Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_l.n.andreeva.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Андреев «Кусака»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности


Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса литературы.

Задачи обучения:

  • познакомить с творчеством Л.Н.Андреева;
  • проиллюстрировать особенности его рассказа «Кусака»;

Задачи развития:

активизировать познавательные интересы обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности;

Задачи воспитания:

продолжить работу над воспитанием индивидуальной, творчески личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей представлять продукт своей деятельности и объективно оценивающей собственную работу и работу одноклассников.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть и думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.

Для того чтобы начать работу,  предлагаю прослушать песню В. Шаинского и подумать, каким настроением она проникнута.

- Итак, какое настроение, впечатление возникло после прослушивания песни?

 Почему? (пропала собака, девочка переживает, грустит по своему другу)

- А у вас есть такой друг (собака, кошка или другое животное)? Расскажите. – Но всегда ли мы настолько добры к животным, а может быть, бывает и по-другому. Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева «Кусака». О чем он?

(о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к  ним)

- Произведение написано в начале XX века. Но  актуально ли оно сейчас?

  • Знаете ли вы примеры других произведений, где герои были бы четвероногие?

- Итак, какая проблема объединяет все эти произведения? Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.

Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?

-Назовите ключевые вопросы (что? как? зачем?)

  • Ребята, подумайте, после сегодняшнего урока, какие  изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?

Тогда сформулируйте цели нашего урока.

Тема: Л.Н.Андреев «Кусака».

Сегодня у нас урок-открытие, потому что имя Леонида Николаевича Андреева впервые звучит на уроке, и потому, что рассказ, который мы будем изучать содержит нравственные заповеди. Их-то нам и предстоит обнаружить и принять в свое сердце.

А что же такое нравственность? Уточните по толковому словарю значение этого слова. НА ДОСКУ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Сколько времени вам понадобится? (1).

Работа со словарем. (1. совокупность норм поведения человека в обществе 2.  внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам)

- Действительно, отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности человека, т.е. критерием его поведения, морали.

Давайте обратимся к рассказу.

Героем его стала собака. Но сам Андреев писал так: ПРОЧИТАЙТЕ

    

В рассказе «Кусака» героем является собака,

ибо все живое имеет одну и ту же душу

и страдает одними и теми же страданиями...

Л.Н.Андреев

Эти слова и станут эпиграфом нашего урока.

Почему страдает Кусака? Проверим, насколько хорошо вы усвоили её историю. Восстановите последовательность событий. Задание 150, тетрадь ч.1.

Проверка. Документ-камера.

Очень кратко, опираясь на пункты задания 150, перескажите сюжет рассказа.

Работа в группах. Проведем исследование и посмотрим, кто и что является причиной изменений в жизни Кусаки. Для этого составим план исследования.

План.

1. Имя.

2. Внешность.

3. Состояние природы.

4. Отношение с людьми.

5. Иллюстрации

6. Место данного эпизода в композиции.

Сколько времени вам понадобится? Работа на листах.

- Ответы. Вопросы группам. Оценка.

- Ребята, какими словами заканчивается рассказ? Зачитайте.

- Вот такой печальный конец рассказа «Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет?

Придумайте свой конец рассказа «Кусака». 4-5 предложений. (3 мин)

- Давайте их послушаем.

- Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец.

Давайте подберём к слову нравственность слова – ассоциации. Составим кластеры.

Обращение к проблеме!!! Эпиграфу. Чему учит нас рассказ Л.Н.Андреева?

- Мы познакомились с замечательным рассказом Л.Н.Андреева «Кусака», но пока ни слова не сказали о самом авторе. Как вы думаете, что за человек был Л.Андреев? Хотите узнать о нем больше? Откройте учебник стр.91. Посмотрите предложенный материал. Сколько времени вам понадобится?

Какие новые для себя сведения вы открыли?

Пришло время закрепить весь материал нашего урока. Откройте тетради ч.2 и выполните задание части А. Сколько времени вам понадобится?

Проверка. стр. 86.

13-15 – 5

10-12 -4

7-9 - 3

Домашнее задание.

1.Напишите письмо Лёле.

2.Рассмотрите памятники собакам – верным друзьям человека на стр. 80-82 в цветной тетради, ч.1. Подумайте, какой памятник  можно поставить Кусаке.

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста.

НРАВСТВЕННОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Презентация к уроку по литературе "Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе  на тему "Картины природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"...

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Л.Андреев был очень талантливым и увлекающимся человеком. Он любил театр, прекрасно рисовал, был отличным фотографом... Судьба многих героев Л.Андреева напоминает судьбу самого писателя. Но писатель, ...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Презентация к уроку родной литературы ( русской) по рассказу Ю Буйды "Продавец добра"

Презентация к уроку родной литературы (русской) по рассказу Ю. Буйды "Продавец добра"....