Сторителлинг
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Трач Ольга Николаевна

Применение сторителлинга на уроках русского языка в целях формирования УУД у учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Формирование УУД на уроках русского языка через творческие здания»

Трач Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Писаревская СОШ»

Современный урок должен быть направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, обеспечивающих саморазвитие и самосовершенствование. Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе. Кроме того, формированию мотивации помогают занимательное изложение и разнообразная форма подачи учебного материала.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Каждый человек должен уметь вести диалог. Успешен будет только тот, кто сможет выстроить свою линию общения с окружающими. Формирование коммуникативных навыков   обучающихся, наверняка, волнует всех педагогов.  На уроках приходится наблюдать такую ситуацию, когда ребята затрудняются     в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. Нам нередко приходится говорить о том, что у многих детей орфографическая и пунктуационная грамотность становится проблемной областью знаний. Есть и такие обучающиеся, которые не проявляют интереса к предмету. А важность владения речью   нельзя недооценивать.  Да и потом многие задания итоговой аттестации проверяют сформированность коммуникативных умений и навыков.

В связи с остро стоящим вопросом о недостаточно высоком качестве знаний по русскому языку и литературе, необходимо обращаться к новым методам и технологиям работы, искать наиболее эффективные приемы обучения, которые помогут раскрыть индивидуальные способности обучающихся, развить творческую и умственную активность. Применение цифровых технологий на уроках уже не является новшеством, и, как правило, без них не обходится большинство занятий. Цифровые технологии, соединяясь с устными рассказами, превращается в нечто новое и не до конца изученное. Для меня такой открылась техника сторителлинга (англ.storytelling), применение которой, как мне кажется, может стать одним из возможных путей  преодоления  проблемы  низкой мотивации к обучению, несформированности коммуникативных и регулятивных  

Сторителлинг - педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Источников для увлекательного рассказа может быть множество: ваши личные истории, кино, новости и происшествия, анекдоты, шутки или забавные выдуманные истории. Главное, чтобы они были уместны и близки вам эмоционально.

Задумайтесь, а возможно ли использовать сторителлинг на уроках русского языка? Как оказалось, да! И мы, педагоги, этим активно пользуемся. Не раз на уроках русского языка при изучении того или иного правила орфографии или морфологии   слышим или создаем лингвистические сказки, которые повествуют нам о том, например, как причастие не хотело дружить с отрицательной частицей НЕ, или о том, как у Его Величества Глагола в замке было два стражника – первое и второе спряжение. Оказывается, эти увлекательные истории, помогающие детям запоминать правила, и есть сторителлинг.

Педагогический сторителлинг как способ подачи познавательной информации выполняет несколько функций: образовательную, развивающую, воспитательную и мотивирующую. Выделяют несколько видов сторителлинга: классический представляет собой реальную историю из жизни, или же вымышленную, которая рассказывается учителем. Это могут быть правила, теоремы и т.д.; активный сторителлинг – учитель создает основу (проблемную ситуацию), учащиеся вовлекаются в процесс создания самой истории; и цифровой сторителлинг – сочетание устного рассказа и визуальных элементов.

        Последний я начала использовать в своей практике. На уроках русского языка с учащимися 5-6 классов создаем увлекательные истории на основе лингвистических сказок.  Работаем со сказками по-разному: учащиеся 5 класса с интересом получают домашнее задание, которое носит творческий характер. На основе правила параграфа придумывают сценарий, создают иллюстрации и делятся на уроке своими творческими работами. Картинки истории запоминаются лучше. В основе метода лежит принцип – нельзя понять то, чего ты не пропускаешь через себя.

        Принцип построения таких историй, рассказов мы отрабатываем на уроках. В любой истории   обязательно должен быть герой, который задается целью или же перед ним возникает определенная проблема. Становится очевидно, что он начинает искать пути ее решения, используя несколько средств. В итоге персонаж получает положительный результат, делает выводы или ставит перед собой новые цели.                 

Например, сказка о частице НЕ: Лингвистическая сказка по русскому языку

         В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Или не жила, или не в Городе, или не в Государстве. До того была это неприятная и вздорная особа, что никто не мог найти с ней общего языка. И, несмотря на то, что она служебная часть речи, была она до того гордая, своенравная и заносчивая, что побаивались её и самостоятельные части речи, не говоря уже о её соседях предлогах и союзах.

Выводы:

  1. Сторителлинг – удобный и эффективный способ разнообразить учебный материал и занятие в целом.
  2. Истории, которые создают дети, способствуют развитию логического и творческого мышления и одновременно выполняют образовательную функцию.
  3. Сторителлинг можно успешно использовать в проектной деятельности.  

Формирование коммуникативных навыков - это кропотливый труд каждого учителя-предметника, не только словесника.

Упражнения коммуникационного типа предполагают участие школьника в диалоге, а также создании собственного текста. Важно, чтобы перед ним были четко поставлены задачи: тема, формат, цель выполняемого задания.

Задания на формирование навыков коммуникации предполагают разные виды общения учащихся (очного, заочного).

1.     Например, представь себя «Я в цифрах». Расскажите о себе, составив текст из 5-6 предложений, используя как можно больше числительных.

(например, мне 29 лет. Окончив школу в семнадцатилетнем возрасте…)

Задание можно изменять в зависимости от ситуации (мой выходной в цифрах, или моя семья и т. д.)

2.     Интересными являются задания, в которых ребятам предлагается примерить на себя какую-нибудь новую роль. Можно устроить «вакантное место». Или, например, предлагаю учащимся текст «Костер и муравьи» А. Солженицына.

        Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...

Задание: представьте себя одним из муравьев, героев этого текста. Опишите что вы видите, чувствуете, думаете о происходящем.

Основной результат выполнения заданий - это умение ребятами осуществлять:

- понимание смысла текста, определять авторскую идею;

- объяснение приёмов и средств, которые использовал автор при создании своего текста;

-  создание собственных текстов, соответствующих конкретной речевой ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование УУД на уроках русского языка через творческие здания» Учитель русского языка и литературы МОУ «Писаревская СОШ» Трач Ольга Николаевна

Слайд 2

СТОРИТЕЛЛИНГ — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации . Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг . Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Слайд 3

СТОРИТЕЛЛИНГ КЛАССИЧЕСКИЙ АКТИВНЫЙ ЦИФРОВОЙ

Слайд 8

«Костер и муравьи» А. Солженицына. Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...