Конспект урока русского языка на тему "Разряды количественных числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

ЛюдмилаИвановнаПолитова

В конспекте урока представлен материал по теме "Разряды количественных числительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему «Разряды количественных числительных» (6 класс).

Учитель Политова Л.И.

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов количественных числительных.

Задачи:

1.Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.

2.Развивать связную устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывать любовь к родному языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Оборудование:

учебник русского языка для 6 класса (авторы:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова., О,В,Загоровская, А,Г,Нарушевич.), презентация, медиапроектор и экран.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока.

-Сегодня мы продолжим изучение интересной темы “Имя числительное”.

 Вспомним всё, что вы узнали об этой части речи на предыдущих занятиях, а также познакомимся с новой информацией по теме.

Так как тема урока тесно связана с математикой, то в качестве эпиграфа мы возьмём такие слова: “Без грамматики не выучишь математики”

I. Ппроверка домашнего задания.( Учащимся по вариантам нужно было найти 6 пословиц или фразеологизмов, в которых есть числительные. Объяснить значение.).

2. Записать в тетради число, классная работа.

Словарная работа (орфографический практикум). Слайд №1.

Выполните задания, Напишите ответы, выделите орфограммы. Опираемся на эпиграф к уроку.

3. Объяснение нового материала.   Слайд №2.

 Учащиеся рассматривают материал для наблюдения .

  Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в дверь француза и запирают её на ключ.

  Лётчик прикинул в уме число, и вышло, что полз Мересьев восемнадцать суток..

  Одна десятая секунды отделяла спортсмена от победы.

  Две третьих пути все ехали молча.

  Пятый день шёл снегопад, так что из дома нельзя было выйти.

- Прочитайте предложения.

- Найдите и выпишите количественные числительные.

- Все ли числительные в данных предложениях являются количественными?

-Какое числительное вы не выписали? Почему?

- Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных?

- Что обозначают эти числа?

- На основе наблюдений сформулируйте тему урока. (Разряды количественных числительных)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему (Познакомиться с разрядами количественных числительных).

- Исходя из цели урока, сформулируйте задачи. (Учиться отличать числительные одного разряда от другого; правильно употреблять в речи; совершенствовать умение правильного написания числительных).

-- Давайте определим, что обозначают выписанные числительные. ( Целое число, дробное , несколько предметов как одно целое).

--Попробуйте догадаться, как называются разряды количественных числительных. Слайд №3.

4. Работа со схемой на стр. 46, упр. 401.

 

Целые

Дробные

Собирательные

Обозначают целые числа Семь,…

Обозначают дробные числа Одна вторая,…

Обозначают несколько предметов как одно целое Трое детей,…

--  Что общего у целых, дробных, собирательных числительных? (Отвечают на вопрос СКОЛЬКО?)

5. Закрепление изученного.

 Распределительный диктант. Распределите данные числительные по группам:

А) числительные, обозначающие целые числа;

Б) числительные, обозначающие дробные числа;

В) числительные собирательные.

Семеро друзей, двадцать пять книг, одна вторая метра, триста сорок граммов, трое очков, одиннадцать  яблок, две третьих урожая, четверо отличников, двенадцать целых одна восьмая.

Проверка. Слайд №4.

-- Какие числительные встречаются чаще в нашей жизни? ( Целые).

Давайте поподробнее рассмотрим дробные и собирательные числительные.

Посмотрим на дробные числительные. Слайд 4.

-- Какие они по структуре? (Составные, потому что обозначаются несколькими словами, кроме слов полтора и полтораста, о которых мы будем говорить на следующем уроке).

.- Вспомните из математики : из чего состоят дроби? (Числитель и знаменатель)

Дробные числительные тоже состоят из двух частей: верхняя часть-числитель- это какое числительное по значению? (Количественное) , а знаменатель—порядковое.

.. Смешанное число состоит из чего? (Целая часть + дробная часть).

Посмотрим на собирательные числительные. Слайд 4.

Собирательные числительные — название образовано от слова «собирать», несколько предметов «собираются» как одно целое. Собирательные числительные образуются от числительных от 

2 до 10: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Собирательные числительные восьмеро, девятеро и десятеро в принципе возможны, но почти не употребляются. К собирательным относятся также слова «оба» и «обе».

Эти числительные имеют особую сочетаемость. А какую? Вы сейчас догадаетесь сами и выведите правило. Слайд №5.

6.Вывод правила. Слайд №6.

7.  Работа в группах.

Упр. Из учебника.

1-ая группа упр. 406

2-ая группа упр. 411

3-я группа упр. 412.

8. Работа с текстом со слайда №7.

Заменить числа словами, вставить пропущенные буквы.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд №8.

1. Назовите разряды количественных числительных.

2. Дайте развёрнутое определение количественных числительных с указанием изученных постоянных признаков.

3.Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

П. 55, Схема на стр. 46, таблица на стр.49.

1.Восемьсот девяносто, семьсот восемьдесят, шестьсот семьдесят, пятьсот шестьдесят, четыреста пятьдесят, триста сорок, двести тридцать, сто двадцать, десять.
2. 11 раз.
3. 8 сложных числительных.

1экземпляр

2бассейн

3территория

4миллион

5миллиард

6четыреста

7двести

8триста

9девяносто

10.одиннадцать

2 (мужчина), 3 (спортсменка), 5(котёнок), 6 (неряха), 4(ножницы), 3 (чулок),

   5 (сани), 7 (ученица), 2(тигрёнок), 3 (носок)

  3 (мы), 4 (они),7 (забияка), 9 (ученик)

ДВОЕ МУЖЧИН, ДЕВЯТЕРО УЧЕНИКОВ

ШЕСТЕРО НЕРЯХ, СЕМЕРО ЗАБИЯК
ПЯТЕРО КОТЯТ, ДВОЕ ТИГРЯТ
ЧЕТВЕРО НОЖНИЦ, ПЯТЕРО САНЕЙ
ТРОЕ НАС, ЧЕТВЕРО ИХ

Ма́рко По́ло — итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». ...

  1. Этимология

Происходит от итал. milione, увелич. от mille «тысяча»; далее от лат. mille — то же. Слово «миллион», обозначающее тысячу тысяч, придумал путешественник Марко Поло. Оно, таким образом, соответствует несуществующему русскому слову «тысячища». Марко Поло таким образом пытался описать необычные богатства Востока. Русск. миллион — начиная с Петра I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных

Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения ...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....

Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные"

Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильному  употреблению собирательных числительных в речи....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Склонение сложных количественных числительных»

Конспект открытого урока по теме «Склонение сложных количественных числительных»...

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное" 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в форме урока-зачета  с использованием материалов краеведения....