Задания, разработанные на основе ономастического материала, для уроков русского языка
методическая разработка по русскому языку

Шевандо Ирина Владимировна

Важнейшей задачей обучения русскому языку является развитие языковой личности школьника как носителя национальной культуры через приобщение к культуре своего народа, своего края, города, села́. Эта задача реализуется в том числе на основе работы с региональным текстом, выполнения специальных упражнений, в основе которых лежит региональный ономастический материал, на основе которого были разработаны задания для внедрения в содержание уроков русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ, РАЗРАБОТАННЫЕ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОНОМАСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важнейшей задачей обучения русскому языку является развитие языковой личности школьника как носителя национальной культуры через приобщение к культуре своего народа, своего края, города, села́. Эта задача реализуется в том числе на основе работы с региональным текстом, выполнения специальных упражнений, в основе которых лежит региональный ономастический материал, на основе которого были разработаны задания для внедрения в содержание уроков русского языка.

При изучении раздела «Фонетика, графика, орфография» предлагалась следующая беседа и упражнение.

Учитель: Что такое ономастика? (Наука об именах собственных). В каком разделе ономастики изучаются географические названия? (В топонимике). Вспомните названия рек, которые протекают на юго-западе Брянской области (Учащиеся называют гидронимы). На юго-западе Брянской области протекают и такие реки: Кривка, Ректа, Хоропуть. Выполним фонетический разбор этих гидронимов.

Кривка1 – [крʼи́фка] – 2 слога.

к – [к] – согласный, твердый парный [кʼ], глухой парный [г];

р – [рʼ] – согласный, мягкий парный [р], звонкий непарный;

и – [и́] – гласный, ударный;

в – [ф] – согласный, твердый парный [фʼ], глухой парный [в];

к – [к] – согласный, твердый парный [кʼ], глухой парный [г];

а – [а] – гласный, безударный.

6 б., 6 зв.

Ректа1 – [рʼэ́кта] – 2 слога.

р – [рʼ] – согласный, мягкий парный [р], звонкий непарный;

е – [э́] – гласный, ударный;

к – [к] – согласный, твердый парный [кʼ], глухой парный [г];

т – [т] – согласный, твердый парный [тʼ], глухой парный [д];

а – [а] – гласный, безударный.

5 б., 5 зв.

Хоропуть1 – [харапу́тʼ] – 3 слога.

х – [х] – согласный, твердый парный [хʼ], глухой непарный;

о – [а] – гласный, безударный;

р – [р] – согласный, твердый парный [рʼ], звонкий непарный;

о – [а] – гласный, безударный;

п – [п] – согласный, твердый парный [пʼ], глухой парный [б];

у – [у́] – гласный, ударный;

т – [тʼ] – согласный, мягкий парный [т], глухой парный [д];

ь – [–] –

8 б., 7 зв.

Учитель: Посмотрим на последний гидроним. Как он образовался? (Гидроним Хоропуть образовался из словосочетания «хороший путь». В давние времена эта речушка была достаточно глубокой и связывала основные торговые точки нашего края. По ней можно было добраться до ближайших населенных пунктов. Со временем произошло слияние слов «хороший» и «путь» с помощью усечения основы слова «хороший»).

Выполняя подобного рода задания, мы достигали предметных результатов. Шло обучение школьников фонетическому разбору.

Применение лингвокраеведческого материала позволяет формировать любовь к родному краю и его истории. Для фонетического разбора можно использовать и другие понятия ономастики родного края.

Изучение раздела «Морфемика, словообразование, орфография» предоставило на педагогической практике большие возможности применения лингвокраеведческого ономастического материала. Приведем примеры заданий, которые предлагались учащимся.

Упражнение 1. Перед тем, как приступить к изучению данного раздела, учитель дает следующее задание школьникам: составить список фамилий жителей своего подъезда (дома, своей улицы), выявить наиболее часто встречающиеся из них. На уроке предлагается разобрать по составу часто встречающиеся фамилии, а затем каждый ученик разбирает по составу свою фамилию.

Упражнение 2. Учащимся предлагается определить, от какого слова и каким способом образованы наиболее употребляемые фамилии Брянского края. Вместе с учителем школьники составляют словообразовательные цепочки:

Абакумова ← Абакум + ов (суффиксальный способ);

Дорожкина ← Дорошка + ин (суффиксальный способ) ← Дорох + к (суффиксальный способ, закон смягчения);

Забродин ← за + брод + ин (приставочно-суффиксальный способ);

Карпушин ← Карпуша + ин (суффиксальный способ) ← Карп + уш (суффиксальный способ);

Лукашенко ← Лукаша + енк (суффиксальный способ) ← Лукьян + ш (усечение основы + суффиксальный способ);

Старостенко ← староста + енк (суффиксальный способ);

Радионов ← Радион + ов (суффиксальный способ).

Учитель: Ребята, что вам известно о нашем земляке Иване Ивановиче Родионове?

Ответ: Родионов Иван Иванович – ветеран Великой Отечественной войны.

Учитель: Правильно, ребята! Расскажет нам о нем ученик нашего класса.

Ответ: Иван Иванович Родионов родился 26 ноября 1925 года в Злынке. Детство его было очень тяжелым, потому что родился он через три месяца после смерти отца. Жили втроем: мама, старшая сестра и он. После окончания 7 классов, в 1940 году, уехал в Москву, поступил в профессиональное техническое училище, где его и застала война. Когда началась война, остался защищать столицу. Работал на заводе, а по ночам дежурил на крышах домов, школ, больниц – сбрасывал вниз дымящиеся вражеские шашки.

В октябре 1941 года училище эвакуировали из Москвы в Куйбышев. В 1942 году окончил училище по специальности «токарь-универсал». 3 месяца отработал на Куйбышевском карбюраторном заводе, точил мины и снаряды для наших минометов и артиллерийских орудий. В декабре 1942 года ушел в армию добровольцем, добавив себе лишний год. В армии сначала направили в школу сержантов в город Кузнецк Пензенской области. Окончил ее командиром минометного расчета. В мае 1943 года оказался на фронте в действующей армии. Воевал на Калининском фронте, прошел с боями путь от Прибалтики до Кенигсберга. Был дважды ранен в поясницу и в левую руку. За активные боевые действия был награжден медалью «За отвагу», орденом «Славы 3 степени», орденом «Красной звезды», орденом Отечественной войны I степени.

После войны окончил Новозыбковский педагогический институт, свое призвание И. И. Родионов нашел в школе, без которой себя не мыслил. Вместе с коллективом школы, в год чернобыльской трагедии, перебрался из ветхого сырого здания возле озера в новый нынешний корпус. Педагоги сами строили школу, сами ее обживали.

Немало у Ивана Ивановича и трудовых наград. Он «Ветеран труда», «Отличник народного образования», Почетный гражданин г. Злынка. Ведет патриотическую работу с подрастающим поколением. Находится на заслуженном отдыхе.

Ветеран Великой Отечественной Войны, Иван Родионов удостоен памятного нагрудного знака «75 лет битвы за Москву». Памятный нагрудный знак впервые был учрежден правительством Москвы в две тысячи шестнадцатом году.

Учитель: Спасибо. Ребята, кого из ветеранов Великой Отечественной войны нашего края вы еще знаете?

Ответ: Семен Антонович Василенко, Василий Евтехович Титов, Ефим Федорович Сушенок, Герман Михайлович Иванов, Александр Васильевич Манаенко.

Учитель: 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. С аэродромов поднялись немецкие самолеты, которые бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на детские лагеря, сады, школы, больницы и жилые дома. На защиту своей любимой Родины встал весь народ от мала до велика. На фронт шли мужчины, женщины, дети. Все, кто оставался в тылу, работали на заводах и фабриках. Для фронта они делали танки и самолеты, отливали снаряды и пули, шили солдатам одежду и сапоги, изготавливали бомбы и ружья для солдат.

Четыре года длилась Великая Отечественная Война. 9 мая 1945 года наши солдаты дошли до Берлина. И там, на самом главном здании – Рейхстаге – был водружен наш красный флаг Победы. Победу в этой войне мы одержали благодаря мужеству и смелости, героизму и отваге наших солдат.

При изучении раздела «Лексикология» у учащихся формируются знания о лексическом значении слова, однозначных и многозначных словах, лексической сочетаемости, заимствованных, исконно русских и профессиональных словах. Мы включали в содержание уроков по лексикологии региональные антропонимы.

Перед тем, как дать задание учащимся, излагалась история образования фамилий в русском языке.

Учитель: Ребята, каждый человек имеет фамилию, имя, отчество. Изучением имен людей занимается антропонимика. Слово «фамилия» пришло из латинского языка и в переводе означает «семья». На Руси первые фамилии появились в Новгородской губернии в ХIII–ХIV вв. и являлись скорее прозвищами, кличками. Позднее их стали использовать представители зажиточных, знатных сословий, а крестьянство долгое время обходилось без них. Фамилии образовывались от крестильных христианских имен, мирских имен, которые появились в языческие времена, прозвищ предков, топонимов.

Далее школьники анализировали происхождение фамилий села Денисковичи Злынковского района, определяли, от каких основ они произошли, распределяли фамилии на группы по происхождению.

Учащиеся выделили следующие группы фамилий:

1. Фамилии, образованные от крестильных христианских имен.

Ефременков ← Ефрем (‘плодовитый’) ← Ефрем + енк +ов;

Малахов ← Малахий (‘посланец Божий’) ← Малах(ий) + ов;

Агиенко ← Аггей (‘торжественный, праздничный’);

Ефименко ← Евфимий (‘благодушный, благожелательный’);

Кирьяненко ← Кириан (‘господский’);

Кондратенко ← Кондрат(ий) ← Кондрат (‘квадратный, широкоплечий’);

Романченко ← Романочка ← Роман (‘римский, римлянин’);

Лапченко ← Лапка ← Лапа ← Евлампий (‘хорошо + светить, сиять’);

Адамович ← Адамович ← Адам (‘человек из красной глины’).

2. Фамилии, образованные от мирских имен.

Горбачёв ← Горбач ← горбатый (‘сутулый, кривой, изогнутый’) ← Горбат(ый) / Горбач + ев. Таким образом, данная фамилия отражала либо внешние особенности первого носителя фамилии, либо его внутренние качества – способность хорошо и качественно трудиться.

Негодяев ← сын Негодяя ← Негодяй ← негодный (‘ни к чему не способный, дурной, плохой’) < Негодяй + ев. Мирское имя, на основе которого возникла фамилия, не было ругательным, а возникло из суеверия, чтобы оттолкнуть, обмануть злых духов, охотящихся за хорошими детьми.

Головченко ← Голова ← голова (‘человек, первенствующий, главный в чем-либо’, ‘умный, толковый человек’). Фамильное прозвание характеризует умственные способности его первого носителя.

Кравченко ← Кравец ← кравец (‘портной’).

Попченко ← Поп ← поп (‘священник’).

3. Фамилии, указывающие на внешние черты, облик, физические особенности первого носителя именования.

Фамилия Меженный восходит к прозвищу, образованному от нарицательного слова «межень» (‘средина по протяжению (особенно в вышину)’). Она несет в себе характеристику человека по росту. Образовалась данная фамилия суффиксальным способом: межень + н = меженн(ый).

Фамильное прозвание Гладунец произошло от прозвища Гладец в значении ‘вычесанный напоказ’, т. е. она отражает внешние особенности человека. Образовалась она суффиксальным способом, к основе слова был прибавлен суффикс -ун: глад + ун + ец.

4. Фамилии, которые указывают на образ жизни, социальный статус человека и различные жизненные обстоятельства.

Фамилия Голыго образовалась от прозвища Гол, в основе которого лежит нарицательное слово «голый». В Словаре В. И. Даля: голый – ‘нагой, неодетый, необутый, непокрытый, необросший, неуряженный; обнаженный, бедный, обнищалый. Голь – состояние голого, голича, голизна’. Фамилия отображает социальный статус человека, его образ жизни. Образовалась она суффиксальным способом. К основе гол- был прибавлен суффикс -ыго: гол + ыго.

5. Фамилии, которые указывают на внутренние качества, черты характера, особенности и способности родоначальника фамилии.

Фамилия Железный характеризует стойкость, твердость, терпеливость, бездушие, немилосердие носящего ее человека. Об этом свидетельствует и словарная статья в словаре В. И. Даля: железный – ‘из железа сделанный, почему-либо к железу относящийся; подобный железу по крепости, жесткости, цвету. Железный человек – стойкий, твердый, терпеливый, спорый; немилосердный, бездушный’. Фамилия возникла на основе прозвища Железный, которое образовалось путем субстантивации.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим слово шкель, которое имеет значение ‘зубоскал, насмешник’. Таким образом, веселому человеку, насмешнику могло быть дано прозвище Шкель, на основе которого возникло фамильное прозвание – Шкеля. Образована данная фамилия флексийным способом.

Таким образом, совместно с учащимися мы подошли к выводу, что в селе Денисковичи Злынковского района фамилии были образованы от крестильных христианских имен, от мирских имен, от прозвищ или отражали особенности внешнего облика, внутренние качества, социальный статус родоначальника фамилии.

В качестве домашнего задания на уроке изучения лексикологии учащимся предлагалось узнать историю возникновения собственной фамилии.

Включая в учебный процесс данное задание, мы не только формировали у учащихся знания о лексическом значении слова, однозначных и многозначных словах, лексической сочетаемости, но и знакомили их с историей возникновения и образования наиболее распространенных фамилий Брянской области.

При изучении раздела «Морфология» мы обратили внимание школьников на о́нимы, которые образовались путем перехода из нарицательных имен. В качестве иллюстративного материала использовались региональные антропонимы, топонимы, зоонимы, которые были собраны в селе Денисковичи Злынковского района Брянской области.

Упражнение 1. Сравните данные словосочетания. Каким способом образованы топонимы?

Улица Октябрьская – октябрьский переворот; улица Новая – новая машина; улица Советская – советское время; улица Злынковская – злынковский хлеб; улица Коммунистическая – коммунистический идеал; улица Тракторная – тракторный двигатель, площадь Свободы – свобода слова.

Ответ. Топонимы были образованы путем перехода слов, обозначающих признак предмета или его принадлежность, в разряд собственных имен.

Учитель: Ребята, чем знаменита Площадь Свободы в Злынке?

Ответ: На этой площади располагается Мемориал Славы.

Учитель: Правильно. Мемориал Славы был открыт 9 мая 1990 года. Он посвящен памяти погибших земляков в Великой Отечественной войне. На Мемориале Славы горит «Вечный огонь». В этом месте проводят митинги, посвященные Дню Победы, освобождению Брянщины и Злынки от немецких захватчиков. В 2013 году Мемориал Славы отреставрировали и 18 октября на монументе были открыты памятные доски злынковчанам, погибшим в локальных конфликтах. Именно здесь теперь увековечена память героев, отдавших жизнь при выполнении воинского долга в Афганистане и Чечне. Теперь и их память освещает «Вечный огонь». Это место, куда можно прийти и преклонить колени. Монумент Славы – это память, которая навеки останется в сердцах злынковчан, которые помнят, кто освобождал их край от захватчиков и кому они благодарны за мирное небо!

При изучении раздела «Морфология» в содержание урока русского языка мы включали и зоонимы.

Упражнение 2. Сравните словосочетания. Как образовались зоонимы (клички животных)?

Кролик Великан – каменный великан; собака Дружок – милый дружок; кот Злючка – маленькая злючка; поросенок Пятнышко – пятнышко света; корова Зорька – утренняя зорька.

Ответ. Зоонимы образовались путем перехода нарицательных имен существительных в собственные имена.

При изучении морфологии мы обращались к морфологическому разбору.

Упражнение 3. Выполните морфологический разбор указанных слов: Мы видели дымчатого альбатроса, пеструшку3 и полярных птиц. Курица Пеструшка3 обиженно закудахтала и похромала домой.

Пеструшку3 – существительное.

I. Видели (кого?) пеструшку.

Н. ф. – пеструшка.

II. Постоянные признаки: нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения; непостоянные признаки: в винительном падеже, в единственном числе.

III. Видели (кого?) пеструшку.

Пеструшка3 – существительное

I. (Кто?) Пеструшка.

Н. ф. – Пеструшка.

II. Постоянные признаки: собственное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения; непостоянные признаки: в именительном падеже, в единственном числе.

III. (Кто?) Пеструшка.

Сравнив оба морфологических разбора, учащиеся сделали вывод о том, что имя собственное Пеструшка образовалось путем перехода имени нарицательного в имя собственное. При изучении несклоняемых имен существительных в качестве материала для анализа мы включали в содержание уроков русского языка склоняемые и несклоняемые фамилии села Денисковичи Злынковского района Брянской области. Приведем примеры этих упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте. Раскройте скобки, ставя фамилии в нужном падеже.

Марии нравились произведения (Сидорцов). Павел любил смотреть фильмы с участием (Рожков). После футбольного матча Алексею удалось взять автограф (Арещенко). Константин купил книгу (Спиридонов). У (Ерошенко) было много способов резьбы по дереву.

Упражнение 2. Составьте предложения, в которых указанные ниже фамилии употребите в косвенных падежах: Лапченко, Синицын, Верховский, Потапенко, Травников, Якубенко, Орлов, Моисеенко, Холодков, Бандуро.

Выполняя данные задания, учащиеся приходят к выводу о том, что среди фамилий юго-западных районов Брянской области встречаются как склоняемые, так и несклоняемые. Подобные задания позволили развивать у школьников умение анализировать региональный материал. Использование в подобных заданиях лингвокраеведческого материала позволяет вызвать интерес к родному краю и его народу, к его прошлому и настоящему Брянской области.

При изучении раздела «Синтаксис» на уроках мы применяли тексты краеведческой направленности, рассказывающие об истории образования населенных пунктов Брянского края. Приведем примеры использовавшихся упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения.

С..ло Д..нисковичи при р..ке Ректе и пр..токе Добрище было извес(?)но с первой п..л..вины с..мнадцатого века с..ст..вляя уже тогда ч..сть Ч..лховской вол..сти [20].

Ответ.

 сущ.          сущ.               пр.   сущ.   сущ. с.     сущ.         сущ.         глаг.      нареч.   пр.

Село Денисковичи при реке Ректе и притоке Добрище было известно с

числ.           сущ.                 числ.           сущ.          деепр.    нар.    нар.     сущ.         прил.    

первой половины семнадцатого века, составляя уже тогда часть Чолховской

    сущ.

волости4. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Упражнение 2. Прочитайте текст. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите предложения по 1) цели высказывания, 2) эмоциональной окраске, 3) наличию грамматических основ, 4) количеству членов грамматической основы, 5) наличию второстепенных членов, 6) наличию осложнений. Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Город Злынка на р..ке Злынк(е, и) возник в (1702)  году между сёлами Д..нисковичи и Лысые. Первыми пос..ленц..ми были р..скольники к..торых пр..след..вало ру(с, сс)кое г..сударство. Стар..ду..ский п..лковник Михаил Миклашевский к..торому принадл..жали эти земли (не) пр..пятств..вал ра(с, сс)елению беглых так как они стан..вились его подда(н, нн)ыми и платили дань4. Новые пос..ления п..лковнику нужны были еще и потому что на некоторые его сёла пр..т..ндовала Киево-Печерская лавра. Их нужно было зап..сать в р..визию как вновь образова(н, нн)ые и тем самым оставить всю землю за Стар..ду..ским п..лком. Основным занятием злынко..цев было изг..т..вление кл..щей для х..мутов саней дуг и ст..кла. В с..р..дине (XVIII) века в Злынк(е, и) стали с..ли(т, ть)ся кроме раскольников и кр..стьяне но нас..ление (не) смеш..валось раскольничьи уса..ьбы нах..дились на правом б..р..гу р..ки Злынки а кр..стьяне с..лились на левом б..р..гу.

Ответ: По цели высказывания все предложения данного текста являются повествовательными, по эмоциональной окраске – невосклицательными. По наличию грамматических основ предложения делятся на

– простые:

Город Злынка на реке Злынке возник в одна тысяча семьсот втором году между селами Денисковичи и Лысые. Основным занятием злынковцев было изготовление клещей для хомутов, саней, дуг и выработка стекла.

– сложные:

Первыми поселенцами были раскольники, которых преследовало русское государство. Стародубский полковник Михаил Миклашевский, которому принадлежали эти земли, не препятствовал расселению беглых, так как они становились его подданными и платили дань. Новые поселения полковнику нужны были еще и потому, что на некоторые его сёла претендовала Киево-Печерская лавра. Их нужно было записать в ревизию как вновь образованные, и тем самым оставить всю землю за Стародубским полком. Около середины восемнадцатого века в Злынке стали селиться, кроме раскольников, и крестьяне, но население тех и других не смешивалось: раскольничьи усадьбы находились на правом берегу реки Злынки, а крестьяне селились на левом.

По количеству членов грамматической основы выделяются

– односоставные:

Их нужно было записать в ревизию как вновь образованные, и тем самым оставить всю землю за Стародубским полком.

– двусоставные предложения:

Город Злынка на реке Злынки возник в одна тысяча семьсот втором году между сёлами Денисковичи и Лысые. Первыми поселенцами были раскольники, которых преследовало русское государство. Стародубский полковник Михаил Миклашевский, которому принадлежали эти земли, не препятствовал расселению беглых, так как они становились его подданными и платили дань. Новые поселения полковнику нужны были еще и потому, что на некоторые его сёла претендовала Киево-Печерская лавра. Основным занятием злынковцев было изготовление клещей для хомутов, саней, дуг и выработка стекла. Около середины восемнадцатого века в Злынке стали селиться, кроме раскольников, и крестьяне, но население тех и других не смешивалось: раскольничьи усадьбы находились на правом берегу реки Злынки, а крестьяне селились на левом.

По наличию второстепенных членов все предложения являются распространенными. В представленном тексте есть предложение, осложненное однородными дополнениями и подлежащими: Основным занятием злынковцев было изготовление клещей для хомутов, саней, дуг и выработка стекла.

Выполним синтаксический разбор:

прилаг.                сущ. (прилож.)  сущ.               сущ.                  мест.

 [1Стародубский полковник Михаил Миклашевский, (2которому

     глаг.                  мест.  сущ.       ч.        глаг.                       сущ.              сущ.             союз

принадлежали эти земли), не препятствовал расселению беглых], (3так как

мест.        глаг.                мест.       сущ.                 с.       глаг.            сущ.

они становились его подданными и платили дань). (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное: 1) двусоставное, распространенное, полное; 2) двусоставное, распространенное, полное; 3) двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми).

Включение данных заданий в уроки русского языка при изучении синтаксиса позволило формировать у школьников предметные результаты: умение выполнять синтаксический разбор, давать характеристику предложениям. Применение региональных текстов позволило развивать патриотические ценности учащихся.

Для включения в уроки русского языка регионального ономастического материала, в котором отражены диалектные речевые традиции юго-западных районов Брянской области, использовались следующие задания.

Упражнение 1. Прочитайте. Найдите в каждом ряду третье лишнее слово.

1) Адарачка, Дарья, Ганначка;

2) Андрэячка, Гардзей, Александр;

3) Мария, Мархвачка, Марфа;

4) Атрох, Ярох, Трофим.

Ответ. В первом ряду лишним является слово Ганначка, потому что диалектизм Адарачка – это литературное имя Дарья. Во втором ряду лишним является имя Александр, так как Андрэячка и Гардзей представляют собой диалектные формы имен Андрей и Гордей. В третьем ряду лишним является слово Мария, так как Мархвачка – это диалектная форма имени Марфа. В четвертом ряду лишним является диалектная форма Ярох, потому что Атрох – это диалектная форма имени Трофим.

Упражнение 2. Подберите параллельные нормированные имена, которые соответствуют диалектизмам.

Диалектная форма

Литературная форма

Свята́я няде́ля

Блаγаве́щянье

Ўшэ́стя

Здви́γи

Ражаство́

Па́ска

Хряще́ння

Ответ.

Диалектная форма

Литературная форма

Свята́я няде́ля

Святая неделя

Блаγаве́щянье

Благовещенье

Ўшэ́стя

Вознесение Господне

Здви́γи

Воздвижение

Ражаство́

Рождество

Па́ска

Пасха

Хряще́ння

Крещение

Упражнение 3. Установите соответствия между столбцами таблицы, учитывая речевые особенности речи жителей юго-западных районов Брянщины:

А) Здви́γи

Б) Свята́я няде́ля

В) Блаγаве́щяння

Г) Ўшэ́стя

Д) Раждво́

1) Яканье

2) Ў неслоговое

3) γ фрикативный

4) Утрата / замена звуков

5) Долгие согласные

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

3

1

3, 1, 5

2, 1

4

Упражнения данного типа целесообразно применять на уроке закрепления.

Представленные упражнения позволили обобщить знания учащихся, связанные с региональным лингвистическим материалом юго-западных районов Брянской области, расширить лингвистический кругозор, знания о многообразии языкового России.

Таким образом, использование заданий на основе лингвокраеведческого материала юго-западных районов Брянской области на уроках русского языка позволило не только достигать основных предметных результатов, прописанных в ФГОСах и рабочих программах по русскому языку, но и осуществить изучение национально-регионального компонента лингвистического образования, развивая патриотические ценности школьников, формируя любовь к малой Родине, интерес к ее прошлому, настоящему и будущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Материал к урокам русского языка и литературы

Конспекты, методические рекомендации и т. д....

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"

Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация«Развитие нравственных ценностей у подростков на основе страноведческого материала на уроках иностранного языка»В работе исследованы проблемы воспитания нравственных ценностей у п...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...