Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Хабибуллина Чулпан Шамиловна

 

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Я шаг за шагом научилась пользоваться  готовыми презентациями и создавать свои.Увлечённые ученики с удовольствием участвуют в творческих конкурсах,  совершенствуя свою речь и развивая речевой опыт. Вот, например, в номинации "Я творец» Газизянов Артём,  ученик 7класса, сочинил прекрасную сказку и стал лауреатом конкурса «Познание и творчество».(текст  сказки)

Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование  ИКТ  как  современный способ подачи материала

на уроках русского  языка  и литературы»

учителя русского языка и литературы МСОУШ №6 г. Азнакаево РТ

Хабибуллиной Чулпан Шамиловны.

                                                           

         Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, наблюдать литературного героя, создать иллюзию соучастия, сопереживания. Предметы русский язык и литература не являются исключением, ибо ученик с интересом и увлечением работает на уроке, решая тренинги,  видит плоды своего труда  и может  их оценить.

           При подготовке к урокам использую Интернет – ресурсы: каталог информационных ресурсов по русскому языку, расположенный на сайте, «Грамота.ру» http://www.gramota.ru/. Мне самой нравятся уроки с использованием программ  MS Office (Word, Power Point). Я шаг за шагом научилась пользоваться  готовыми презентациями и создавать свои.  Эта необычайно интересная программа   обогащает урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к литературе, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль  учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной,  становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.      

        В своей работе я использую программы     "Репетитор", «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажёр» БУКАСОФТ, ФИПИ «Интенсивный курс-тренинг, «1С русский язык». Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития. Например, по программе «Ксюша спешит на помощь. Русский язык 8-9 класс» ученики работают дома, на кружке, после уроков  в любое свободное время. Это лингвистические игры-тренажеры  по восьми  темам в  трёх уровнях. Её любят так  называемые «слабые и трудные ученики». Азарт игры ненавязчиво увлекает, в итоге -  развивает практическую грамотность. А вот используя мультимедийные средства эпизодически, бессистемно, можно нанести вред обучению, которое  повлияет на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

         Использование ИКТ развивает исследовательские способности учащихся, повышает их речевую активность, способствует  осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, создания своего текста, своего проекта.  Так в 11 классе все учащихся  попробовали себя в проектной деятельности. «Песни 70-80х. Песни наших родителей», «Мы все учились понемногу», «В.Шаламов-автор «Колымских рассказов», «Руслан и Людмила 21 века», «Поэты-барды». В чём-то получились удачные, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили выпускников включиться в процесс познания. Ученики убедились, что для успешной  защиты проекта  необходимы  богатый словарный запас  и  ораторские навыки. Речь, как визитная карточка, характеризует высококультурного, образованного человека, который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог. Этому  ребята учатся   на занятиях ученического научного общества «Грамотеи».

          При использовании   мультимедийных  технологий  знания усваиваются лучше. Повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы помогает программа 1С: Репетитор. Для домашнего обучения для детей с ограниченными возможностями очень удобная программа «Учимся вместе. Диктанты, изложения, тренировочные упражнения 5-11класс». На подготовительных курсах КГТУ, организованных при татарской гимназии г.Азнакаево, я пользуюсь тренажёром и нормативными документами «Сдаём ЕГЭ по русскому языку». «Изюминка» этой программы состоит в том, что «репетитор» следит за каждым  шагом обучающегося, мгновенно реагируя на ошибки.  В случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки; позволяет зрительно запоминать только верные написания; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости.  Украшает урок  разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи теории. В самостоятельной домашней подготовке одарённых учащихся оказывает программа "Фраза", которая  является  своеобразным электронным репетитором для подготовки к выпускным   экзаменам.

      Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость, поэтому я выбрала элективный курс «Комплексная работа с текстом». С группой  сильных детей  работаю  с текстами повышенной сложности, использую упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций по методике Н. Шапиро. Старшеклассники учатся понимать текст,  анализировать его, выявляя отличительные признаки  и текстообразующие элементы, логически выстраивать план повествования, формулировать основные тезисы, приводить аргументы в их защиту делать обобщения. Именно такая планомерная и целенаправленная  работа  необходима для  выполнения задания «С», при написании сочинений-эссе на ЕГЭ.  

        Особенно важно научить детей-татар читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы использую диск: «Стихи русских  поэтов о родной природе»  издательства «Весть-тда» серии «Образовательные программы». Он  подходит для применения в любом классе. А в прошлом учебном году издательство  «Просвещение»  предложило учителю-филологу неоценимую помощь, выпустив  к  комплекту учебников литературы по программе В.Я.Коровиной  диски MP-3. Слушая  актерское чтение произведений, ученики стараются читать, подражая  чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».

         Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, учитель  предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. Этому служат уроки развития речи, которые мы планируем системно по методике Н.А.Плёнкина с 5 по 9 класс. Увлечённые ученики с удовольствием участвуют в творческих конкурсах,  совершенствуя свою речь и развивая речевой опыт. Вот, например, в номинации "Я творец» Газизянов Артём,  ученик 7класса, сочинил прекрасную сказку и стал лауреатом конкурса «Познание и творчество».

                                                    "Капу-Сити". (Почему у капусты много одежек?)

      Жила-была  Маленькая Кочерыжка.  Нежилась она как-то  в лужице возле дома, которая была прогрета тёплыми солнечными  лучами и  тихонько напевала песенку:

                                   Какое солнце милое,

                                   Какой хороший день,

                                   Сейчас мне очень весело

                                   В лужице моей!!!   Ля! Ля! Ля! Ля! Ля!

            А в это время, дома… её мама, большая Кочерыжка, готовила витаминный утренний коктейль  для своей любимой малышки. На соседнем участке жили добрые соседи кабачков и баклажанов. Они были очень дружны и всегда помогали друг другу. Это было прекрасное время, когда все растения могли разговаривать и передвигаться свободно, когда захотят и куда захотят.  Дети играли, резвились и не о чём не беспокоились. Взрослые - ходили в гости друг к дружке, мило беседовали, рассказывали последние новости и делились впечатлениями.

      В этот день всё начиналось как обычно. Но внезапно нагрянули тёмные тучи, подул резкий  холодный ветер, и наступила ночь. Через некоторое время ветер усилился и начался "кошмар".  Всё вокруг начало разрушаться, развалились домики, участки, ветер уносил и вырывал с корнем всё, что попадалось на его пути.

      Но вот, наконец-то тьма ушла, но стало очень, холодно, и почему- то солнце уже не грело, хотя и светило. Из укрытия выбралась маленькая кочерыжка. Ей было страшно и холодно. И тогда она заплакала.

- Мама, мама, я боюсь, мне страшно, я замёрзла, - всхлипывала  Кочерыжка.

        Она звала свою маму, но её не было. Через некоторое время к ней прибежали её маленькие друзья: Баклажан и Кабачок, и стали её утешать : "Не плачь, Кочерыжка, они найдутся, и мы тебе поможем их найти. Наши родители тоже потерялись".

Ребята  попытались поискать кого-нибудь из взрослых, но кроме этих малышей никого не было. Никто не мог понять, что же случилось. Оказалось, произошла катастрофа. Климат резко изменился. Из теплового парникового, превратился в холодный, неуютный. К вечеру стало ещё холоднее.

        Маленькая кочерыжка  продолжала  плакать. Ей становилось всё холоднее и холоднее. Баклажан и Кабачок  попытались согреть её. Они прогулялись по участку, но ничего не нашли. Тогда они решили сходить на дальний участок, где протекала большая река. Малышам туда ходить было запрещено, ведь это было очень далеко от дома. Но сейчас никого из взрослых рядом не было, а их подружка очень замерзла. Дети помнили, из рассказов родителей, что там растет удивительное растение, которое всем всегда помогало, при любых обстоятельствах. Они сходили к берегу реки и увидели это растение с необычным названием Капу-Сити.

       Баклажан подошел к  Капу-Сити и сказал:

-  Уважаемая Капу-Сити, разрешите мне сорвать несколько твоих прекрасных листьев для нашей малышки Кочерыжки,  она очень замерзла, потеряла родителей и очень сильно плачет от холода и страха.

Капу-Сити,  конечно же, разрешила. Ведь это было очень  доброе растение.

- Берите же, ребята. И счастливого пути.

Баклажан сорвал несколько нежных листочков.

- Большое спасибо! До свидания!

       Ребята принесли Кочерыжке листья растения Капу-Сити. Они  обложили её мягкими листьями растения. Малышка успокоилась. Засыпая, она пробормотала: 

- Спасибо большое, что помогаете мне всегда и во всём.

     И  очень крепко заснула, потому  что рядом были её верные друзья. Утром выглянуло  солнце, но тепла не было. Кочерыжка не хотела покидать своё тёплое гнёздышко.. А в благодарность, необычному растению,  она поменяла свое имя на новое  - Капуста.

      Такие творческие работы, конечно, радуют и ученика, и учителя. Пусть наши уроки помогут школьнику  войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.

      Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"

Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...

СПОСОБЫ ПОДАЧИ, ОСВОЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Статья написана в соавторстве со старшим преподавателем Российской государственной специализированной академии искусств Дементьевой Л.Б. Читателям предлагается анализ разных способов подачи и активиза...

Игра-соревнование как эффективная форма подачи и закрепления учебного материала на уроках французского языка. Статья.

В данной статье описывается пример из опыта работы в третьем классе. Дана полная разработка игры-конкурса на закрепление пройденного материала, повышаещего мотивацию учащихся к изучению иностранного я...

Игра-соревнование как эффективная форма подачи и закрепления учебного материала на уроках французского языка. Статья.

В данной статье описывается пример из опыта работы в третьем классе. Дана полная разработка игры-конкурса на закрепление пройденного материала, повышаещего мотивацию учащихся к изучению иностранного я...

Материал к уроку родной литературы в 11 классе по рассказу ульяновского писателя В.Н. Сергеева "Рыжие берега".

Рассказ В.Н. Сергеева позволяет включить в процесс преподавания родной литературы региональный компонент. Ребятам интересно прочитать про родные места, увидеть описание автором Волги и её предместий. ...