Презентации к урокам русского языка
презентация к уроку по русскому языку

Татьяна  Рабдано

Здесь размещены  презентации к урокам русского языка по самым разным темам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, га..ерея, д..фф..ренциация, ..нцидент, иску..ный, иску..тво, компл..мент, л..нол..ум, м..ценат, н..гилист, ..ранжерея, п..лисадник, пр..в..легия, ст..пендия, у..реждение, ф..ерверк, це..офан, ..мигрант

Слайд 3

Ад ъ ютант, а кк омп а н е мент, б ю лл е тень, в и н е грет, га л ерея, д и фф е ренциация, и нцидент, иску с ный, иску сс тво, компл и мент, л и нол е ум, м е ценат, н и гилист, о ранжерея, п а лисадник, пр и в и легия, ст и пендия, у чр еждение, ф ей ерверк, це лл офан, э мигрант

Слайд 4

Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его место .

Слайд 5

Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры. Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения. Какие виды сказуемых вы знаете? Что такое составное глагольное сказуемое? Что такое именное сказуемое? Какой частью речи может быть выражена именная часть?

Слайд 6

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Тире ставится: 1. СУЩ. + сущ. Книга — лучший друг человека. 2. Числ. + числ. Шестью шесть — тридцать шесть. 3.СУЩ. + числ. Длина Волги — 3688 километров 4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранят ь природу — любить родину. 5. СУЩ. + н. ф. глаг. Наша задача — хорошо учиться. 6. Н. ф. глаг. + СУЩ . Ходить босиком — большое удовольствие 7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) + сущ.(гл.) Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Слайд 7

Тире не ставится: 1. При сказуемом есть не Бедность не порок 2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно Глаза будто вишни. 3. Подлеж. = личное местоим. Он порча, он чума, он язва здешних мест. 4. Перед сказуемым стоит вводное слово Собака, известно, друг человека

Слайд 8

не ставится ставится 1) существ. существ. 2) нач. ф. глаг. нач. ф. глаг. 3) существ. нач. ф. глаг. 4) существ. числит. 5) числит. числит. 1) лич. мест. 2) не 3) прилагат. 4) как, словно, будто вот, это

Слайд 9

Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

Слайд 10

Повесть «Капитанская дочка» - историческое произведение. Картины восстания Емельяна Пугачева -основа повести. Маша Миронова - любимый женский образ автора.

Слайд 11

1. Хорошая книга это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями знаниями чувствами. 2. Книги читать скуки не знать. 3. Книга лучший подарок. 4. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. 5. Книга не пряник а к себе манит. 6. Книга есть жизнь нашего времени в ней все нуждаются и старые и малые. (В.Г.Белинский) 7. Читать значит применять в жизни прочитанное.( Дистервег А.) 8. Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя.( П. Павленко) 9. Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко)

Слайд 12

1. Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2. Книги читать - скуки не знать. 3. Книга - лучший подарок. 4. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5. Книга не пряник, а к себе манит. 6. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. 7. Читать - значит применять в жизни прочитанное. 8. Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9. Книги для меня как хлеб насущный.

Слайд 13

Моя мечта Главное в жизни Жить на белом свете Дружба - это… Важное проявление вежливости Смысл моей жизни Жизнь - это Любить – это.. Быть человеком значит бороться и постоянно побеждать поздороваться первым служить другим и делать добро любить и быть любимым богатство, дорожите им стать настоящим человеком прежде всего взаимопомощь и искренность значит быть свободным значит бороться за любимого человека

Слайд 14

Моя мечта - любить и быть любимым. Главное в жизни - стать настоящим человеком. Жить на белом свете- значит бороться и постоянно побеждать. Дружба – это прежде всего взаимопомощь и искренность. Важное проявление вежливости - поздороваться первым. Смысл моей жизни - служить другим и делать добро. Жизнь - это богатство, дорожите им. Любить – значит бороться за любимого человека. Быть человеком- значит быть свободным.

Слайд 15

1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире . А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня. Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости. В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой. Г) Наш край _ богат и прекрасен. Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь. 2 . Отметьте предложения, в которых тире не ставится . А) Голова без ума _ что фонарь без света. Б) Волков бояться _ в лес не ходить. В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров. Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов. Д) Сердце _ не камень. 3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка . А) Двадцать пять лет возраст зрелый. Б) Кино, безусловно, самый массовый вид искусства. В) Разумно жить минутой дорожить. Г) Воздух - словно поцелуй ребёнка. Д) Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер - добротой и порядочностью.

Слайд 16

Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится…

Слайд 17

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестое апреля. Классная работа. Сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 2

Записываем предложения 1 ) Небо потемнело, и пошел снег. 2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями . Назовите и выделите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? ( В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.) 3) Небо потемнело, потому что пошел снег. Назовите союз в этом предложении? Что он связывает ? ( В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного) Микровывод : Таким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Слайд 3

Записываем таблицу в тетрадь !

Слайд 4

Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза. Пример: 1 ) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов .(ССП (сложносочиненное предложение), союз и – сочинительный) 2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли. 3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом. 4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли. 5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность. 6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы. Микровывод : в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

Слайд 5

М ы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений . Если забыли – записываем таблицу в тетрадь!

Слайд 6

Записываем в тетрадь только схемы предложений! Пример: 1.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки . 1. [ ], и [ ]. 1 . По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

Слайд 7

Выписываем только союзы и пишем какие они – сочинительные или подчинительные. Пример: Если хочешь много знать, надо мало спать . 1. Если – подчинительный союз 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок.

Слайд 8

Проверочный тест 1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется: А) союз Б) предлог В) частица 2. Укажите неверное утверждение . Союзы делятся на: А) сочинительные и подчинительные Б) простые и составные В) производные и непроизводные 3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы: А) как, который, и Б) за, да, чтобы В) потому что, зато, но. Продолжение

Слайд 9

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные: А) где, зато, также Б) и, однако, же В) что, когда, да 5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены .) А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться. Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется. В) Я вернусь и все вам расскажу . 6

Слайд 10

. Укажите сложносочиненное предложение: А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились. Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу. В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала. 7. Укажите сложноподчиненное предложение: А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу. Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали. В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 60 – правило, упр. 363

Слайд 12

КЛАССНУЮ И ДОМАШНЮЮ РАБОТЫ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ, ФОТОГРАФИРУЕМ И ОТПРАВЛЯЕМ МНЕ НА ПРОВЕРКУ ДО 18:00! КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я БУДУ ВЫСТАВЛЯТЬ ОЦЕНКИ! Куда отправлять: Почта: Fedulova _1997_1997@ mail . ru ВК: https :// vk . com / id 357970580 Вотс апп : 7-930-790-37-71


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказуемое и способы его выражения

Слайд 2

Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол) способ выражения - личная форма глагола основа глагола окончание лексическое значение грамматическое значение Пример. Бежал Гарун быстрее лани. бежать – быстро передвигаться нулевое окончание – гл. прошедшего вр., ед. ч., м.р.

Слайд 3

+ 2 слова , если это 1) составная форма будущего времени (Она будет сдавать экзамен) = сдаст 2) фразеологизмы (Петя на уроке клевал носом ) = засыпал 3) устойчивые словосочетания (Он дал полный отчёт о поездке) = отчитался) Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол)

Слайд 4

Составное глагольное сказуемое (два слова – оба глаголы) вспомогательный гл. инфинитив лексическое значение грамматическое значение 1) отношение к действию (любит, может, умеет, решил,полюбил и т.д .) 2) начало, продол-жение, конец дейст-вия (продолжает, стала, начали и т.д. + 3) указывает на форму глагола И начал он изнемогать… Грамматическое значение: а) глагол «начал» указывает на начало действия, б) стоит в форме пр. вр., ед.ч., м.р. 2) Лексическое значение гл. «изнемогать» - слабеть, уставать.

Слайд 5

Спишите. Подчеркните сказуемые. Чем они выражены? 1)В мае зацвели тюльпаны.- В мае начали цвести тюльпаны. 2) Недавно отцвели тюльпаны.- Недавно кончили цвести тюльпаны. 3)Уже июнь, а тюльпаны цветут.- Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести.

Слайд 6

Составное именное ( два и более слов или одно , но не глагол ) глагол-связка именная часть быть, казаться, являться, становиться, стать и др. нулевая связка –показатель настоящего времени Моя мама – врач. способ выражения 1.существительное 2. прилагательное 3. причастие 4. наречие 5. слово состояния 6.фразеологизм 7. словосочетание грамматическое значение лексическое значение +

Слайд 7

Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. На севере Лес бе…конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн…сть. (Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива …десь погода. Изменчиво и …дешнее небо. Вот оно засв…тилось, и заиграли над головой ж…лтые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.

Слайд 8

простое глагольное ( одно слово-глагол ) составное глагольное (два слова – глаголы) составное именное (2 и более слов или одно, но не глагол) личная форма глаг. основа гл. лексич. значение окончание грамматич. значение + 2 слова , если это 1)составн. форма буд. вр. (Она будет сдавать экзамен.) 2) фразеологизмы (Петя на уроке клевал носом. ) 3)устойчивые словосоче- тания (Он дал полный от - чёт о поездке) = отчитался) + вспом.гл. инфинитив граммат. значение лексич. значение 1)отношение к действию (любит, может, умеет, решил, полюбил и т.д.) 2) начало, продолжение, конец дейст- вия (продолжа-ет, стала,… гл.-связка + именная часть граммат. значение лексич. значение быть, казать- ся, являться, становиться, стать и др. нулевая связка –показатель наст. вр. Моя мама – врач. сущ. 2. прилаг. 3. причаст. 4. наречие 5. слово- сост. 6.фразеолог. способ выражен.:

Слайд 9

Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения. 1) (Тихая, тиха) украинская ночь. 2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся. 5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.

Слайд 10

Тестовое задание Отметьте предложение с составным именным сказуемым 1 вариант А) А потом все пошло по-старому. Б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому. В) Четыре делится на два без остатка. Г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.

Слайд 11

Тестовое задание Отметьте предложение с составным именным сказуемым. 2 вариант А) Был я в то время студентом в провинциальном университете. Б) Возьмите научите ее танцевать. В) Малышка перестала плакать. Г) Я буду делать по совести.

Слайд 12

Проверь себя Ответы: 1 вариант – г, 2 вариант – а.

Слайд 13

Итог урока Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемых. Каким бывает глагольное сказуемое? Каким бывает именное сказуемое?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Слайд 2

1. Трое из одноклассников победили в конкурсе. 2. Отец с сыном пошёл на футбол. 3. Быть образованным престижно. трое победили молодцы! 4. Я взял книгу, которая стояла на первой полке. Что является грамматической основой предложений? трое из одноклассников победили отец с сыном пошёл отец пошёл быть образованным престижно быть престижно стояла которая стояла

Слайд 3

Запишем предложения Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Подчеркните грамматические основы

Слайд 4

Чем отличаются сказуемые в этих предложениях? Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. В каком слове выражено лексическое и грамматическое значение сказуемого в каждом случае? ГЗ ГЗ ГЗ ЛЗ + ЛЗ ЛЗ

Слайд 5

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? ГЗ ГЗ ГЗ ЛЗ + ЛЗ ЛЗ 1 слово 2 слова

Слайд 6

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Чем отличаются сказуемые второй группы (составные)? ГЗ ГЗ ГЗ ЛЗ + ЛЗ ЛЗ

Слайд 7

Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему? ГЗ ГЗ ЛЗ ЛЗ

Слайд 8

Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему? глагол н.ф. глаг. имя прилаг. глагол

Слайд 9

ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ + Н.Ф. ГЛАГОЛА ГЛАГОЛ + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Слайд 10

Рассмотрите примеры Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилайся. Белый пар по лугам расстилался бы. Выполните морфологический разбор глагола постоянные признаки глагола непостоянные признаки глагола

Слайд 11

Постоянные признаки глагола Вид Спряжение Переходность Возвратность Несовершенный вид (что делать? что делает? что будет делать?) С овершенный вид (что с делать? что с делает? что с делал?) Если безударное личное окончание, то ставим в неопределённую форму, ко 2 спряжению относятся: все на – и ть (кроме брить и стелить); 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть. Переходные глаголы сочетаются с существительным в В.п. без предлога (прямое дополнение). Показатель возвратности глаголов – суффикс –ся ( -сь ).

Слайд 12

Непостоянные признаки глагола 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) лицо (если есть); 4) число; 5) род (если есть). Изъявительное - обозначают реальное действие, которое происходило (наст. вр.), происходит (прош. вр.) или будет происходить (буд. вр.) на самом деле. Повелительное - обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить. Условное - обозначают действие, возможное при определённом условии (есть частица бы ). По временам изменяются глаголы в изъявительном наклонении. 1 лицо 2 лицо 3 лицо я что делаю? мы что делаем? ты что делаешь? вы что делаете? он что делает? они что делают? Единственное или множественное. В прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении.

Слайд 13

Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилайся. Белый пар по лугам расстилался бы. Чем выражается сказуемое в данных предложениях? ИН, наст. вр. ИН, прош. вр. ИН, буд. вр. ПН УН

Слайд 14

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим Подлежащее Сказуемое Примеры Мало, много, большинство, множество + сущ.в Р.п. Сказуемое обычно в ед.ч ., мн.ч. допускается, если подлежащее – название живых существ. Два, три, четыре и т.д. + сущ. в Р.п. Сказуемое обычно во множественном числе . Около, всего, только, лишь перед подлежащим, выраженным числ. + сущ. в Р.п. Сказуемое в единственном числе . Двое, трое, четверо, пятеро Сказуемое во множественном числе .     Множество звуков вливается (ед.ч.) в ночной птичий хор. Большинство ребят согласилось (ед.ч.) со мной. Большинство ребят хорошо отвечали (мн.ч.) на экзамене. Какие-то три солдата стояли (мн.ч.) рядом у самого спуска и молчали. Около пятнадцати учеников получило (ед. ч.) пятёрки. Трое поднимались (мн. ч.) по лестнице.

Слайд 15

Физминутка

Слайд 16

НЕ слитно НЕ раздельно (не)пришёл (не)высокий (не)доумевал (не)высокий, а низкий (не)крашеный пол (не)дописанное письмо письмо (не)дописано (не)правда (не)правда, а ложь (не)широкая, но глубокая река ничуть (не)интересно (не)закрывая учебник (не)закрытая учеником тетрадь (не)кому не(от)кого

Слайд 17

Слитно Раздельно 1. Без НЕ не употребляется. 1. С числительными, союзами, частицами, предлогами. 2. В глаголах и деепричастиях с приставкой НЕДО-. 2. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. 3. С существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е, если можно заменить синонимом без НЕ. 3. С сущ., прилаг., нареч., если есть противопоставление с союзом А, слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ЕДВА ЛИ, ОТНЮДЬ и т.д. 4. С полными причастиями, если нет противопоставлений и зависимых слов. 4. С полными причастиями, если есть противопоставление и зависимые слова 5. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях. 5. В отрицательных местоимениях с предлогом.

Слайд 18

Тренировочные упражнения

Слайд 19

Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, указать способ выражения простого глагольного сказуемого. Какое сказуемое относится к другому типу? Почему? Проверим Моя сестра пошла в магазин, а я буду рисовать. Слава весь год бил баклуши и не сдал экзамен. Артём взял быка за рога и победил в этом матче. Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу (И.А. Крылов) Мой брат учится в педагогическом университете, я тоже собираюсь туда поступать . наст.вр. пр.вр. буд.вр. фразеологизм ,пр.вр. фразеологизм пр.вр. междометие наст.вр. составное глагольное сказуемое

Слайд 20

Глаголом в форме какого-нибудь наклонения Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри. 2. Глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто 3. Глаголом быть со значением наличия, существования: У него есть всё, что необходимо для охоты. 4. Фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении После победы он задрал нос. Природа так явно бросалась в глаза человеку 5. Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац Легче тени Татьяна прыг в другие сени Но царевна в обе руки хвать – поймала А он прыг в воду и поплыл 6. Инфинитивом в значении изъявительного наклонения И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин) Простое глагольное сказуемое

Слайд 21

Чем могут быть выражены простые глагольные сказуемые? Чем отличаются простые и составные сказуемые? Чем отличаются составное именное и составное глагольное сказуемое?

Слайд 22

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ = ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение + НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА лексическое значение

Слайд 23

Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить прекратить уметь успеть желать мечтать хотеть стараться любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться рад должен готов обязан достоин иметь желание сделать усилие дать согласие Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение ГЗ +ЛЗ

Слайд 24

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ = ГЛАГОЛ-СВЯЗКА выражает грамматическое значение (время и наклонение); ГЗ + именная часть выражает лексическое значение (ЛЗ)

Слайд 25

Виды глаголов-связок в составном именном сказуемом Вид связки по значению Типичные глаголы Примеры 1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Он был врачом. Он будет врачом. Он врач. Он был больным. Он будет больным. Он больной. Он является больным. Лирика есть самое высокое проявление искусства. 2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ; сохранение признака: остаться ; проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ; оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ; название признака: зваться, называться, почитаться . Он стал больным. Он остался больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным. Он считался больным. Он казался больным. Он является больным. Он слыл больным. Их называли больными. 3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ; глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ; глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть . Она сидела усталая. Он ушёл сердитый. Он вернулся расстроенный. Он жил отшельником. Он родился счастливым. Он умер героем.

Слайд 26

Способы выражения именной части в составном именном сказуемом Форма Примеры 1. Имя существительное 1.1. Существительное в именительном или творительном падеже Он мой брат. Он был моим братом. 1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Штурман был в забытьи. Я без гроша. Этот дом – Мешкова. 1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки) Зять был молчаливой породы. Эта девушка высокого роста. 2. Имя прилагательное 2.1. Краткое прилагательное Он весел. Он стал весел. 2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже Он весёлый. Он стал весёлым. 2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени Здесь звуки музыки были слышнее. Ты самый лучший. 3. Причастие 3.1. Краткое причастие Он ранен. Стекла были разбиты. 3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже Стекла были разбитые. Стекла были разбитыми. 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением Вся рыба – ваша. Это что-то новенькое. 5. Числительное в именительном или творительном падеже Их изба – третья с краю. Их изба была третьей с краю. 6. Наречие Я был настороже.Его дочь замужем за моим братом.

Слайд 27

простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемое составное именное сказуемое Оцените эмоциональное состояние и успешность на уроке, используя сказуемые разных типов: узнал, запомнил, заинтересовался, не понял… начал разбираться, смог усвоить, должен был понять… было интересно, стало понятным, показалось простым, оказалось трудным …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль языка в жизни общества МБОУ «ГИМНАЗИЯ №2 г.о.КРАСНОЗНАМЕНСК»

Слайд 2

Что такое язык? Запишите ассоциации, возникающие у вас, когда вы слышите слово «язык»

Слайд 3

Обратимся к словарям

Слайд 4

Что такое язык? Орган вкуса. Средство человеческого общения (предмет изучения лингвистики). Любая знаковая система (язык насекомых, язык математики). Стиль писателя. Речь, способность говорить. Пленник. Народ, нация.

Слайд 5

Сколько языков в мире? На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

Слайд 6

Демография языков Больше всего людей говорят на путунхуа, хинди, английском, испанском и русском (5 место) языках. Количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

Слайд 7

Бывают ли мертвые языки?

Слайд 8

Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени

Слайд 9

Загадки языка Узелковое письмо Пиктограммы Клинопись Иероглифы

Слайд 10

А можно без языка?

Слайд 11

Азбука Кирилла и Мефодия Почему Кириллу и Мефодию, когда они создавали славянскую азбуку, при их путешествиях не нужен был переводчик?

Слайд 12

Глаголица

Слайд 13

Приветствие

Слайд 14

Приветствие

Слайд 15

Приветствие

Слайд 16

А какое слово для приветствия придумал медвежонок?

Слайд 17

Как не надо говорить

Слайд 18

Как нельзя говорить и писать

Слайд 19

Как здороваются в России АЛТАЙ: ТЯКШИ ЛАР БА (всё ли хорошо?)

Слайд 20

ЯКУТИЯ: НОРУОН НОРГУЙ (привет) Как здороваются в России

Слайд 21

Как здороваются в России КАЗАНЬ: ИСЭНМЕСЕЗ (здоровы ли вы?)

Слайд 22

ЭРЗЯ И МОКША: ШУМБРАТ (крепкий, здоровый) Как здороваются в России

Слайд 23

ЧУВАШИЯ: ЫРА КУН (добрый день) Как здороваются в России

Слайд 24

МАРИЙ ЭЛ: САЛАМ ЛИЙЖЕ (ЗДРАВСТВУЙТЕ) Как здороваются в России

Слайд 25

БАШКИРИЯ: ХАУМЫГЫГЫЗ? (здоровы ли вы?) Как здороваются в России

Слайд 26

КАЛМЫКИЯ: МЕНДВТ! (счастья!) Как здороваются в России

Слайд 27

Как же мы понимаем друг друга?

Слайд 28

Функции языка Посмотрите на картинку. Попробуйте сами сформулировать, какие функции выполняет язык. Сверьтесь со следующим слайдом.

Слайд 29

Функции русского языка 1) коммуникативная — использование языка для передачи информации; 2) конструктивная — формирование мышления индивида и общества; 3) познавательная — передача информации и её хранение; 4) побудительная — функция воздействия; 5) идеологическая— использование того или иного языка для выражения идеологических предпочтений; 6) металингвистическая – язык служит орудием объяснения и организации; 7) эстетическая — сфера творчества и др.

Слайд 30

Русский язык – язык международного общения Официальный статус : Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Республика Абхазия (частично признана), Южная Осетия (частично признана), Молдавия, Румыния, Норвегия (Шпицберген), США (штат Нью-Йорк), Украина (Республика Крым). Международные организации : ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ИКАО, СНГ, ЕВРАЗЭС, БРИКС и др.

Слайд 31

Территория распространения русского языка

Слайд 32

Международный день приветствий

Слайд 33

Итоги урока Что же такое язык? Что такое лингвистика? Какие функции языка вы знаете? Какова роль русского языка? Что нового и интересного узнали на уроке? Как вы понимаете фразу «родным войти в родной язык»?

Слайд 34

Домашнее задание Напишите мини-сочинение «Какова роль языка в жизни общества?» Надеюсь, материал этой презентации вам будет в помощь.

Слайд 35

Любите и уважайте свой язык, и он вам ответит взаимностью.

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал  можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"

Материалы презентации будут полезны при  закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....