Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Шабанова Оксана Николаевна

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)  Шабанова Оксана Николаевна

Предмет  русский язык     Класс  10 "В" (специальный коррекционный I вида II варианта)

Тема урока Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"

Цель урока:

- создать  условия для формирования и воспитания социально активной личности

Задачи:

1. Образовательная:

- закрепить и систематизировать знания о строении предложений;

- познакомить учащихся с творчеством знаменитого русского художника И. И. Шишкина;

- формировать умения:

а) осознавать предложения как основную единицу языка, единицу общения, как средство выражения мысли, чувства, переживания;

б) употреблять в речи предложения разные по цели высказывания, интонации, по строению, грамматически правильно строить высказывание, умение читать с лица;

2. Развивающая:

- развить творческие способности учащихся;

- побуждать школьников пробовать перо;

- развивать воображение, память, внимание, логическое мышление;

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами;

- вызвать у школьников интерес к произведениям живописи, побудить у них желание высказать своё отношение к картине,

3. Воспитательная

-прививать любовь к слову, к русскому языку;

-прививать интерес к учебному материалу через проектную деятельность.

Технологии, методы и приёмы:

1 Здоровьесберегающие технологии:

- "аквариум настроения",

- положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд,

- метод "весёлых фотографий" (Цель - формирование положительного эмоционального фона, обеспечение комфортности),

- гимнастика для глаз и шейного отдела,

- рефлексия.

2. Личностно ориентированное обучение

3 Технология индивидуализации и дифференциации

4 Технология проблемного обучения

5 Технология группового обучения

Оборудование:

1) "Аквариум настроения"

2) Компьютер

3) Презентация к уроку

1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:

- внешняя и внутренняя  психологическая готовностью учащихся к уроку 

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- формирование положительного эмоционального фона, обеспечение комфортности, 

- внешняя и внутренняя  психологическая готовностью учащихся к уроку

Методы и приёмы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока:

- приём "весёлых фотографий"

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети, войдя в класс, опускают в "аквариум настроения" рыбок определённого цвета ( в зависимости от настроения).

1 слайд (Фото смеющихся учащихся)

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня любви.

Мы желаем сегодня друг другу  успеха.

Если тебе будет  трудно, я тебе помогу

Здравствуй, мой любимый класс!

Я так рада видеть вас.

Давайте посмотрим на наш весёлый класс. Смотрите, какие мы все весёлые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными. У нас всё получится!

1) Приём "Аквариум настроения" позволяет определить шкалу настроения, сориентироваться в подборе методов и приёмов для создания комфортной атмосферы на уроке.

2) Метод "весёлых фотографий" способствует формированию положительного эмоционального фона, обеспечивает комфортность. Дети становятся более открытыми для общения и восприятия новых знаний. Под влиянием смеющихся портретов у детей меняется восприятие самих себя, поведение, отношения с окружающими. В результате в сознании учеников, помимо индивидуального образа "Вот я какой!", формируется дополнительный коллективный "Вот мы какие!"

2. Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:

- при  помощи  наводящих вопросов и вспомогательных слов подвести учащихся к постановке целей и задач урока

Цели  и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- самостоятельное и осознанное определение учащимися целей и задач урока, результата деятельности, который должен быт достигнут

Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач:

- проблемный метод,

- приём подсказки, домысливания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

2 слайд

Сегодня на уроке мы получим ответы на  непростые вопросы:

1) Что  такое  предложение?

2) Какие бывают предложения по цели высказывания ?

3) Какие бывают предложения по интонации?

4) Что такое грамматическая  основа предложения?

5) Чем простое предложение отличается от сложного?

6) На какие виды делятся предложения по строению грамматической основы?

7) На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов предложения?

Наводящие вопросы для самостоятельной формулировки целей и задач урока:

- Что мы будем вспоминать на уроке?

- Какой навык будем отрабатывать?

- Зачем, для чего мы будем это делать?

Вывод: Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять и систематизировать знания о строении предложений, формировать умения употреблять в речи предложения разные по цели высказывания, интонации, по строению, развивать творческие способности. Нам это необходимо для того, чтобы красиво, грамотно говорить и писать.

Также мы познакомимся с творчеством знаменитого русского художника И. И. Шишкина, узнаем, что изображал на своих полотнах знаменитый художник.

Отвечают на наводящие вопросы:

1) какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации, по своему составу, по наличию главных членов предложения, по наличию второстепенных членов предложения,

2) будем отрабатывать умения характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, строению,

3) нам это необходимо для того, чтобы красиво и грамотно говорить и писать. Использовать в речи разные виды предложений.

3 слайд

Сегодня на уроке я…

1) Вспомню….

2) Отработаю…..

3) Для того, чтобы……

При определении целей и задач урока учитываются индивидуальные особенности учащихся класса. Используется эффективный приём подсказки. При помощи наводящих вопросов учитель помогает учащимся определить то, что необходимо повторить на уроке, какой навык отработать, для чего это необходимо. Затем при помощи вспомогательных слов учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока. Учитывая индивидуальные особенности учащихся (наглядно-образное мышление, которое присуще глухим и слабослышащим людям), учитель сам делает вывод.

3. Знакомство с жизнью и творчеством знаменитого русского художника И. И. Шишкина

Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:

- знакомство с жизнью и творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- понимание учащимися особенностей творчества И. И. Шишкина

- вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового

Метод, способствующий решению поставленных целей и задач:

- репродуктивный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

4 слайд 

Иван Шишкин родился 13 января 1832 г. в городе Елабуга Вятской губернии. Был сыном купца  Ивана Шишкина. В двенадцать лет определён в ученики казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств.  Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал умение точно передавать  красоту природы  карандашом и кистью.

- В чём особенность художественного мастерства И. И. Шишкина?

Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством русского художника И. И. Шишкина

Ответ на вопрос:

- Шишкин рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал умение точно передавать  красоту природы  карандашом и кистью.

На данном этапе используется наглядный метод иллюстрации во взаимосвязи со словесным методом обучения. Для сообщения новых знаний используется сообщающая беседа, которая  предшествует изучению нового материала.

3. Повторение материала, пройденного на предыдущих  уроках

Знакомство с творчеством И. И. Шишкина (картина «Утро в сосновом бору»)

Постановку конкретной учебной цели перед учащимися:

- закрепить навык вычленения словосочетания из предложения,

- отработать умение определять способ связи слов в словосочетаниях,

- отработать умение рассматривания картины.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- закрепить навык вычленения словосочетания из предложения,

- отработать умение определять способ связи слов в словосочетаниях,

- отработать умение рассматривания картины,

- вызвать у школьников интерес к произведениям живописи, побудить у них желание высказать своё отношение к творчеству художника,

- развить творческие способности учащихся,

- побуждать школьников пробовать перо,

- развивать воображение, память, внимание, логическое мышление,

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами типа: вековые сосны, непоседливые  шалунишки.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:

- репродуктивный, частично-поисковый.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе выполнения задания:

- учащиеся умеют вычленять словосочетания из предложения,

- правильно определяют способ связи слов в словосочетаниях,

- умеют рассматривать картину, определять её колорит.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

5 слайд

- Какие способы подчинительной связи слов в словосочетаниях вам известны?

- Как называется картина И. И. Шишкина? Что изображено на картине?

-Какие тона использует художник?

Задание: Выпишите из текста словосочетания и определите способы подчинительной связи слов в словосочетаниях

А) Солнечные лучи пробиваются сквозь ветви вековых сосен.

Б) Медведица строго следит за своими непоседливыми шалунишками.

- Что мы с вами повторили?

- Для чего?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Существуют следующие способы подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

- На картине изображён русский лес, медвежата, играющие на сломанном стволе упавшей сосны, и медведица, стерегущая их покой. Лучи восходящего солнца слегка золотят верхушки деревьев, они пока не в состоянии полностью развеять туманную дымку.

- Художник использует тёплые тона.

Солнечные лучи (согл),  пробиваются сквозь ветви (упр), сквозь ветви сосен (упр), вековых сосен (согл)

Строго следит (прим), следит за шалунишками (упр), за своими шалунишками (согл), за непоседливыми шалунишками (согл)

На данном этапе урока  деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

Под руководством педагога учащиеся активно решают  выдвинутые  в обучении  познавательные  задачи.

4. Изучение нового учебного материала

Постановка  конкретной учебной цели перед учащимися:

- закрепить и систематизировать знания о строении предложений;

- умение употреблять в речи предложения разные по цели высказывания, интонации, по строению.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- закрепить и систематизировать знания о строении предложений;

- умение употреблять в речи предложения разные по цели высказывания, интонации, по строению.

- отработать умение рассматривания картины,

- вызвать у школьников интерес к произведениям живописи, побудить у них желание высказать своё отношение к творчеству художника И. И. Шишкина,

- развить творческие способности учащихся,

- побуждать школьников пробовать перо,

- развивать воображение, память, внимание, логическое мышление,

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами типа: белоствольные берёзки, свежий  ветер, покой и умиротворение, золотится трава.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач:

- репродуктивный, частично-поисковый,

Основные формы и методы организации деятельности учащихся с учетом особенностей класса:

- индивидуальная форма работы,

- проблемно-поисковый метод организации учебно-познавательной деятельности.

Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к учебному материалу; - любознательность, прилежание, трудолюбие, эстетический вкус

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения  учебного материала:

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение  знаниями,

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний,

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

6 слайд

- Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по интонации? Как произносятся восклицательные предложения?

- Как называется картина И. И. Шишкина? Что изображено на картине?

- Какие тона использует художник?

Задание: спишите предложения, расставьте необходимые знаки препинания  в конце предложений. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.

А) Опишите каждую деталь картины

Б)Через ручей перекинут мостик из двух брёвен

В)Кто идёт вдоль лесного ручья

Г) Хорошо бродить в берёзовом лесу  солнечным летним днём

- Что мы с вами повторили? Для чего?

7 слайд

- Что такое грамматическая  основа предложения?

-  Чем простое предложение отличается от сложного?

- Как называется картина И. И. Шишкина? Что изображено на картине?

- Какие тона использует художник?

 Задание: запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Определите вид предложений по их строению. Расставьте недостающие знаки препинания.

А) Вследствие надвигающейся грозы за лесом темнеет небо густеет мрак между белоствольными берёзками.

Б) Деревья гнутся под порывами свежего ветра.

- Что мы с вами повторили? Для чего?

8 слайд

- На какие виды делятся предложения по строению грамматической основы?

- Как называется картина И. И. Шишкина? Что изображено на картине?

- Какие тона использует художник?

Задание: запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Определите виды предложений по наличию главных членов предложения.

А) Справа на деревья падает солнечный свет.

Б) Дышится покоем и умиротворением.

В) Позади деревьев трава золотится под лучами солнца.

Г) Хорошо идти по лесу прекрасным летним днем!

- Что мы с вами повторили? Для чего?

9  слайд

-На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов предложения?

- Как называется картина И. И. Шишкина? Что изображено на картине?

- Какие тона использует художник?

Задание: запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения.

А) Молодые дубы темнеют на фоне  облачного неба.

Б) Тучи сгущаются.

 В) Лежат  тени.

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку.

- Что мы с вами повторили? Для чего?

10 слайд

- Как называется картина?
- Что изображено на картине?
- Какие тона использует художник?
- В чём особенность творчества И. И. Шишкина?

- Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Удерживают тень в лесу; проникают сквозь стволы; падают на папоротник; вырос между соснами; бродить среди папоротников.

Ответы учащихся:

- по цели высказывания предложения бывают:

повествовательные, побудительные и вопросительные;

- по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные;

-восклицательные предложения произносятся с повышенной интонацией.

- Картина И. И. Шишкина "Ручей в берёзовом лесу". На картине изображена берёзовая роща. Яркие лучи солнца освещают поляну. У некоторых берёзок искривились стволы. Через ручей перекинут мостик из двух брёвен Вдоль лесного ручья идут женщины. Тропинка теряется среди низкорослого подлеска. Хорошо бродить в берёзовом лесу  солнечным летним днём!

- Художник использует тёплые тона.

А) Опишите каждую деталь картины. (Поб., невоскл.)

Б)Через ручей перекинут мостик из двух брёвен. (Пов, невоскл.)

В)Кто идёт вдоль лесного ручья? (Вопр., невоскл.)

Г) Хорошо бродить в берёзовом лесу  солнечным летним днём! (Пов., воскл)

Мы повторили виды предложений по цели высказывания и интонации для того, чтобы употреблять в речи различные виды предложений.

Грамматическая основа - это  основное значение предложения.

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

- Картина И. И. Шишкина "Лес перед грозой". На картине изображён лес перед грозой. За лесом темнеет небо вследствие надвигающейся грозы. Деревья гнутся под порывами свежего ветра. По мере приближения грозовой тучи густеет мрак между белоствольными берёзками.

Художник использует тёплые тона.

А) Вследствие надвигающейся грозы за лесом темнеет небо, густеет мрак между белоствольными берёзками. (Слож)

Б) Деревья гнутся под порывами свежего ветра. (Прост.)

Мы повторили виды предложений по их строению для того, чтобы знать, какие бывают предложения по строению и использовать в речи как простые, так и сложные предложения.

По  наличию главных членов предложения делятся на двусоставные, когда существует подлежащие и сказуемое, и односоставные - только один главный член предложения.

- Картина И. И. Шишкина "Тевтобурский лес". Справа на деревья падает солнечный свет. Всё вокруг дышит покоем и умиротворением. Позади деревьев трава золотится под лучами солнца. Хорошо в лесу прекрасным летним днем!

Художник использует тёплые тона.

А) Справа на деревья падает солнечный свет. (Двусост)

Б) Дышится покоем и умиротворением.(Односост)

В) Позади деревьев трава золотится под лучами солнца. (Двусост)

Г) Хорошо идти по лесу прекрасным летним днем. (Односост.)

Мы повторили виды предложений по наличию главных членов предложения для того, чтобы знать, какие бывают предложения по наличию главных членов предложения и использовать в речи разные виды предложений.

- По наличию второстепенных членов  предложения делятся на распространённые, когда есть второстепенные члены предложения, нераспространённые - нет второстепенных членов предложения.

- Картина И. И. Шишкина "Дубовый лесок в серый день"

Величавость, покой и невозмутимость – вот главные чувства, которыми проникнута картина. Тучи сгущаются. Молодые дубы темнеют на фоне  облачного неба.

Художник использует тёплые тона.

А) Молодые дубы темнеют на фоне  облачного неба. (Распр)

Б) Тучи сгущаются. (Нераспр)

В) Лежат  тени. (Нераспр)

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку. (Распр)

- Мы повторили виды предложений по наличию второстепенных членов предложений для того, чтобы закрепить виды предложений по наличию второстепенных членов и отработать навык  употребления в речи распространённых и нераспространённых предложений

- Картина И. И. Шишкина "Папоротники в лесу. Сиверская"

- На картине изображен папоротник в лесу.

- Художник использует тёплые тона.

- В каждом из этих полотен художник показывает себя замечательным знатоком природы, каждой мельчайшей ее части, будь то ствол дерева или просто песок, покрытый валежником. При всей своей реалистичности картины Шишкина очень гармоничны и проникнуты поэтическим чувством любви к родине.

- Стройные сосны удерживают тень в лесу. Между соснами вырос папоротник. Лучи яркого солнца кое-где  проникают сквозь стволы сосен и падают на папоротник. Хорошо бродить среди папоротников!

В программе по русскому языку большое внимание уделяется системе формирования умений и навыков связной речи учащихся, обучению их различным видам высказывания. Связь русского языка с изобразительным искусством  способствует обогащению  словаря учащихся.  Это слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, также  частично и совсем новые для них, которые вводятся с целью обогащения словаря. Работа над предложением (с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок), над орфографией и пунктуацией.

5. Закрепление учебного материала

Постановка конкретной учебной цели перед учащимися:

 - закрепить и систематизировать знания о строении предложений;

- продолжить знакомство с творчеством знаменитого русского художника И. И. Шишкина;

- формировать умения:

- осознавать предложения как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувства, переживания, грамматически правильно строить высказывание, умение читать с лица;

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

- закрепить и систематизировать знания о строении предложений;

- развить творческие способности учащихся;

- побуждать школьников пробовать перо;

- развивать воображение, память, внимание, логическое мышление;

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами;

- вызвать у школьников интерес к произведениям живописи, побудить у них желание высказать своё отношение к картине;

-прививать любовь к слову, к русскому языку;

-прививать интерес к учебному материалу.

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся:

- частично-поисковый, проблемный метод,

- работа в программах  MyTestX, PhotoStory3

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

- учащиеся знают и определяют строение предложения;

- осознают  предложения как основную единицу языка, единицу общения, предложение как средство выражения мысли, чувства, переживания, грамматически правильно строят  высказывание, умеют  читать с лица;

- учащиеся включены в работу;

- развит интерес к произведениям живописи, желают  высказать своё отношение к картине.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал:

- остановка предметной (дорефлексивной) деятельности;

- восстановление последовательности выполненных действий;

- изучение составленной последовательности действий;

- выявление и формулирование результатов рефлексии;

- проверка гипотез на практике.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель контролирует самостоятельную деятельность учащихся и аргументирует полученные учащимися оценки

Учащиеся самостоятельно работают в программе MyTestX

Учащиеся работают в программе PhotoStory3 (создание проекта)

Для учащихся наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
Для более глубокого восприятия учебного материала;
в проектной деятельности;
в презентационной деятельности;

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия.

II этап – технологический, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие).

III этап – заключительный. Презентация проекта.

6. Итог урока. Рефлексия

Определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:

- научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей;

- ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и своими индивидуальными особенностями;

- отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность;

- анализировать успехи и трудности в достижении целей.

Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- учащиеся самостоятельно могли вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь;

- помочь учащимся научиться осознавать свои внешние и внутренние движения, от бытовых до глубинных, разработать  последовательность этапов рефлексивной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Слайд 11

1) Чем отличаются словосочетания и предложения?

2) Какие бывают предложения по цели высказывания?

3) Какие бывают предложения по интонации?

4) Что такое грамматическая  основа предложения?

5) Чем простое предложение отличается от сложного?

6) На какие виды делятся предложения по строению грамматической основы?

7) На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов предложения?

Слайд 12

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Научился…

Получил удовольствие от…

Мне пригодится…

С урока я ухожу с чувством…

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1) От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом».

2) В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения служат для сообщения:

Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:

Когда ты придешь?

Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:

Приходи к пяти часам.

3) Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией — повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными.

4) Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения.

5) В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя — Они опоздали, потому что шел сильный дождь.

6) Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело — Стемнело.

7) По наличию второстепенных членов  предложения делятся на распространённые, когда есть второстепенные члены предложения, нераспространённые - нет второстепенных членов предложения.

Ср.: Небо вдали потемнело — Стемнело.

Учащиеся дают оценку результатам  своей работы.

Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя. Рефлексия также способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, усвоению принципов сотрудничества.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.

7. Задание на дом

Постановка  целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания):

- формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки учащихся к самообразованию;

- формирование чувства ответственности, аккуратности, усидчивости.

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом:

- стимулировать любознательность учащихся, жажду познания нового, предвидеть то новое, с чем они столкнутся на последующем уроке.

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:

- процесс осмысления и усвоения  знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что  для  всестороннего осмысления и  прочного  усвоения  программного  материала  следует  вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз  в течение некоторого времени;

- домашние  задания  необходимо  выполнять  в день их получения.  Суть  дела  в  том,  что  усвоенный  на  уроке  материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после  восприятия;

- поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять  торопливости и стремиться к глубокому  осмыслению  и  усвоению  материала;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, так как учитываются индивидуальные особенности класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".

Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.Результат урока - составление инструкц...

Урок на тему:"Вся моя жизнь- роман с собственной душой.Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой"

  Урок « Вся моя жизнь- роман с собственной душой .Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой « был  проведен в этом  учебном году в 10 «а» классе. Урок прошёл на хорошем  ме...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

«Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока:  «Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикумТип урока: урок комплексного применения знанийЦели урока: 1....

ИнтегрированнЫЙ урок по темЕ «Предложение» русский язык и искусство. 5 класс

                                                    Предлагаю р...

Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.

Актуальное членение предложенияАктуализацияАктуальная информация в предложенииПередача актуальной информацииТема и рема ТемаРемаСтрой текста...