«Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рагулина Лариса Владимировна

 

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока:  «Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цели урока:

1.      Отработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе, в новых условиях

2.      Систематизация знаний учеников о наречии, о роли наречий в текстах.

3.      Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учеников.

4.      Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рагулина Л. В. Урок русского языка в 6 классе.

Лабораторный практикум «Наречие как средство выражения мысли»   13 марта 2013г.

Тема урока:  «Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Образовательная задача учителя:  организация условий, провоцирующих детское действие

Создание учебной ситуации: составить таблицу, алгоритм на основе анализа текста

Проблемный вопрос: Как наречия помогают выразить мысль? 

Предмет  обсуждения: наречия в текстах

Цели урока: 

  1. Отработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе, в новых условиях
  2. Систематизация знаний учеников о наречии, о роли наречий в текстах.
  3. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учеников.
  4. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительности речи.

Задачи урока: Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, выполнение творческих заданий, работу со словарями, используя индивидуальную, фронтальную, групповую форму организации урока.

Средства:

Устные сообщения, материалы презентации, творческих работ, опросы в виде теста, анализ текста, чтение, письмо, работа со словарями

Оборудование:

Компьютер, демонстрационный экран, проектор, карточки с индивидуальными заданиями.

Сценарий урока

Слово учителя. Приветствие гостей и учащихся: Здравствуйте. Сегодня так много гостей… Вот и вчера у нас в гостях была поэтесса,  удивительный человек…Есть люди, которые с первого знакомства сразу и навсегда оставляют светлый след в душе. Такой была наша встреча с заслуженной учительницей Российской Федерации, лауреатом президентской премии в области образования, поэтессой и просто замечательной женщиной Анной Михайловной Алфёровой.                                                   (Слайд 1)

К сожалению, не было возможности посетить эту встречу целым классом, но всё же несколько человек удалось откомандировать в качестве корреспондентов. Им было поручено поделиться впечатлениями от знакомства в виде коротеньких заметок в школьную газету. Вот что получилось: (девочки зачитывают свои миниатюры).

Вопросы классу: - какая мысль объединяет все зарисовки? Какое отношение говорящего к описываемым событиям?

- Какая часть речи помогла выразить свои мысли? Почему?

Вывод №1: Наречия выполняют изобразительную и оценочную функции, эмоционально окрашивают речь, передают настроение автора.

Вывод №1: Обозначая признак действия, признака, предмета, наречия необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно действия, предмет, признак, передать наше отношение к ним.

Слово учителя: так незаметно мы вернулись в класс на урок русского языка. Продолжаем разговор о наречии. Как вы думаете, что конкретно стоит обсудить сегодня? (как при помощи наречий можно выражать мысли. Роль наречий в тексте и речи) Значит, это ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, который будет нас интересовать.

- запишите число, классная работа, тему урока…                                             (Слайд №2)

Учитель: я вслед за девочками записывала наречия. Вот что получилось, предлагаю и вам их записать: прекрасно, невероятно красочно и живо, очень образно, ярко, выразительно, гармонично, своеобразно, фантастически, удивительно, вчера, надолго, непременно.

Задания классу:

  1. Определите разряды наречий по значению (обр. действ., степени  и меры, времени)
  2. Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения (прекрасно)
  3. Назовите способ образования наречий образа действия (суффиксальный, от прилагательных)
  4. Чем обосновано правописание НН в наречии «непременно»? (НН в исходном прилагательном)
  5. Каким средством выразительности являются записанные наречия? (эпитетами)
  6. Чем они являются друг другу в смысловом отношении? (синонимами)

Лингвистический эксперимент: попробуйте удалить эти наречия из своих текстов, что получится? (текст потеряет смысл).

Вывод №3: Нередко в тексте наречия несут смысловую нагрузку. Если их опустить, текст станет бессмысленным.

Минутка на улыбку. Вопрос классу: Чья работа красИвее или красивЕЕ? Кто написал БОЛЕЕ ЛУЧШЕ? Вам не было скуЧно? Вы так умнО написали, что нам аж зАвидно!                                                                                                (Слайд №3)

Слово учителя: Вот такая она «особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по   словам А.Пушкина.                                (Слайд №4)

- Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)
А писатель Алексей Югов сказал о ней так: “Пройдемся бегло по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они”.

- Что значит «мыслеёмкость»? (умение точно, ёмко, конкретно выразить мысль)

- Какое высказывание вам ближе и понятнее?  (АСП)

Давайте докажем его правоту на примере текста лирической миниатюры Анны Алфёровой «Молодость». Мы перенимаем эстафету, продолжаем размышлять о жизненных ценностях.                                                        (Слайд № 5)

Чтение миниатюры учителем.

Беседа на восприятие: Понравились мысли? Чему или кому посвящена миниатюра? Какое отношение высказывает автор к поднятому вопросу?

Проведём ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, наблюдение над словом.

Наша ЦЕЛЬ – доказать истинность высказывания АСП

ЗАДАЧА – определить роль наречий в тексте

Раздаю вам листки лабораторных наблюдений с таблицей и заданиями

Некоторые ученики получают карточки с индивидуальными заданиями.

Условимся: если мы наблюдаем и делаем выводы, обсуждаем общественно важную проблему, то к какому стилю и типу речи будет относиться наше письменное высказывание? (публицистический, рассуждение) Соответственно композиция ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – ВЫВОД

Совместно определим этапы работы                                             (Слайд № 6)

Работаем в парах, совещаемся, записываем результаты и наблюдения в таблицу

(Слайд №7)

Начинайте работу (7 минут)

Познакомьте нас со своими находками. (Устная выборочная проверка)

Вывод №4:    Наречия, став элементами художественного произведения, приобретают особую емкость, их смысловая структура расширяется и обогащается. Наречия  несут в себе определенную информацию, оценку, создают образ и логически связывают текст.

Общие выводы: Мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока?  (Слайд №8)

Слово учителя: Хочу открыть вам секрет. Если вы не поленились и работали качественно, то вы написали сочинение-рассуждение, которое пишут выпускники 9-х классов на ГИА, и создали алгоритм работы над ним.

Что осталось на додумывание дома?                                                (Слайд № 9)

Запишите Д.з. на своё усмотрение

Рефлексия. 

  1. Озвучьте, пожалуйста, что вы записали в колонках рефлЕксии?
  2. Охарактеризуйте свою работу на уроке наречиями: работал активно, пассивно, долго, коротко, интересно, легко, трудно

P/S  Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к тебе, тринадцатилетний подросток!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Наречие как средство выражения мысли» Проблемный вопрос: как наречия помогают выразить мысль? Предмет обсуждения : наречия в тексте

Слайд 3

Лучше – более лучше красИвее – красивЕЕ скуЧно – скуШно Умно – умнО пОдолгу – подОлгу зАвидно - завИдно

Слайд 4

Пройдемся бегло по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость , точность, вещественность и сколь незаменимы они. (Алексей Югов) Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол. (Александр Сергеевич Пушкин)

Слайд 5

МОЛОДОСТЬ (1)Самое большое желание человека – оставаться всегда молодым и красивым. (2) Мечта несбыточна, и только избранным удаётся удержать подольше молодость в себе. (3) На них иногда смотрят завистливо, иногда - восхищённо. (4)А чудаки долго-долго не стареют. (5)Почему? (6)Да потому что радостью полнится у них душа от встречи доброй и желанной, от слова тёплого и ласкового взгляда. (7) «Плеснут они однажды в своё сердце морем» или ярким солнцем, или мечтой о любви, и вдруг засияют их глаза по-особому, тайно, зовущее… (8)Многое могут эти крылатые люди, источающие радость жизни – многое, что иным не под силу… (по А. Алфёровой)

Слайд 6

Этапы лабораторной работы: Формулирую тезис своего рассуждения: «А. С. Пушкин прав, т. к. …» Выбираю ключевые моменты моего тезиса, которые буду доказывать (опорные слова) Нахожу примеры в тексте, объясняю их Делаю вывод о верности (неверности) высказывания А. С. Пушкина

Слайд 7

Таблица наблюдений № Что делаю? Что наблюдаю (с примерами)?

Слайд 8

Выводы: функция наречий в текстах близка функции качественных прилагательных. Они создают образность , “живописуют” глаголы, наречия , характеризуя действия или признак, придают точность (вчера, потом, здесь), писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли, автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции несут в себе оценку и логически связывают текст , служат средством связи предложений,

Слайд 9

Домашнее задание (по выбору): Письменно ответьте на вопрос: кого можно считать «крылатыми людьми» и что «многое им под силу» (последнее предложение миниатюры)? «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция». Подготовьте устный ответ на вопрос: как вы понимаете эти слова? Найдите афоризмы о молодости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "

В практикуме представленны лабораторные работы составленные  с использованием материалов форума Demiart....

Проверочная работа "Правописание наречий и наречных выражений" (6 класс)

Задания к проверочной работе в 6 классе "Правописание наречий и наречных выражений" (по программе В.В.Бабайцевой)5 вариантов...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Выражение мысли в страдательном залоге

Материал подготовлен в рамках подготовки к ГИА и представляет собой карточки на перевод мини-предложений с русского языка на английский....

Наречия и наречные выражения в итальянском языке

В статье рассматриваются наречия и наречные выражения в итальянском языке. Дается классификция наречий, основные способы их образования. Приводятся наглядные примеры, показывающие различие между функц...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...