Урок русского языка. Подготовка к ОГЭ (Задание 4).
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Юдина Наталья Анатольевна

Разборов способов связи в словосочетаниях. Алгоритм выполнения задания 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_zadanie_4.pptx274.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Слайд 2

вспомним… Словосочетание - синтаксическая единица , состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью .

Слайд 3

Способы подчинительной связи Согласование Управление Примыкание

Слайд 4

Согласование - Это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное. Вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ? Зависимое слов о при согласовании может быть выражено: Прилагательным – РОДНОЙ КРАЙ Притяжательным местоимением- МОЙ ДРУГ Причастием- ТОНУЩИЙ КОРАБЛЬ Порядковым числительным- ВТОРАЯ ПАРТА

Слайд 5

Управление- это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога. Вопросы к освенных падежей ( все, кроме И.п.) Зависимое слово при управлении может быть выражено: Существительным- ПОСМОТРЕТЬ НА НЕБО Местоимением- СКАЗАТЬ ЕМУ Количественным числительным- УМНОЖИТЬ НА ДВА

Слайд 6

Примыкание- это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Вопросы НАРЕЧИЙ Зависимое слово при примыкании может быть выражено: Наречием ГОВОРИТ ТИХО Инфинитивом ГОТОВ СЛУШАТЬ Деепричастием СКАЗАЛ ВОЛНУЯСЬ Формой сравнительной степени прилагательного или наречия ПОДОЙТИ БЛИЖЕ

Слайд 7

Алгоритм определения способа связи в словосочетании Найти главное слово, обозначит его «Х» Задать вопрос от главного слова к зависимому Определить часть речи зависимого слова

Слайд 8

Определить способ связи в словосочетаниях Гречневая каша Парта для школьников Слушать внимательно Вопрос по биологии Интересный вопрос Говорил запинаясь

Слайд 9

Определить способ связи в словосочетаниях Гречневая каша- согласование Парта для школьников- управление Слушать внимательно- примыкание Вопрос по биологии- управление Интересный вопрос- согласование Говорил запинаясь- примыкание

Слайд 10

Подготовка к ОГЭ Замените словосочетание «деревянная шкатулка» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание . ДЕРЕВЯННАЯ ШКАТУЛКА

Слайд 11

Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении задания: Найдите в данном словосочетании главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного) НАПРИМЕР: шкатулка (какая?) деревянная

Слайд 12

Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении задания: Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком его и оставляем) ШКАТУЛКА

Слайд 13

Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении задания: Теперь в центре внимания зависимое слово ! Определяем какой частью речи оно выражено. ДЕРЕВЯННАЯ (прилагательное)

Слайд 14

Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении задания: Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем однокоренным существительным . НАПРИМЕР: деревянная шкатулка- шкатулка из дерева

Слайд 15

Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении задания: Обратите внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится перед главным ( ПОЛОСАТЫЙ КОСТЮМ ), а при управлении - после главного ( КОСТЮМ В ПОЛОСКУ)

Слайд 16

Подготовка к ОГЭ Замените словосочетание «говорил запинаясь» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание .

Слайд 17

ГОВОРИЛ (как?) ЗАПИНАЯСЬ ГОВОРИЛ (глагол) ГОВОРИЛ ЗАПИНАЯСЬ- ГОВОРИЛ С ЗАПИНКОЙ

Слайд 18

Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование Друг Маши- Куртка из кожи- Китель офицера- Страница книги- Активность мозга- Полка для книг- Ночи без сна- Стена завода-

Слайд 19

Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование Друг Маши- Машин друг Куртка из кожи- кожаная куртка Китель офицера- офицерский китель Страница книги- книжная страница Активность мозга- мозговая активность Полка для книг- книжная полка Ночи без сна- бессонные ночи Стена завода- заводская стена

Слайд 20

Замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление Легко сделать- Грустно сказал- Крикнул нетерпеливо- Радостно сообщил- Увлеченно читал- Говорит радостно- Смущенно сказал- Гордо стоять-

Слайд 21

Замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление Легко сделать- сделать с легкостью Грустно сказал- сказать с грустью Крикнул нетерпеливо- крикнул с нетерпением Радостно сообщил- сообщил с радостью Увлеченно читал- читал с увлечение Говорит радостно- говорит с радостью Смущенно сказал- сказал со смущением Гордо стоять- стоять с гордостью

Слайд 22

Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание Говорил с тревогой- Ждал с напряжением- Охранял с заботой- Глядел со смущением- Уезжал со спокойствием- Отзывался с гордостью- Сделал с аккуратностью- Плакал без звука-

Слайд 23

Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание Говорил с тревогой- говорил тревожно Ждал с напряжением- ждал напряженно Охранял с заботой- охранял заботливо Глядел со смущением- глядел смущенно Уезжал со спокойствием- уезжал спокойно Отзывался с гордостью- отзывался гордо Сделал с аккуратностью- сделал аккуратно Плакал без звука- плакал беззвучно

Слайд 24

Учитель русского языка и литературы Юдина Наталья Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий

Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...

Разработка урока русского языка "Подготовка к ГИА. Задания части В"

Закрепление анализа текста, используя знания орфографии, пунктуации, лексиски и синтаксиса. Разбор заданий ГИА по русскому языку (часть В)...

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка через систему занимательных заданий

Характеристика данной технологии, ее достоинства дидактический материал по данной теме....

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

Проверочная работа по русскому языку . Подготовка к ЕГЭ. Задания 9-13

Проверочная работа по русскому языку при подготовке к ЕГЭ в 3-х вариантах с ответами по заданиям 9-13. 10-11 класс....

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....