Материал к уроку родной литературы в 11 классе по рассказу ульяновского писателя В.Н. Сергеева "Рыжие берега".
методическая разработка (11 класс)

Рассказ В.Н. Сергеева позволяет включить в процесс преподавания родной литературы региональный компонент. Ребятам интересно прочитать про родные места, увидеть описание автором Волги и её предместий. Помимо этого, рассказ является замечательным материалом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.sergeev_ryzhie_berega.docx20.56 КБ
Файл v.n._sergeev_ryzhie_berega.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: Изображение Симбирского края в рассказе В.Н. Сергеева «Рыжие берега».

Цель урока: формирование и развитие нравственных понятий в процессе целостного анализа текста художественного произведения.

Планируемые результаты

Предметные

Знания: содержание рассказа, проблематика произведения.

Умения: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Метапредметные

Коммуникативные: К3.1.

Познавательные:П1.4

Регулятивные:Р1.1

Личностные: Л1.8.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: история.

Материальное обеспечение урока: УМК Литература. 11 класс. Ю.В.Лебедев. М.: Просвещение, 2016; рассказ В.Н. Сергеева «Рыжие берега».

Задачи этапа

Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность суворовцев (ФОПД)

Технология, метод обучения

Контроль

Время

Организационный момент.

Настроить на активную устную работу

Уметь организовывать рабочее место, выполнять команды дежурного.

Принимает рапорт

Дежурный сдает рапорт

1

Мотивация суворовцев к учебной деятельности, определение темы и цели урока

Формулировать учебную задачу

Организует начало урока посредством беседы.

Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река....Е.Евтушенко, Волга, 1958

Определяют тему и цели урока; записывают в тетрадь

(ТРКМ, (стадия вызова),

проблемный метод

СК

2

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Подготовка учащихся к объяснению нового материала

Уметь систематизировать изученный материал

Организует вступительную беседу

Сергеев Виктор Николаевич родился 27 июня 1943 года в селе Чуфарово Майнского района Ульяновской области в крестьянской семье. Отец, Николай Иванович, шорник по специальности, пропал без вести в Великую Отечественную; мама, Анисья Петровна, осталась одна с тремя малыми детьми, работала в колхозе, как она говорила — «от тёмного до тёмного». Окончил Буйковскую среднюю школу в 1961 году. Детство, отрочество и юность прожил в Чуфарове.

Слушают преподавателя, записывают материал в тетрадь, высказываются

(фронтальная ОПД)

ТРКМ (стадия вызова),

частично-поисковый метод

КП

5

Изучение нового материала

Выявление места и причины затруднения

Уметь выражать свою точку зрения; слушать текст с извлечением необходимой информации

Организует анализ рассказа «Рыжие берега».

Никанор Вьюгов. Опишите его.

Расскажите о семье Никанора.

Почему, на ваш взгляд, сложно складываются отношения с братом?

За что Пётр упрекал брата, когда приезжал в гости?

Расскажите о семье Петра.

Что случилось с Никанором на Волге, когда ждал брата с работы?

Кто такой Вёсельник? Зачем этот герой включён в рассказ?

Расскажите о жизни семьи до войны.

Почему поговорить по душам братья пошли на берег Волги? Зачитайте эпизоды, в которых описывается великая река.

Как вы считаете, изменится ли отношение друг к другу после этой встречи?

Отвечают на вопросы.

Зачитывают фрагменты рассказа.

Записывают выводы в тетрадь.

ТРКМ (осмысление)

частично-поисковый метод

СК, ВК

17

Смена деятельности

Удерживать поставленную задачу

Организует проведение динамической паузы

Выполняют физические упр.

2

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Решение типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия (в парах)

Уметь  извлекать информацию из текста, формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять самоконтроль

Организует работу в группах:  выявите спектр проблем, которые поднимаются в данном рассказе. Объясните смысл заглавия и идею.

 

Работают с текстом, выявляя проблематику рассказа, авторскую позицию.

ТРКМ (стадия осмысления);

частично-поисковый метод

СК, ВК, КП

10

Постановка задания на самоподготовку, инструктаж по его выполнению

Осмысление задания на с/п

Формулировать и удерживать учебную задачу

Объясняет задание на с/п: подготовить материал о поэтах Ульяновска 20 века.

Слушают преподавателя, записывают задание на с/п, задают вопросы

Проблемный метод

ТРКМ (Стадия рефлексии: расширение сферы своих знаний)

самоконтроль

2

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока, установление соответствия полученного результата поставленной цели.

Самооценка на основе критериев успешности

Организует подведение итогов занятия

Участвуют в обсуждении сформированных умений. Выставляют оценки.

Аналитический метод

ТРКМ (Стадия рефлексии)

самоанализ

1

Преподаватель ______________ И. Смолякова

 Ресурсный материал

В городе Магнитогорске в профессионально-техническом училище получил профессию газоэлектросварщика. Работал на заводах и стройках. Любовь к литературе и нажитый жизненный опыт, когда появилось устойчивое желание поделиться наблюдениями, мыслями и чувствами, склонил автора к сочинительству. Прозаик, член Союза писателей России, автор нескольких книг: «Первый круг» (Саратов, 1985 год), «Родственники» (Москва, 1993 год), «Синее небо с белыми облаками» (Ульяновск, «Регион-Инвест», 2007 год), «Свидетельницы» (Ульяновск, «Вектор-С», 2008 год), «На полустанке Зелёном» (Ульяновск, «Печатный Двор», 2016), «Гуси на крыло» (Ульяновск, «Печатный Двор», 2019). Рассказы и повести публиковались также в местной периодике, в литературных журналах и альманахах Поволжья. По рассказу «Дупло» на Мосфильме в 1981 году снят короткометражный фильм.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа. Р ассказ В.Н. Сергеева «Рыжие берега».

Слайд 2

Любовь России к ней нетленна. К ней тянутся душою всей Кубань и Днепр, Нева и Лена, и Ангара, и Енисей. Люблю её всю в пятнах света, всю в окаймленье ивняка... Но Волга для России — это гораздо больше, чем река.... Е.Евтушенко , Волга, 1958

Слайд 3

Сергеев Виктор Николаевич родился 27 июня 1943 года в селе Чуфарово Майнского района Ульяновской области в крестьянской семье. Отец, Николай Иванович, шорник по специальности, пропал без вести в Великую Отечественную; мама, Анисья Петровна, осталась одна с тремя малыми детьми, работала в колхозе, как она говорила — «от тёмного до тёмного». Окончил Буйковскую среднюю школу в 1961 году. Детство, отрочество и юность прожил в Чуфарове.

Слайд 4

В городе Магнитогорске в профессионально-техническом училище получил профессию газоэлектросварщика . Работал на заводах и стройках. Любовь к литературе и нажитый жизненный опыт, когда появилось устойчивое желание поделиться наблюдениями, мыслями и чувствами, склонил автора к сочинительству.

Слайд 5

Прозаик, член Союза писателей России, автор нескольких книг: «Первый круг », «Родственники », « Синее небо с белыми облаками », «Свидетельницы », «На полустанке Зелёном» , «Гуси на крыло ». Рассказы и повести публиковались также в местной периодике , в литературных журналах и альманахах Поволжья. По рассказу «Дупло» на Мосфильме в 1981 году снят короткометражный фильм.

Слайд 6

Анализ рассказа «Рыжие берега». Никанор Вьюгов. Опишите его. Расскажите о семье Никанора. Почему, на ваш взгляд, сложно складываются отношения с братом? За что Пётр упрекал брата, когда приезжал в гости? Расскажите о семье Петра. Что случилось с Никанором на Волге, когда ждал брата с работы? Кто такой Вёсельник? Зачем этот герой включён в рассказ? Расскажите о жизни семьи до войны. Почему поговорить по душам братья пошли на берег Волги? Зачитайте эпизоды, в которых описывается великая река. Как вы считаете, изменится ли отношение друг к другу после этой встречи?

Слайд 7

Групповая работа. 1.Проблемы текста. 2.Смысл заглавия. 3.Идея рассказа.

Слайд 8

Задание на самоподготовку. Подготовить материал о поэтах и писателях Ульяновска 20 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...