«Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цели урока:
1. Отработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе, в новых условиях
2. Систематизация знаний учеников о наречии, о роли наречий в текстах.
3. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учеников.
4. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительности речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рагулина Л. В. Урок русского языка в 6 классе.
Лабораторный практикум «Наречие как средство выражения мысли» 13 марта 2013г.
Тема урока: «Наречие как средство выражения мысли». Лабораторный практикум
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Образовательная задача учителя: организация условий, провоцирующих детское действие
Создание учебной ситуации: составить таблицу, алгоритм на основе анализа текста
Проблемный вопрос: Как наречия помогают выразить мысль?
Предмет обсуждения: наречия в текстах
Цели урока:
- Отработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе, в новых условиях
- Систематизация знаний учеников о наречии, о роли наречий в текстах.
- Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учеников.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительности речи.
Задачи урока: Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, выполнение творческих заданий, работу со словарями, используя индивидуальную, фронтальную, групповую форму организации урока.
Средства:
Устные сообщения, материалы презентации, творческих работ, опросы в виде теста, анализ текста, чтение, письмо, работа со словарями
Оборудование:
Компьютер, демонстрационный экран, проектор, карточки с индивидуальными заданиями.
Сценарий урока
Слово учителя. Приветствие гостей и учащихся: Здравствуйте. Сегодня так много гостей… Вот и вчера у нас в гостях была поэтесса, удивительный человек…Есть люди, которые с первого знакомства сразу и навсегда оставляют светлый след в душе. Такой была наша встреча с заслуженной учительницей Российской Федерации, лауреатом президентской премии в области образования, поэтессой и просто замечательной женщиной Анной Михайловной Алфёровой. (Слайд 1)
К сожалению, не было возможности посетить эту встречу целым классом, но всё же несколько человек удалось откомандировать в качестве корреспондентов. Им было поручено поделиться впечатлениями от знакомства в виде коротеньких заметок в школьную газету. Вот что получилось: (девочки зачитывают свои миниатюры).
Вопросы классу: - какая мысль объединяет все зарисовки? Какое отношение говорящего к описываемым событиям?
- Какая часть речи помогла выразить свои мысли? Почему?
Вывод №1: Наречия выполняют изобразительную и оценочную функции, эмоционально окрашивают речь, передают настроение автора.
Вывод №1: Обозначая признак действия, признака, предмета, наречия необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно действия, предмет, признак, передать наше отношение к ним.
Слово учителя: так незаметно мы вернулись в класс на урок русского языка. Продолжаем разговор о наречии. Как вы думаете, что конкретно стоит обсудить сегодня? (как при помощи наречий можно выражать мысли. Роль наречий в тексте и речи) Значит, это ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, который будет нас интересовать.
- запишите число, классная работа, тему урока… (Слайд №2)
Учитель: я вслед за девочками записывала наречия. Вот что получилось, предлагаю и вам их записать: прекрасно, невероятно красочно и живо, очень образно, ярко, выразительно, гармонично, своеобразно, фантастически, удивительно, вчера, надолго, непременно.
Задания классу:
- Определите разряды наречий по значению (обр. действ., степени и меры, времени)
- Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения (прекрасно)
- Назовите способ образования наречий образа действия (суффиксальный, от прилагательных)
- Чем обосновано правописание НН в наречии «непременно»? (НН в исходном прилагательном)
- Каким средством выразительности являются записанные наречия? (эпитетами)
- Чем они являются друг другу в смысловом отношении? (синонимами)
Лингвистический эксперимент: попробуйте удалить эти наречия из своих текстов, что получится? (текст потеряет смысл).
Вывод №3: Нередко в тексте наречия несут смысловую нагрузку. Если их опустить, текст станет бессмысленным.
Минутка на улыбку. Вопрос классу: Чья работа красИвее или красивЕЕ? Кто написал БОЛЕЕ ЛУЧШЕ? Вам не было скуЧно? Вы так умнО написали, что нам аж зАвидно! (Слайд №3)
Слово учителя: Вот такая она «особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по словам А.Пушкина. (Слайд №4)
- Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)
А писатель Алексей Югов сказал о ней так: “Пройдемся бегло по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они”.
- Что значит «мыслеёмкость»? (умение точно, ёмко, конкретно выразить мысль)
- Какое высказывание вам ближе и понятнее? (АСП)
Давайте докажем его правоту на примере текста лирической миниатюры Анны Алфёровой «Молодость». Мы перенимаем эстафету, продолжаем размышлять о жизненных ценностях. (Слайд № 5)
Чтение миниатюры учителем.
Беседа на восприятие: Понравились мысли? Чему или кому посвящена миниатюра? Какое отношение высказывает автор к поднятому вопросу?
Проведём ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, наблюдение над словом.
Наша ЦЕЛЬ – доказать истинность высказывания АСП
ЗАДАЧА – определить роль наречий в тексте
Раздаю вам листки лабораторных наблюдений с таблицей и заданиями
Некоторые ученики получают карточки с индивидуальными заданиями.
Условимся: если мы наблюдаем и делаем выводы, обсуждаем общественно важную проблему, то к какому стилю и типу речи будет относиться наше письменное высказывание? (публицистический, рассуждение) Соответственно композиция ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – ВЫВОД
Совместно определим этапы работы (Слайд № 6)
Работаем в парах, совещаемся, записываем результаты и наблюдения в таблицу
(Слайд №7)
Начинайте работу (7 минут)
Познакомьте нас со своими находками. (Устная выборочная проверка)
Вывод №4: Наречия, став элементами художественного произведения, приобретают особую емкость, их смысловая структура расширяется и обогащается. Наречия несут в себе определенную информацию, оценку, создают образ и логически связывают текст.
Общие выводы: Мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока? (Слайд №8)
Слово учителя: Хочу открыть вам секрет. Если вы не поленились и работали качественно, то вы написали сочинение-рассуждение, которое пишут выпускники 9-х классов на ГИА, и создали алгоритм работы над ним.
Что осталось на додумывание дома? (Слайд № 9)
Запишите Д.з. на своё усмотрение
Рефлексия.
- Озвучьте, пожалуйста, что вы записали в колонках рефлЕксии?
- Охарактеризуйте свою работу на уроке наречиями: работал активно, пассивно, долго, коротко, интересно, легко, трудно
P/S Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к тебе, тринадцатилетний подросток!
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Наречие как средство выражения мысли» Проблемный вопрос: как наречия помогают выразить мысль? Предмет обсуждения : наречия в тексте
Лучше – более лучше красИвее – красивЕЕ скуЧно – скуШно Умно – умнО пОдолгу – подОлгу зАвидно - завИдно
Пройдемся бегло по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость , точность, вещественность и сколь незаменимы они. (Алексей Югов) Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол. (Александр Сергеевич Пушкин)
МОЛОДОСТЬ (1)Самое большое желание человека – оставаться всегда молодым и красивым. (2) Мечта несбыточна, и только избранным удаётся удержать подольше молодость в себе. (3) На них иногда смотрят завистливо, иногда - восхищённо. (4)А чудаки долго-долго не стареют. (5)Почему? (6)Да потому что радостью полнится у них душа от встречи доброй и желанной, от слова тёплого и ласкового взгляда. (7) «Плеснут они однажды в своё сердце морем» или ярким солнцем, или мечтой о любви, и вдруг засияют их глаза по-особому, тайно, зовущее… (8)Многое могут эти крылатые люди, источающие радость жизни – многое, что иным не под силу… (по А. Алфёровой)
Этапы лабораторной работы: Формулирую тезис своего рассуждения: «А. С. Пушкин прав, т. к. …» Выбираю ключевые моменты моего тезиса, которые буду доказывать (опорные слова) Нахожу примеры в тексте, объясняю их Делаю вывод о верности (неверности) высказывания А. С. Пушкина
Таблица наблюдений № Что делаю? Что наблюдаю (с примерами)?
Выводы: функция наречий в текстах близка функции качественных прилагательных. Они создают образность , “живописуют” глаголы, наречия , характеризуя действия или признак, придают точность (вчера, потом, здесь), писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли, автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции несут в себе оценку и логически связывают текст , служат средством связи предложений,
Домашнее задание (по выбору): Письменно ответьте на вопрос: кого можно считать «крылатыми людьми» и что «многое им под силу» (последнее предложение миниатюры)? «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция». Подготовьте устный ответ на вопрос: как вы понимаете эти слова? Найдите афоризмы о молодости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "
В практикуме представленны лабораторные работы составленные с использованием материалов форума Demiart....
Проверочная работа "Правописание наречий и наречных выражений" (6 класс)
Задания к проверочной работе в 6 классе "Правописание наречий и наречных выражений" (по программе В.В.Бабайцевой)5 вариантов...
Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся
Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...
Компьютерный лабораторный практикум как средство повышения познавательного интереса учащегося к предмету «Физика»
Актуальность использования компьютерных программ на уроках физики...
Выражение мысли в страдательном залоге
Материал подготовлен в рамках подготовки к ГИА и представляет собой карточки на перевод мини-предложений с русского языка на английский....
Наречия и наречные выражения в итальянском языке
В статье рассматриваются наречия и наречные выражения в итальянском языке. Дается классификция наречий, основные способы их образования. Приводятся наглядные примеры, показывающие различие между функц...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...