Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Цель педагогической деятельности учителя:

Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.

Развивающая: развивать навыки самостоятельного чтения.

Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, неприятие «футлярной жизни».           

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: расширение круга читательских интересов школьников.

Личностные: оценивание содержания рассказа «Человек в футляре»; осознание эстетической ценности произведений А.П. Чехова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»

                 (8 класс. УМК. Учебник «Литература» в двух частях В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина)

Деева О.Н.

Класс

8

Тема урока

Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»

Тип урока

Урок внеклассного чтения

Цели урока

Цель педагогической деятельности учителя:

Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.

Развивающая: развивать навыки самостоятельного чтения.

Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, неприятие «футлярной жизни».        

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: расширение круга читательских интересов школьников.

Личностные: оценивание содержания рассказа «Человек в футляре»; осознание эстетической ценности произведений А.П. Чехова.

Задачи урока

Образовательные:

- формировать умение ориентироваться в тексте художественного произведения;

- помочь осознать смысл названия произведения;

- учить находить ответы на проблемные вопросы произведения, поставленные автором.

Развивающие:

- развивать умение слушать, сравнивать и выделять главное;

- развивать творческие способности работы в группах, умение определять свою роль в группе;

- совершенствовать речевые умения.

Воспитательные:

- воспитывать активную жизненную позицию.

Универсальные учебные действия 

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать тему, проблему урока и искать  пути её решения;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешности работы.

Познавательные:

- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

- преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).        

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания

I. Оргмомент.

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно настроиться на урок.

Регулятивные: планировать необходимые действия.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить знания и умения учащихся.

- Домашним заданием было прочитать рассказ «Человек в футляре». Понравился ли вам рассказ? Чем? Кто главные герои? Что с ними происходит?

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с понятиями.

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Слушать, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

III. Мотивация к учебной деятельности с последующим формулированием темы и цели урока

Цель: включить учащихся в работу, формулировать тему урока, цель.

- Как вы понимаете слово «футляр», «футлярная жизнь»?

-Выскажите предположения о том, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Учитель работает с презентацией. Тема и цель урока на экране.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Обмениваются мнениями.

Высказывают предположение о теме урока, называют его цель.

Личностные: Самоопределение.

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

Познавательные:

1. Построение логической цепочки рассуждений.

2. Извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные:

Слушать, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

IV. Актуализация знаний

Цель: активизировать опорные знания.

Создать условия для погружения в проблемную ситуацию.

Предлагает поиграть в игру «да – нет».

Задает вопросы учащимся.

- Как построен рассказ?

- Кто эти запоздавшие охотники?

- Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра?

- Прочитайте описание Мавры. Какой вывод мы можем сделать? (презентация)

Отвечают на вопросы учителя.

-Я утверждаю, что рассказ «Человек в футляре написан А.П.Чеховым (да)

-Я утверждаю, что Беликов преподавал в гимназии французский язык (нет)

- Я утверждаю, что его любимой фразой была «Вот было бы хорошо!» (нет)

- Я утверждаю, что «Беликов держал в страхе весь город» (да)

- Я утверждаю, что в конце рассказа герой обрёл долгожданное счастье, женившись на Вареньке (нет)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом.

- Рассказ в рассказе.

- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

- Это ключ к рассказу.

- «Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу».

- Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу. Такие люди - явление нередкое.

Познавательные:

1. Поиск необходимой информации.

2. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1. Инициативное сотрудничество.

2. Умение выражать мысли.

3. Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Открытие новых знаний. Решение проблемы.

Цель: рассмотреть образ главного героя.

Развивать умение исследовать прочитанный материал.

- Кто рассказывает о Беликове?

Демонстрирует персонаж на экране. Опиши Беликова.

Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? Найдите в тексте и прочитайте. Беликов выступал на педсоветах:

Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом:

Как к Беликову относятся коллеги:

Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих:

На ваш взгляд, подходили ли  друг другу Варенька и Беликов, Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко:

Сравни Коваленко и Беликова.

(Примерный план: а) наружность; б) манера говорить и держаться; в) черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу).

Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий:

Чем закончилось сватовство:

Найденные детьми цитаты выводит на экране в презентации.

- Учитель гимназии Буркин.

Описывают главного героя. Работают с тетрадями.

«…на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло»

«Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью»

«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко»

Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят. «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!»

Беликов едва не женился

Возненавидел. «Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог».

«Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая».

Сравнивают Коваленко и Беликова.

Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде. «Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»

«Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье»

«Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!»

Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.

«Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

- Ха-ха-ха!

И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал».

Личностные:

Иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Физкультминутка. Цель: снять физическое и психологическое напряжение.

Напоминает о минуте отдыха.

Выполняют упражнения.

Проводит ученик:

встали, выпрямили плечи 1, 2, 3

руки на пояс, 2 наклона влево, 2 наклона вправо, сели.

Регулятивные:

Выполнять действия по заданному образцу.

VII.  Включение новых знаний в систему знаний.

Цель: включить новые знания в систему изученного материала.

Задает вопросы:

Почему Беликов умер?

Чего достиг Беликов?

Обрёл ли Беликов долгожданное счастье?

Прочитайте, какое выражение лица было у него, когда он лежал в гробу.

Что изменилось в жизни города после смерти Беликова? Почему?

Стоит объяснить детям, что Беликов не один.

Беликовщина – общественный порок, и пока его не искоренить, жизнь общества изменить трудно.

Как завершает автор композицию рассказа?

Какие слова Ивана Иваныча звучать в конце рассказа?

Слышит ли Ивана Иваныча собеседник?

Отвечают на вопросы. Работают с текстом.

От страха жизни, которая грубо разорвала замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал.

Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.

«– Видеть и слышать, как лгут, – проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, – и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше так жить невозможно!»

Мы видим, что Буркин расхожей фразой закругляет беседу и засыпает, а Иван Иваныч «все ворочался с боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей, закурил трубку».

Познавательные:

Искать необходимую информацию.

Коммуникативные:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

3. Слушать и слышать друг друга.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности.

Регулятивные:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Выполнять действия по заданному образцу.

VIII Контроль усвоения материала.

Цель: формировать умение выделять главное, определять ключевые понятия

Задает вопросы учащимся:

Что же не дает уснуть Ивану Иванычу?

Вспомним еще раз его слова о «футляре»: «Ненужные бумаги... игра в винт... жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?» Что значат эти слова?

А вы как считаете? Какова наша жизнь? Каков наш выбор, наша свобода?

Отвечают на вопросы, работают с текстом и с тетрадями.

«Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. «Футляр», по мнению Ивана Иваныча, в каждом из нас, в нас самих.

Высказывают свое мнение.

Регулятивные:

Контролировать, корректировать, проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

1. Уметь выражать мысли.

2. Уметь строить речевое высказывание.

Познавательные:

Искать необходимую информацию.

Личностные:

Иметь желание стремиться к преодолению трудностей; проявлять способность к самооценке своих действий.

ТОУУ

IX. Рефлексия.

Цель: обобщить полученные знания на уроке,  оценить деятельность учащихся.

Организовывает рефлексию, задаёт вопросы: что было сегодня интересного на уроке? Что изучили? что вызвало затруднение? что полезного для вас было? что пригодится в будущем? над чем заставил задуматься материал урока? и т.п. Для оценки работы можно использовать смайлики или другие карточки.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность.

Регулятивные:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

ТОУУ

X. Домашнее задание

Цель: дать учащимся задание к следующему уроку для повторения.

Дифференцированное.

Подготовить устный ответ на вопрос: «Мысли, возникшие после прочтения рассказа».

Написать эссе на тему: «Мысли, возникшие после прочтения рассказа».

Записывают домашнее задание в дневники.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе. Рассказ А.П.Чехова " Человек в футляре"

В цикле рассказов о футлярной, узкой ограниченной мещанской жизни («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч») Чехов с прозорливостью писателя-реалиста раскрывает нравственное уродство мещан...

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

Урок по рассказу А.П.Чехова " Человек в футляре".

Урок по рассказу русского писателя"Человек в футляре". Раскрываются понятия, почему автор назвал так рассказ, в чем причины падения Героя....

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре". "В поисках Беликова" Для 10 классов с узбекским и другими языками обучения.

Видеоурок литературного чтения в 10 классе "В поисках Беликова" поможет понять историческую обстановку конца 19 века, задуматься о прототипах "человека в футляре" и глубже понять и...

Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...