Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

План урока по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Блочная подача материала на уроках по развитию речи.

Типы речи (описание животного).

   Цели и  задачи: Введение теоретического материала крупными блоками;

формирование речевых навыков и умений; научить самостоятельной творческой работе по созданию текста на основе теоретических знаний  о канонах построения и речевого оформления высказывания; научить видеть общее в отдельном для применения при создании или анализе любого другого текста этой группы; показать закономерности строения текстов – описаний, характер развития в них мысли, привить навыки устранения речевых недочетов; развивать языковое чутье и речевую культуру.

На интерактивной доске:

где? когда?             какой?      почему?

что произошло?      как?              зачем?

что делает?                              

меняющиеся      постоянные       причины

действия            наблюдения         явлений,

(предмет и       (предмет и его       их связь

его действия)         признаки)

Тематический словарь:

      Части целого:      

голова        хвост        величина (форма)

уши        грива        цвет (окраска)

шерсть        глаза

лапы        шея

когти        оперения

клюв        крылья

Текст №1

На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиной с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.

Текст №2

Пеликан постепенно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, раздвинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.

Текст №3

Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.

Беседа с классом

- О ком говорится в этих отрывках?

Что в  них общего? (тема одинаковая)

-  Что мы узнаем из I части? (какой пеликан)

из II части? (что делает, его действия)

из III части? (почему он не может нырять, причины)

- Представьте, что у вас  в руках фотоаппарат, сколько вам нужно сделать снимков к I части? (один, все признаки одновременные)

ко II части? (столько, сколько меняющихся действий; здесь действия последовательные)

- можно ли сфотографировать то, о чем говорится в III части? (нет, потому что причину увидеть нельзя, ее можно узнать, понять, об этом можно только рассуждать).

Итак, перед нами разные типы речи – описание, повествование, рассуждение.

Тип речи (типовой фрагмент) – это группа предположений, имеющих общее (типовое) значение. Все предложения, входящие в тип речи, строятся по одной и той же модели. По своей  структуре типовой фрагмент (или тип речи) состоит из «данного» (Д) и «нового» (Н).

Д - в нем всегда что-то повторяется (конец или новое)

Н - даёт новую информацию.

Обратимся к тексту  №1, где описывается, какой пеликан, т.е. его признаки.

- Как описывается внешность пеликана?

( называется не весь предмет описания, а его части, детали – это обязательный компонент подобного текста – описания).      

                                    оперение, голова, клюв

Это позволяет избежать ненужных повторов слова «пеликан» и более подробно описать предмет изображения.

Обратите внимание на порядок построения предложений:

Д

 кто

 что

?

предмет

Н

какой

каков

?

признак

В качестве «данного» могут быть использованы существительные со значением части целого. Вначале называются детали, которые рисуются, а в конце их признаки («новое» всегда в конце).

Главное в тексте  - описании – показ признаков.

Описать предмет – значит указать, раскрыть признаки предмета или явления.

Что может быть предметом описания?

(Человек, животное, природа, местность, обстановка и т.д.)

В зависимости от того, какую цель мы ставим, приступая к описанию, определяется стиль речи. Если нам нужно сообщить какую-либо информацию, научные сведения, мы используем научно-деловой стиль.      

 ( Научное описание  используется в учебнике природоведения, где говорится не о конкретных животных, а о признаках, свойственных всем животным данного вида).

Деловое описание.

Представьте, что у вас пропало домашнее животное: кошка, собака, попугайчик. Как бы вы составили описание?

-Зачитать подготовленные дома объявления о пропаже.

Ваша задача - как можно точнее и полнее передать все постоянные признаки, отметить все существенное, по которому можно отличить предмет изображения от других.

Если нам необходимо передать читателю свои чувства, переживания нарисовать словами картину-это художественный стиль.

(например, пишете в письме подруге, другу, какой прекрасный  кот или собака живет у вас в доме).

Текст описания в художественном стиле или художественное описание построить труднее.

Совет М.А. Рыбниковой.

«Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми» глазами: мало ли что ты видел все это вчера, и в прошлом году, видишь каждый  день. Взгляни еще раз и схвати все это заново».

Этому нужно учиться. И учиться прежде всего у авторов – профессионалов, у писателей.

Зачитать пример художественного описания (1 часть – на интерактивной доске).

«Петух»

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках,  а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми  острыми шпорами.

Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто представлял ему возможность подумать.

Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову, его длинный хвост волочился по земле, как плащ.

Е. Носов

- Автор рисует нам петуха вообще или какого-то определенного?

(Да, ему присуща отличающая его от других внешность, характер)

- Автор стремится сообщить нам все точные  и подробные сведения о петухе или нарисовать его словом?

  В художественном описании все подчинено основной мысли автора, его замыслу, следовательно, автор включает в описание только те признаки, которые эту мысль раскрывают.

 - Где заключена основная мысль отрывка?

(В первом предложении)

Замысел автора – показать красоту петуха и его смелость, это определяется отбором признаков.

Текст разбивается на 2 абзаца (части). В I – внешний вид петуха, во II-его повадки.

- Как описывается внешность?

(шея, хвост, спина; называется не весь предмет, а его части).

Предложения построены таким образом:

                                                 Д                     Н

ПетухД был такой красивыйН и смелыйН. На шееД огненное ожерельеН. СпинаД сераяН, а в пышном хвостеД  длинныеН перья.

 Обратите внимание на  то, что в качестве Д используется существительные со значением части целого, в качестве Н используются прилагательные, существительное «ожерелье», признаковые глаголы («волочился»).

  Недостатком вашей работы может стать употребление в  качестве Н только прилагательных. Можно использовать другие части речи,словосочетания со значением признака (величина, цвет), причастия (текст о пеликане).

Можно часть признаков  переместить в Д (например: огромныйН клювД, заросшая курчавымН пухом головаД).

Нужно избегать повторов.

 У автора «петух», «он» (целое заменено частями целого). Связка «был» употреблена всего два раза.

Язык художественных описаний тоже яркий, эмоциональный, выразительный, образный. Этому тоже нужно учиться.

У автора:

1) точные эпитеты (выбрал из ряда синонимов самые точные, конкретные:

спина не просто серая, а серая в мелких белых пестринках);

2) точная глагольная лексика («выступал», а не ходил, двигался);

3) используется сравнения «будто на параде», «как истинный гвардеец», метафора - «грудь, отливающая бронзой», «острые шпоры»,

ведь автору нужно показать его смелость: не петух, а воин, боец.

Есть ли в тексте элементы повествования? (как он двигался, как ведет себя во время боя).

Описывая животное, нельзя не говорить о его повадках. Для чисто описательных текстов характерно отсутствие движения. Основная функция описания - запечатлеть какой-то момент действительности.

Если есть элементы повествования, то они подчинены законам описания. Лучше описывать предмет в какую-то определенную минуту времени.

Как же все это применять на практике? Обратимся к сочинениям учеников, описывающих какое-либо животное.

 Дидактический материал: § 91 упр.410 «Бег по кругу».

Основная мысль -  в первом предложении.

Замысел, цель автора – показать верхового коня в беге по кругу.

Как построен текст?- по законам описания

                                          Д                      Н

Элементы каких типов речи присутствуют в тексте?

(повествование – как бежит конь)

Конь показан в определенный момент времени.

Недостатки:

1)повторение связки «был»;

2) использование целого вместе с частью целого;

3) для передачи признаков используются в основном прилагательные

(можно Н             Д)

Дидактический материал: упр.414, 415 (устранение фактических неточностей и ошибок).

Итак, делаем выводы.

1) Для каждого типа речи существуют свои законы построения текста.

Если это описание, в предложениях называется предмет (целое) и его детали (части целого) и показываются их признаки.

Д

 кто

 что

?

предмет

Н

какой

каков

?

признак

2) Если это художественное описание, нужно отобрать такие признаки, которые помогли бы нам «увидеть» предмет наиболее ярко, образно (уменьшительно-ласкательные суффиксы, слова в переносном значении, сравнения)

3) Стараться избегать речевых недочетов:

     а) слово – связка «был» употребляется в настоящем времени;

    б) повтор предмета, который описывается (замена целого частями).

4) Для передачи признаков использовать не только прилагательные, но и другие части речи.

Домашнее задание: описать животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное изучение материала на уроках геометрии

Блочное изучение материала на уроках геометрии в старших классах ....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ

Планируемые результаты:предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивост...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Урок развития речи "Описание животного"

Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...