Утраченный смысл известных выражений.
творческая работа учащихся по русскому языку (8 класс)

Утраченный смысл известных выражений.

Автор Николай Иванов 8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrachennyy_smysl_izvestnyh_vyrazheniy.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утраченный смысл известных выражений Знаем ли мы, что говорим?

Слайд 2

Введение В наше время в речи часто используются разные известные выражения. Но знаем ли мы, что означали эти выражения в старину? Вследствие этого возникают такие вопросы:

Слайд 3

Вопросы Как много людей , проживающих в нашем городе , не знают истинного смысла известных выражений? Почему их смысл теряется ?

Слайд 4

Задачи Узнать смысл выражений . Провести опрос среди жителей.

Слайд 5

Гипотеза Многие люди произносят выражения , не зная их подлинный смысл.

Слайд 6

Цели исследования Ответить на поставленные вопросы. Решить поставленные задачи. Подтвердить или опровергнуть гипотезу. Предоставить результаты опроса.

Слайд 7

Не знает ни бельмеса Бельмес Это необычное словечко присутствует в выражении "не знает ни бельмеса ", а происходит из татарского белъмэс – "он не знает". (тур. belmez - не понимаю).

Слайд 8

Балда БАЛДА - герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде » (1830). По словарю Даля, « балда » означает «толстое корневище, палица, дубина». Это вполне характеризует героя сказки.

Слайд 9

Балбес БАЛБЕС , балбеса, м. (от казак. balbas - идол) (разг. бран., презрит.). Бестолковый, грубоватый и большого роста (преимущ. молодой) человек. Дети вы-росли балбесами.

Слайд 10

Мотать на ус У древних славян имелись клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах. Отсюда и пошло выражение: «наврать с три короба» , которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках, в таких коробах, воспринимались как языческая ересь. При чтении нити с узелками, скорее всего «наматывались на усы» — очень может быть, что «усы» это приспособления для чтения или для наматывания этих клубков. Возможно отсюда же берет происхождение путеводный клубок из русских сказок. Клубок – узелковое описание маршрута

Слайд 11

Тьма, тьма-тьмущая Александр Блок писал в «Скифах» , обращаясь к Западу: « Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы, Попробуйте, сразитесь с нами! » В этих стихах тьма означает «множество» . Образовалась тьма, или тма , от татарского туман — «десять тысяч» . Со временем туман в русском языке мог превратиться в тман , а затем в тма и тьма. Войсковой командир — « десятитысячник » — назывался тьмуначальник или темник. А тьма в значении «темнота» тоже старое славянское слово. От слова тьма происходит и темница.

Слайд 12

Туман В цикле «Персидские мотивы» Есенина есть строки Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю Как сказать мне для прекрасной Лалы слово ласковое «люблю» Здесь, явно, «туман» не атмосферное явление, а название денежной единицы.

Слайд 13

Не было ни гроша, да вдруг алтын Грош- старинная денежная единица, равная двум копейкам (с 1657 до 1838 г.), позднее — полкопейке (с 1838 до 1917 Три копейки — традиционный номинал русской денежной системы, первоначально называвшийся алты́н или алты́нник (от тат. алты — шесть). В XV веке алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам . В 1654 году впервые выпущена медная монета с надписью «алтынник», а в 1704 году (по 1726) — серебряный алтын. В период с 1841 по 1916 год чеканились медные и серебряные алтыны. Название образовано, по мнению И. Г. Спасского [1][2] и многих других исследователей истории русского монетного обращения, от тюркского числительного алты — шесть (что соответствует счётному смыслу алтына — 6 денег ). В денежной системе Золотой Орды алтын также означал монету достоинством 6 денег — по татарски букв. « алты тиен », что по закону сингармонизма присущему тюркским языкам при слиянии в одно слово привело к трансформации мягких гласных в твердые и образованию слова алтын [ источник не указан 1020 дней ] . Название алтына встречается в поговорке "Не было ни гроша, да вдруг алтын", что свидетельствует о значимости монеты. Кроме того, алтын никогда не чеканился в золоте, поэтому нет оснований утверждать, что название это произошло от тюркского слова алтын — золото ( тюрк . Altın, Алтын ). Счётный алтын в русских княжествах появился в конце XIV века одновременно с началом чеканки деньги и равнялся 6 деньгам; после реформы Елены Глинской — 6 московским (сабельным) деньгам или 3 новгородским деньгам (копейным или копейкам ). При расчётах алтын мог исполнять роль промежуточной единицы при переходе из российской денежной системы, с зачатками десятеричного строя, в монголо-татарскую — двенадцатеричную. Хоть алтын и не укладывался в систему счётного рубля, который состоял из 200 денег (таким образом, 33 алтына и 2 деньги составляли один рубль), зато три рубля содержали 100 алтынов, что позволяло пользоваться им при денежных расчётах. В 18 веке на грош можно было купить миску щей и кусок хлеба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для старшеклассников "Экологические выссказывания известных и не очень известных людей"

В презентации представлены выссказывания ученых, в которых пропущены слова. Учащимся необходимо восстановить текст. После заслушивания версий, показывается слайд с выссказыванием-оригиналом и портрет ...

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Вечер поэзии, посвященный выходу в свет сборника "Я верну утраченное имя"

Я хочу познакомить вас с поэтическим сборником, стихи которого написаны осуждёнными. Сборник кадый год выходит при поддержке попечительского Совета Уголовно-исполнительной системы....

Утраченная святыня Барашевской слободы

Духовное формирование личности происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы...

Как подготовить рассказать об известном человеке на английском языке в 5 и 6 классе. План ответа и полезные выражения.

Как рассказать об известном человеке на английском языке  (The Biography of a Famous Person (план ответа, полезные выражения)I....

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...

Конспект классного часа по теме «Известные личности Татарстана» на примере известной татарской учёной Гариповой Ф.Г. "Давайте помнить своих земляков!"

Данный материал может быть полезен классным руководителям при проведении классных часов краеведчекой направленности...