обозначается на письме буквой Ь.

Ответ: ___________________________.

  1. Анализ содержания текста.

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других  – юность, у третьих – жизнь.

(По Л.Е. Улицкой*)

 

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Он любил рассказывать о войне.
  2. В Калинове всё было бедным и разрушенным.
  3. Молодой учитель был уверен в себе.
  4. Из тридцати местных мужиков с фронта вернулись трое.
  5. У детей было беззаботное детство.

Ответ: ___________________________.

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
  2. Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба.
  3. Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
  4. Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята.
  5. Да и сами они только этого и желали.

Ответ: ___________________________.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову МУЧИТЕЛЬНО  (предложение 16).

Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: ___________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса

Работа содержит два варианта заданий по проверке знаний учащихся 10 класса по русскому языку. Приложением являются ключ к заданиям и бланк отчёта об итогах проведённой работы....

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса

Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...

Итоговые контрольные работы по русскому языку для 5-7 классов

Итоговые контрольные работы по русскому языку для 5, 6 и 7 классов составлен в виде текстов с грамматическими заданиями...

Итоговые контрольные работы по русскому языку за 5-8 классы

В материалы архива входят годовые контрольные работы по литературе с 5 по 10 класс. Контрольная работа по каждому классу состоит из пояснительной записки, наборов заданий, бланков для ответов учащихся...