Изложения
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Ольга Анатольевна Голубцова

Очень удобные тексты для разных классов средней школы. Данные материалы помогают развить навыки при написании изложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Перелёт птиц

   Как раз в сентябрьские ночи мы наблюдали осенний перелёт птиц с севера на юг над реками быстрой Сосной и тихим Доном через тёплые моря на берега Малой Азии. Курлыкали журавли, расстраивали свои треугольники и спускались отдыхать на низкий берег Сосны. Гуси строгими кораблями торжественно летели, отрывисто переговариваясь. Они ночевали вместе с утками на воде, выставляли на всём берегу сторожей. Лебеди совсем не отдыхали и летели очень высоко: только по серебру в чистом воздухе можно было догадаться о них. Белые рыболовы, чайки разных пород, ещё не трогались и вились на своих гнутых крыльях у самой воды.

  В темноте прямо над нашими головами со свистом проносились чирки, кулики разных пород, тяжело шли кряквы и часто шлёпались в воду на отдых. Дикие гуси возле самой лодки кричали, хлопали крыльями так близко, что брызги летели в лицо. Как хорошо было всё это слушать!

  Но скоро стало белеть… И вот на востоке начался огромный пожар. А когда солнце взошло, его радостная сила вливалась в жилы. Этой силой опять всё живое поднималось и летело на юг в тёплый край.

(По М. Пришвину)

173 слова

6класс

Воздушный змей

 

  Тот, кто сам запускал змеев или наблюдал, как это делают другие, надолго запомнит это увлекательное занятие. Мы живём в век сверхзвуковых скоростей, в век сложнейшей авиационной и космической техники, но немногие знают, что воздушный змей – это давно известный и самый простой летательный аппарат, который изобрели люди. Родина его – Китай. Первые воздушные змеи появились несколько тысячелетий тому назад. Изготавливались они из бамбука и шёлка. Им придавали форму бабочек, жуков, рыб, но самой излюбленной формой был дракон – сказочный крылатый огнедышащий змей, считавшийся в Китае символом власти и благополучия. Отсюда, по-видимому, и название этого летательного аппарата.

  Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, в Америку, Австралию и некоторые другие страны. Первое упоминание о воздушном змее в России появилось в летописи, которая описывала событие из русской истории. В 906 г. киевский князь Олег при осаде Царьграда (Константинополя) использовал для устрашения неприятеля поднятых в воздух коней и людей бумажных, вооруженных и позлащённых, т. е. фигурных воздушных змеев.

  Начиная с 1890 года и в течение последующих 40 лет, конструкция воздушного змея послужила инструментом для проведения метеорологических исследований для определения скорости ветра, температуры воздуха, барометрического давления и влажности, исследования природы молний и атмосферного электричества. С помощью фотоаппаратов, подвешенных к воздушным змеям, проводились аэросъемки местности.

199 слов

6 класс

Вечнозелёный Маврикий

 Небольшой и вечнозелёный Маврикий находится в юго-восточной части Индийского океана, к востоку от острова Мадагаскар. Остров окружают коралловые рифы. Они надёжно защищают Маврикий от акул и штормов. Площадь острова – 1865 квадратных километров, а береговая линия имеет протяжённость 330 километров. На Маврикии расположены живописные горы и красивое плато*.

  Маврикий открыли португальцы. С 1638 по 1710 годы он находился во владении голландцев. В честь своего правителя Маврикия де Нассо голландцы и дали название острову.

   Потом Маврикий перешёл во владение Франции, которая использовала его как морскую базу для своего флота.

  Французский губернатор построил на Маврикии дороги, мосты, больницы, военные сооружения. На острове была отличная морская база, удобная и защищённая от неприятеля. При правлении французов на острове началось возделывание сахарного тростника, хлопка, риса. Эти продукты вывозились в Европу.

  В 1810 году на мысе Несчастливый высадились англичане. В английской флотилии солдат было значительно больше, чем у французов на Маврикии. Победа осталась за англичанами. Остров принадлежал Британии до 12 марта 1968 года. С этого дня он получил независимость.

(164 слова)

6 класс

Почему шарики летают?

 

  Какие воздушные шарики ты предпочитаешь? Те, которые можно таскать за собой на верёвочке, или те, которые рвутся из рук, так и норовя улететь в синее небо? Конечно, все дети, да не только дети, а и многие взрослые тоже, любят настоящие воздушные шарики. Они как живые! Их даже хочется отпустить полетать, а потом долго стоять, задрав голову и переживая: "Ой! Куда же он полетел!? Ведь сейчас за провода зацепится, глупый!"

  А знаешь ли ты, почему шарики летают?

Потому что их наполняют гелием, газом, который легче воздуха. Гелий, второй элемент таблицы Менделеева, – инертный газ. Это означает, что его практически невозможно получить в соединении с другим химическим элементом. О гелии стало известно в результате исследований солнечного излучения, которые проводили английский учёный Н. Локьер и француз Ж. Жансен в конце XIX столетия.

  Но если ты думаешь, что гелий существует только для того, чтобы наполнять им детские воздушные шарики, то ты ошибаешься. Гелий используют при сварке металлов, он входит в состав искусственного воздуха, который используют водолазы при погружении на глубину. В жидком виде гелий используется в лабораторных холодильных установках. Последнее обусловлено тем, что гелий превращается в жидкость при более низких температурах, чем любой другой газ.

190 слов

6 класс

Обезьянка

  В Гамбурге я решил купить маленького шимпанзе. Его хозяин рассказал мне, что он большой шалунишка.

  Принесли клетку с шимпанзе. Он сидел неподвижно. Но как только я приподнял решётку, он пулей выскочил из клетки и стал носиться по комнате.

С большим трудом я поймал обезьянку. У меня на руках она сразу притихла. Я показал ей банан. Она равнодушно отвернулась и стала с любопытством оглядывать комнату. Мы надели на шею шимпанзе ошейник с цепочкой. Он стал рваться, хватаясь за мебель. Обратно в клетку он идти не хотел. Едва удалось его туда посадить. Теперь надо отвезти шимпанзе в Россию. Как перенесёт он дальний путь? Я устроил его в багажном вагоне и очень боялся, что мой нежный и зябкий шимпанзе будет мёрзнуть. Но проводник хорошо натопил большую железную печь. Я хотел уйти, но шимпанзе кричал, визжал и протягивал ко мне длинные ручищи.

Но не могу же я ехать в багажном отделении! Я дал шимпанзе большой банан и побежал в своё купе.

  Наступило утро. Я выпил горячий кофе, налил в бутылку чай и пошёл к шимпанзе. Ну и жарища у него в багажном отделении! Видно, проводник перестарался!

  На матрасике вижу свернувшегося в комок шимпанзе. Рядом, у самого носа, – нетронутый банан. Шимпанзе смотрит на меня и будто говорит: "Выпусти меня на волю, мне надоело сидеть в тюрьме!"

  Я собрался напоить его чаем и достал из кармана бутылку. Вдруг раздался свисток, колёса загремели, поезд тронулся... Я остался в багажном вагоне. Здесь очень жарко, с меня ручьём льётся пот. Но ничего не поделаешь. Шимпанзе пристально смотрит на бутылку, но ближе не подходит. Я подношу горлышко бутылки ко рту и нарочно проливаю немного чаю на пол. Шимпанзе нюхает пролитый чай. Потом подходит ко мне и протягивает руку за бутылкой.

Так мы доехали до Москвы. Пока мы ехали, шимпанзе привык ко мне и научился пить чай из горлышка бутылки. Чай навсегда остался его любимым напитком.

(По В. Дурову)

305 слов

Загадочный край

 

  Парк спускался к реке. За ней поднимались по взгорью дремучие леса. Туда вела единственная песчаная дорога. По этой дороге можно было дойти до ветхой часовни. За часовней дорога терялась в сухой траве.

  Ходить дальше часовни в одиночку никто не решался.

  Лесная чаща вплотную подступала к бревенчатой часовне. Из чащи тянуло прелью и папоротником. В сумерки оттуда прилетали совы.

  Как-то ночью мы слышали далёкий крик, долетевший из леса. Это заблудился ярмарочный торговец. Он шёл пешком из монастыря на ярмарку. Лесной объездчик нашёл его и привёл в город.

  Торговец, худой мужичок с синими глазами, плакал и крестился.

  Однажды мы, мальчишки, вместе с Володей Румянцевым отправились в лес и взяли с собой компас.

  Мы видели бездонные овраги, в которых росли ежевика и хмель. В глубине оврагов бормотала вода, но до неё нельзя было добраться. Мы открыли в лесах неизвестную речонку с такой прозрачной водой, что она казалась стеклянной. С крутого берега были видны тучи рыбёшек. Они шныряли по дну этой речонки.

  Ещё мы видели сгнивший крест около родничка. На перекладине креста висела жестяная кружка.

Вокруг кружки обвился вьюнок и крепко держал её. Мы оторвали вьюнок и зачерпнули кружкой воды из источника. Вода отдавала ржавчиной.

  Курлыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы. Облака с синими днищами проходили над нами. Мы поглядывали на них – оттуда, сверху, хорошо был виден весь этот загадочный лесной край. Дятлы деловито долбили сухие стволы, и то тут, то там падали нам на голову шишки.

(По К. Паустовскому)

233 слова



Предварительный просмотр:

Изложение

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Имя существительное

Бэби

 

Бэби был большой попрошайка. Я его кормил очень хорошо, и всё же он всегда выпрашивал у публики подарки. Публика его любила и щедро угощала. Особенно старались дети. Они без конца совали в его цепкий хобот разные лакомства.

Выйдет, бывало, Бэби на арену и давай кланяться. Со всех сторон бросают ему лакомства. А попрошайка кивает головой и похрустывает конфетами и сахаром.

Однажды я решил сосчитать, сколько же булок подарили Бэби. Оказалось, за один вечер в Москве гостеприимные москвичи поднесли Бэби сто двадцать шесть больших белых булок, и он всё съел.

Бэби попрошайничал везде: в цирке, на улице, на вокзалах. Один раз у вокзала, когда мы выгружались из вагона, вокруг Бэби собрались женщины, торгующие продуктами. Бэби заметил корзинку с капустой, картофелем и морковкой. Корзинку держала девочка лет одиннадцати. Забыв обо всём на свете, девочка смотрела на невиданного зверя.

Не долго думая, Бэби протянул хобот, схватил корзинку и всю её, вместе с капустой, картофелем и морковкой, отправил в рот.

Девочка застыла от удивления. Молча она следила за тем, как слон глотает её корзинку.

Бэби поел (видно, ему понравилось) и, по привычке, стал усиленно кланяться: он благодарил за угощение. Девочка растерялась, замигала глазами и в ответ тоже стала кивать слону. Публика захохотала. Пожалуй, даже и в цирке у Бэби не было лучшего номера.

Смех привёл девочку в себя. Она оглянулась на толпу и заплакала.

Пришлось мне заплатить за овощи и за корзину.

(По Л. Дурову)

228 слов



Предварительный просмотр:

Изложение 5-6 класс

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Имя существительное

Обезьянка

 

В Гамбурге я решил купить маленького шимпанзе. Его хозяин рассказал мне, что он большой шалунишка.

Принесли клетку с шимпанзе. Он сидел неподвижно. Но как только я приподнял решётку, он пулей выскочил из клетки и стал носиться по комнате.

С большим трудом я поймал обезьянку. У меня на руках она сразу притихла. Я показал ей банан. Она равнодушно отвернулась и стала с любопытством оглядывать комнату. Мы надели на шею шимпанзе ошейник с цепочкой. Он стал рваться, хватаясь за мебель. Обратно в клетку он идти не хотел. Едва удалось его туда посадить. Теперь надо отвезти шимпанзе в Россию. Как перенесёт он дальний путь? Я устроил его в багажном вагоне и очень боялся, что мой нежный и зябкий шимпанзе будет мёрзнуть. Но проводник хорошо натопил большую железную печь. Я хотел уйти, но шимпанзе кричал, визжал и протягивал ко мне длинные ручищи.

Но не могу же я ехать в багажном отделении! Я дал шимпанзе большой банан и побежал в своё купе.

Наступило утро. Я выпил горячий кофе, налил в бутылку чай и пошёл к шимпанзе. Ну и жарища у него в багажном отделении! Видно, проводник перестарался!

На матрасике вижу свернувшегося в комок шимпанзе. Рядом, у самого носа, – нетронутый банан. Шимпанзе смотрит на меня и будто говорит: "Выпусти меня на волю, мне надоело сидеть в тюрьме!"

Я собрался напоить его чаем и достал из кармана бутылку. Вдруг раздался свисток, колёса загремели, поезд тронулся... Я остался в багажном вагоне. Здесь очень жарко, с меня ручьём льётся пот. Но ничего не поделаешь. Шимпанзе пристально смотрит на бутылку, но ближе не подходит. Я подношу горлышко бутылки ко рту и нарочно проливаю немного чаю на пол. Шимпанзе нюхает пролитый чай. Потом подходит ко мне и протягивает руку за бутылкой.

Так мы доехали до Москвы. Пока мы ехали, шимпанзе привык ко мне и научился пить чай из горлышка бутылки. Чай навсегда остался его любимым напитком.



Предварительный просмотр:

Изложение 5-6 класс

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Имя существительное

Перелёт птиц

 

Как раз в сентябрьские ночи мы наблюдали осенний перелёт птиц с севера на юг над реками быстрой Сосной и тихим Доном через тёплые моря на берега Малой Азии. Курлыкали журавли, расстраивали свои треугольники и спускались отдыхать на низкий берег Сосны. Гуси строгими кораблями торжественно летели, отрывисто переговариваясь. Они ночевали вместе с утками на воде, выставляли на всём берегу сторожей. Лебеди совсем не отдыхали и летели очень высоко: только по серебру в чистом воздухе можно было догадаться о них. Белые рыболовы, чайки разных пород, ещё не трогались и вились на своих гнутых крыльях у самой воды.

В темноте прямо над нашими головами со свистом проносились чирки, кулики разных пород, тяжело шли кряквы и часто шлёпались в воду на отдых. Дикие гуси возле самой лодки кричали, хлопали крыльями так близко, что брызги летели в лицо. Как хорошо было всё это слушать!

Но скоро стало белеть… И вот на востоке начался огромный пожар. А когда солнце взошло, его радостная сила вливалась в жилы. Этой силой опять всё живое поднималось и летело на юг в тёплый край.

(По М. Пришвину)

173 слова



Предварительный просмотр:

Изложение-описание  6 класс (сжатое)

Полесская колдунья

     Голос, певший песню, вдруг оборвался совсем близко около хаты. Громко звякнул железный засов, и в просвете распахнувшейся двери показалась рослая смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник. Из передника выглядывали три крошечные головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. Это были зяблики.

     Увидев меня, девушка вдруг замолчала и вспыхнула густым румянцем. Ее тонкие  черные брови недовольно сдвинулись, а глаза с вопросом обратились ко мне.

     Я невольно залюбовался ею. В Олесе не было ничего похожего на местных девчат, лица которых носили однообразное испуганное выражение. Девушка была высокой брюнеткой лет двадцати- двадцати пяти. Она держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую изящную фигуру. Оригинальную красоту ее лица нельзя было позабыть, трудно было даже его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах. Тонкие, надломленные посередине брови придавали им неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности одновременно. Кожа ее была смугло-розового тона, а своевольный изгиб губ придавал ее лицу решительное выражение.

     Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и суеверный. Нравилось мне и ее легкое кокетство красивой женщины.

     Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее яркое, первобытное воображение: о странах и народах, о явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях и больших городах. Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным, но Олеся охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы.

                                                                                          (242 слова)



Предварительный просмотр:

ИЗЛОЖЕНИЕ 6 КЛАСС С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

(повествование с элементами описания)

по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

    На  самой середине палестинки не  было  клюквы.  Тут был

частый осинник,  и в нем стоял рогатый великан лось. С одной стороны он похож на быка, с другой - лошадь и лошадь. И стройное тело, и стройные ноги, и мурло с тонкими ноздрями.  Но какие глаза, какие рога!  

     Лось,  обирая  осинку,  с  высоты  своей  спокойно глядит  на  ползущую девочку.

     Ничего не  видя,  кроме своей клюквы,  ползет она и  ползет к  большому черному пню.  Еле  передвигает за  собой  корзинку,  вся  мокрая и  грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках.

     Лось ее и за человека не считает:  у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.

     Вот уже начинает вечереть,  воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой,  еще сохраняет тепло. На него выползли из болот и припали к теплу шесть маленьких ящериц.  Четыре бабочки-лимонницы,  сложив крылышки, припали усиками.  Большие черные мухи прилетели ночевать.  Длинная клюквенная плеть оплела черный теплый пень и спустилась по  ту  сторону.  Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло,  и одна,  громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.

     А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так

она  приползла к  горелому пню и  дернула за  самую плеть,  где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову.

     Тогда-то  наконец  Настя  очнулась,  вскочила,  и  лось,  узнав  в  ней человека,   прыгнул  из  осинника  и,  выбрасывая  вперед  сильные,  длинные ноги-ходули,  помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц-русак.

     Настенька  изумленно  смотрела  на  змею:   гадюка по-прежнему  лежала,  свернувшись  колечком  в  теплом  луче  солнца.  Насте представилось,  будто это она сама осталась там,  на пне,  и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.

ЗАДАНИЕ: НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРУ ПО ОДНОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ТЕМ:

1. Сказка и быль в произведении.

2. Как Пришвин выражает любовь к человеку и природе.

3. Чему учит нас сказка-быль?

4. Участие природы в судьбе героев сказки–были.

     

  •                                                                                                                                                            339 слов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

Сжатое изложение

Предлагаю вашему вниманию презентацию по работе над сжатым изложением...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....