Главные вкладки

    Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    План урока по развитию речи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    5 класс

    Тема: Блочная подача материала на уроках по развитию речи.

    Типы речи (описание животного).

       Цели и  задачи: Введение теоретического материала крупными блоками;

    формирование речевых навыков и умений; научить самостоятельной творческой работе по созданию текста на основе теоретических знаний  о канонах построения и речевого оформления высказывания; научить видеть общее в отдельном для применения при создании или анализе любого другого текста этой группы; показать закономерности строения текстов – описаний, характер развития в них мысли, привить навыки устранения речевых недочетов; развивать языковое чутье и речевую культуру.

    На интерактивной доске:

    где? когда?             какой?      почему?

    что произошло?      как?              зачем?

    что делает?                              

    меняющиеся      постоянные       причины

    действия            наблюдения         явлений,

    (предмет и       (предмет и его       их связь

    его действия)         признаки)

    Тематический словарь:

          Части целого:      

    голова        хвост        величина (форма)

    уши        грива        цвет (окраска)

    шерсть        глаза

    лапы        шея

    когти        оперения

    клюв        крылья

    Текст №1

    На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиной с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.

    Текст №2

    Пеликан постепенно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, раздвинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.

    Текст №3

    Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.

    Беседа с классом

    - О ком говорится в этих отрывках?

    Что в  них общего? (тема одинаковая)

    -  Что мы узнаем из I части? (какой пеликан)

    из II части? (что делает, его действия)

    из III части? (почему он не может нырять, причины)

    - Представьте, что у вас  в руках фотоаппарат, сколько вам нужно сделать снимков к I части? (один, все признаки одновременные)

    ко II части? (столько, сколько меняющихся действий; здесь действия последовательные)

    - можно ли сфотографировать то, о чем говорится в III части? (нет, потому что причину увидеть нельзя, ее можно узнать, понять, об этом можно только рассуждать).

    Итак, перед нами разные типы речи – описание, повествование, рассуждение.

    Тип речи (типовой фрагмент) – это группа предположений, имеющих общее (типовое) значение. Все предложения, входящие в тип речи, строятся по одной и той же модели. По своей  структуре типовой фрагмент (или тип речи) состоит из «данного» (Д) и «нового» (Н).

    Д - в нем всегда что-то повторяется (конец или новое)

    Н - даёт новую информацию.

    Обратимся к тексту  №1, где описывается, какой пеликан, т.е. его признаки.

    - Как описывается внешность пеликана?

    ( называется не весь предмет описания, а его части, детали – это обязательный компонент подобного текста – описания).      

                                        оперение, голова, клюв

    Это позволяет избежать ненужных повторов слова «пеликан» и более подробно описать предмет изображения.

    Обратите внимание на порядок построения предложений:

    Д

     кто

     что

    ?

    предмет

    Н

    какой

    каков

    ?

    признак

    В качестве «данного» могут быть использованы существительные со значением части целого. Вначале называются детали, которые рисуются, а в конце их признаки («новое» всегда в конце).

    Главное в тексте  - описании – показ признаков.

    Описать предмет – значит указать, раскрыть признаки предмета или явления.

    Что может быть предметом описания?

    (Человек, животное, природа, местность, обстановка и т.д.)

    В зависимости от того, какую цель мы ставим, приступая к описанию, определяется стиль речи. Если нам нужно сообщить какую-либо информацию, научные сведения, мы используем научно-деловой стиль.      

     ( Научное описание  используется в учебнике природоведения, где говорится не о конкретных животных, а о признаках, свойственных всем животным данного вида).

    Деловое описание.

    Представьте, что у вас пропало домашнее животное: кошка, собака, попугайчик. Как бы вы составили описание?

    -Зачитать подготовленные дома объявления о пропаже.

    Ваша задача - как можно точнее и полнее передать все постоянные признаки, отметить все существенное, по которому можно отличить предмет изображения от других.

    Если нам необходимо передать читателю свои чувства, переживания нарисовать словами картину-это художественный стиль.

    (например, пишете в письме подруге, другу, какой прекрасный  кот или собака живет у вас в доме).

    Текст описания в художественном стиле или художественное описание построить труднее.

    Совет М.А. Рыбниковой.

    «Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми» глазами: мало ли что ты видел все это вчера, и в прошлом году, видишь каждый  день. Взгляни еще раз и схвати все это заново».

    Этому нужно учиться. И учиться прежде всего у авторов – профессионалов, у писателей.

    Зачитать пример художественного описания (1 часть – на интерактивной доске).

    «Петух»

    Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках,  а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми  острыми шпорами.

    Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто представлял ему возможность подумать.

    Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову, его длинный хвост волочился по земле, как плащ.

    Е. Носов

    - Автор рисует нам петуха вообще или какого-то определенного?

    (Да, ему присуща отличающая его от других внешность, характер)

    - Автор стремится сообщить нам все точные  и подробные сведения о петухе или нарисовать его словом?

      В художественном описании все подчинено основной мысли автора, его замыслу, следовательно, автор включает в описание только те признаки, которые эту мысль раскрывают.

     - Где заключена основная мысль отрывка?

    (В первом предложении)

    Замысел автора – показать красоту петуха и его смелость, это определяется отбором признаков.

    Текст разбивается на 2 абзаца (части). В I – внешний вид петуха, во II-его повадки.

    - Как описывается внешность?

    (шея, хвост, спина; называется не весь предмет, а его части).

    Предложения построены таким образом:

                                                     Д                     Н

    ПетухД был такой красивыйН и смелыйН. На шееД огненное ожерельеН. СпинаД сераяН, а в пышном хвостеД  длинныеН перья.

     Обратите внимание на  то, что в качестве Д используется существительные со значением части целого, в качестве Н используются прилагательные, существительное «ожерелье», признаковые глаголы («волочился»).

      Недостатком вашей работы может стать употребление в  качестве Н только прилагательных. Можно использовать другие части речи,словосочетания со значением признака (величина, цвет), причастия (текст о пеликане).

    Можно часть признаков  переместить в Д (например: огромныйН клювД, заросшая курчавымН пухом головаД).

    Нужно избегать повторов.

     У автора «петух», «он» (целое заменено частями целого). Связка «был» употреблена всего два раза.

    Язык художественных описаний тоже яркий, эмоциональный, выразительный, образный. Этому тоже нужно учиться.

    У автора:

    1) точные эпитеты (выбрал из ряда синонимов самые точные, конкретные:

    спина не просто серая, а серая в мелких белых пестринках);

    2) точная глагольная лексика («выступал», а не ходил, двигался);

    3) используется сравнения «будто на параде», «как истинный гвардеец», метафора - «грудь, отливающая бронзой», «острые шпоры»,

    ведь автору нужно показать его смелость: не петух, а воин, боец.

    Есть ли в тексте элементы повествования? (как он двигался, как ведет себя во время боя).

    Описывая животное, нельзя не говорить о его повадках. Для чисто описательных текстов характерно отсутствие движения. Основная функция описания - запечатлеть какой-то момент действительности.

    Если есть элементы повествования, то они подчинены законам описания. Лучше описывать предмет в какую-то определенную минуту времени.

    Как же все это применять на практике? Обратимся к сочинениям учеников, описывающих какое-либо животное.

     Дидактический материал: § 91 упр.410 «Бег по кругу».

    Основная мысль -  в первом предложении.

    Замысел, цель автора – показать верхового коня в беге по кругу.

    Как построен текст?- по законам описания

                                              Д                      Н

    Элементы каких типов речи присутствуют в тексте?

    (повествование – как бежит конь)

    Конь показан в определенный момент времени.

    Недостатки:

    1)повторение связки «был»;

    2) использование целого вместе с частью целого;

    3) для передачи признаков используются в основном прилагательные

    (можно Н             Д)

    Дидактический материал: упр.414, 415 (устранение фактических неточностей и ошибок).

    Итак, делаем выводы.

    1) Для каждого типа речи существуют свои законы построения текста.

    Если это описание, в предложениях называется предмет (целое) и его детали (части целого) и показываются их признаки.

    Д

     кто

     что

    ?

    предмет

    Н

    какой

    каков

    ?

    признак

    2) Если это художественное описание, нужно отобрать такие признаки, которые помогли бы нам «увидеть» предмет наиболее ярко, образно (уменьшительно-ласкательные суффиксы, слова в переносном значении, сравнения)

    3) Стараться избегать речевых недочетов:

         а) слово – связка «был» употребляется в настоящем времени;

        б) повтор предмета, который описывается (замена целого частями).

    4) Для передачи признаков использовать не только прилагательные, но и другие части речи.

    Домашнее задание: описать животное.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

    Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

    Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

    Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

    Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ

    Планируемые результаты:предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивост...

    Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

    В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

    Урок развития речи "Описание животного"

    Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...