Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."
план-конспект урока по русскому языку

    * Закрепить понятия детей о частях речи.

    * Развивать мышление и творческое воображение.

    * Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chasti_rechi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Логопедический урок.

 Тема: "Сказка о частях речи."

Цели занятия:

    * Закрепить понятия детей о частях речи.

    * Развивать мышление и творческое воображение.

    * Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.

Задача: научить дифференцировать части речи на слух .

Оборудование:  схемы, обозначающие части речи, раздаточные карточки 3-х цветов.

Действующие лица:

    Ведущий (учитель)

    Грамматика,

    Существительное.

    Прилагательное.

    Глагол.

Ход урока.

Ведущий: Сегодня мы побываем в царстве русского языка. К нам пришли гости. Проходите, пожалуйста.

Грамматика: Я – грамматика. Какие части речи вы знаете?

Дети отвечают:  Имя Существительное, глагол,  имя прилагательное.

Грамматика:  А как их понимать, как их различать? Это точно надо знать! Пригласим их в гости. Господин имя   Существительное! Просим Вас!

Грамматика: Ребята, на какой вопрос отвечает  имя Существительное?

Дети: Кто? Что?

 Ведущий: Давайте вспомним , как изменяется  имя существительное (по родам – мужской, женский, средний род) и по падежам.

Существительное: Да,  вы правы, я –  часть речи. Существует на свете герой и предмет, он открывает начало, весь свет.

Кто? – живой, что? – неживой. Это главный наш герой. Это он – почтальон, пёс, мальчик. Это мой герой – мужской род (показывает квадрат синего цвета). Ваши примеры.

Ученики называют примеры: сон, кот и т.д.

Существительное: Да вот она, героиня наша. Кто она? Девочка, конфетка, салфетка, табуретка. Она моя. (Показывает квадрат красного цвета).

Ваши примеры: Белка, клетка, кот  – (нет), кошка. А ещё в русском языке есть существительные среднего рода. Оно.  Оно   часто оканчивается на О.   Ведро, яблоко. (Показывает квадрат жёлтого цвета). Ясно, дети? Ваши  примеры  существительных среднего рода? (Дети  придумывают существительные.)

Ведущий: А ещё существительное изменяется  по  падежам….Давайте вспомним

Дети перечисляют падежи.

Ведущий:

Письменное задание:

 Изменить окончания существительных в скобках и вставить нужные предлоги.

                                                  Утром.

   Ранним утром я вышел ….. ( палатка). Зимнее солнце ярко блестело …. (пелена) (снега).

Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов .  …. (снег) заметил несколько следов двух оленей. Животные ночью подходили …. (палатка). След русака вытянулся длинной петлёй. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились …. ( долина). ……  ярком (фон) снега увидели медведя. Он заметил нас и медленно побрёл …. (сторона) леса.

Проверяем задание.

Грамматика: Вспомнили, что такое имя существительное? А теперь новая героиня – это принц, который  раскрашивает мир в разные цвета, и раздаёт предметам разные признаки. Какая это часть речи?

Дети: Это – имя Прилагательное.

Прилагательное: Это я. Здравствуйте, милые детки. Какие вы чудесные. Какой наш герой? (Показывает кружки трёх цветов) Пёс умный, чёрный и большой (синий круг). Она  – красивая, молодая (красный круг). А яблоко – оно какое? Спелое, красное (жёлтый кружок).

Ведущий: Поиграем  в игру «Подбери  нужное слово».

Прилагательное говорит слова – существительные, а признак предмета прилагательное подбирают дети. Существительное называет  признак  предмета, а дети подбирают   название  предмета.

 

Грамматика: А теперь пришёл глагол! Действия покажет он.

Глагол: Раньше прыгал, говорил. А сейчас  носит. варит и горит. Будет завтра делать он  что? Будет петь, играть и кушать торт! (Глагол показывает треугольники трёх цветов).

Грамматика: Вспомнили, что значит Глагол?

Ведущий: Глагол  обозначает действие предмета  и  бывает разного времени : настоящего, прошедшего, будущего.

Ведущий даёт детям задание: Что делал раньше? Что делает сейчас? Что будет делать?

Грамматика выводит всех героев: Это части речи наши. Кто главнее и кто краше?

Дети отвечают...

Грамматика: Все они нужны,  все они важны. Но каждый на своём месте.

Части речи говорят: Мы самые важные, друзья твои надёжные.

Выходит Глагол.

Глагол: Русский язык твой верный друг – он начало всех наук.

Итог:  Дети , что мы с вами  повторили на уроке? Какие части речи?

Имя существительное – кто? Что?

Имя прилагательное  - Какой? Какая? Какое?

Глагол  - Что делал? Что делает? Что будет делать?

   

    А теперь ,дети, напишите небольшое сочинение на тему « Почему нам  так важны эти части речи?»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи....

Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."

  * Закрепить понятия детей о частях речи.    * Развивать мышление и творческое воображение.    * Воспитывать культуру речи и вежливость в общении....

Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."

Цели занятия:     * Закрепить понятия детей о частях речи.    * Развивать мышление и творческое воображение.    * Воспитывать культуру речи и вежливос...