Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."
план-конспект урока по русскому языку
Цели занятия:
* Закрепить понятия детей о частях речи.
* Развивать мышление и творческое воображение.
* Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chasti_rechi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический урок.
Тема: "Сказка о частях речи."
Цели занятия:
* Закрепить понятия детей о частях речи.
* Развивать мышление и творческое воображение.
* Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.
Задача: научить дифференцировать части речи на слух .
Оборудование: схемы, обозначающие части речи, раздаточные карточки 3-х цветов.
Действующие лица:
Ведущий (учитель)
Грамматика,
Существительное.
Прилагательное.
Глагол.
Ход урока.
Ведущий: Сегодня мы побываем в царстве русского языка. К нам пришли гости. Проходите, пожалуйста.
Грамматика: Я – грамматика. Какие части речи вы знаете?
Дети отвечают: Имя Существительное, глагол, имя прилагательное.
Грамматика: А как их понимать, как их различать? Это точно надо знать! Пригласим их в гости. Господин имя Существительное! Просим Вас!
Грамматика: Ребята, на какой вопрос отвечает имя Существительное?
Дети: Кто? Что?
Ведущий: Давайте вспомним , как изменяется имя существительное (по родам – мужской, женский, средний род) и по падежам.
Существительное: Да, вы правы, я – часть речи. Существует на свете герой и предмет, он открывает начало, весь свет.
Кто? – живой, что? – неживой. Это главный наш герой. Это он – почтальон, пёс, мальчик. Это мой герой – мужской род (показывает квадрат синего цвета). Ваши примеры.
Ученики называют примеры: сон, кот и т.д.
Существительное: Да вот она, героиня наша. Кто она? Девочка, конфетка, салфетка, табуретка. Она моя. (Показывает квадрат красного цвета).
Ваши примеры: Белка, клетка, кот – (нет), кошка. А ещё в русском языке есть существительные среднего рода. Оно. Оно часто оканчивается на О. Ведро, яблоко. (Показывает квадрат жёлтого цвета). Ясно, дети? Ваши примеры существительных среднего рода? (Дети придумывают существительные.)
Ведущий: А ещё существительное изменяется по падежам….Давайте вспомним
Дети перечисляют падежи.
Ведущий:
Письменное задание:
Изменить окончания существительных в скобках и вставить нужные предлоги.
Утром.
Ранним утром я вышел ….. ( палатка). Зимнее солнце ярко блестело …. (пелена) (снега).
Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов . …. (снег) заметил несколько следов двух оленей. Животные ночью подходили …. (палатка). След русака вытянулся длинной петлёй. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились …. ( долина). …… ярком (фон) снега увидели медведя. Он заметил нас и медленно побрёл …. (сторона) леса.
Проверяем задание.
Грамматика: Вспомнили, что такое имя существительное? А теперь новая героиня – это принц, который раскрашивает мир в разные цвета, и раздаёт предметам разные признаки. Какая это часть речи?
Дети: Это – имя Прилагательное.
Прилагательное: Это я. Здравствуйте, милые детки. Какие вы чудесные. Какой наш герой? (Показывает кружки трёх цветов) Пёс умный, чёрный и большой (синий круг). Она – красивая, молодая (красный круг). А яблоко – оно какое? Спелое, красное (жёлтый кружок).
Ведущий: Поиграем в игру «Подбери нужное слово».
Прилагательное говорит слова – существительные, а признак предмета прилагательное подбирают дети. Существительное называет признак предмета, а дети подбирают название предмета.
Грамматика: А теперь пришёл глагол! Действия покажет он.
Глагол: Раньше прыгал, говорил. А сейчас носит. варит и горит. Будет завтра делать он что? Будет петь, играть и кушать торт! (Глагол показывает треугольники трёх цветов).
Грамматика: Вспомнили, что значит Глагол?
Ведущий: Глагол обозначает действие предмета и бывает разного времени : настоящего, прошедшего, будущего.
Ведущий даёт детям задание: Что делал раньше? Что делает сейчас? Что будет делать?
Грамматика выводит всех героев: Это части речи наши. Кто главнее и кто краше?
Дети отвечают...
Грамматика: Все они нужны, все они важны. Но каждый на своём месте.
Части речи говорят: Мы самые важные, друзья твои надёжные.
Выходит Глагол.
Глагол: Русский язык твой верный друг – он начало всех наук.
Итог: Дети , что мы с вами повторили на уроке? Какие части речи?
Имя существительное – кто? Что?
Имя прилагательное - Какой? Какая? Какое?
Глагол - Что делал? Что делает? Что будет делать?
А теперь ,дети, напишите небольшое сочинение на тему « Почему нам так важны эти части речи?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи....
Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."
* Закрепить понятия детей о частях речи. * Развивать мышление и творческое воображение. * Воспитывать культуру речи и вежливость в общении....
Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."
* Закрепить понятия детей о частях речи. * Развивать мышление и творческое воображение. * Воспитывать культуру речи и вежливость в общении....