Урок русского языка в 7 классе "Великая сила Слова"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Халиуллина Зульфия Фаридовна

Конкурсная работа в номинации "Лучшая разработка киноурока"

Скачать:


Предварительный просмотр:

IV открытый  конкурс  педагогического мастерства и методических разработок

 киноуроков «ЛУЧШИЙ КИНОПЕДАГОГ»

Номинация «Лучшая разработка киноурока»

Халиуллина Зульфия Фаридовна

учитель русского языка и литературы

Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.»

 «Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА «ВЕЛИКАЯ СИЛА СЛОВА»

НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «СИЛА СЛОВА» РЕЖИССЕРА АЛЕКСАНДРА КУЗОВКОВА

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Тема урока

«Великая сила Слова»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом. 

Задачи

Укрепление интереса обучающихся к родному, русскому языку и слову.

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку.

Воспитывать умение правильно использовать слова в общение с людьми.

Развитие речи, внимания, памяти.

Обогащение словарного запаса.

Умение работать в коллективе, в паре.

УУД

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование осознанной самооценки;

развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

Регулятивные:

умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;

составление плана работы и следование ему по достижению цели;

сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;

понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.

Познавательные:

умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;

умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;

предполагать, какая информация нужна;

отбирать необходимые словари;

сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

умение работать в группе;

умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении;

умение задавать вопросы;

умение выражать мысли.

Предметные:

-развивать умение работать с толковым словарём, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей.

Технологии, методы, приемы

ТРКМ, индивидуальная работа, работа в парах

Оборудование

ПК, проектор

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І.Организационный

Цель: включение учащихся в деятельность

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Личностные:

наличие элементов познавательного интереса

- Здравствуйте, ребята!

II. Вопрос классу.

(создание проблемной ситуации)

– Как вы думаете, что главное в нашей речи?

Может, ребус поможет.

Ребусhttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b2aaeb4b487/s684664_0_1.jpeg+https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b2aaeb4b487/s684664_0_2.jpeg= (слово)

Ответы детей

II. Формулирование темы занятия.

- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

 Есть слова словно раны,

 Слова, словно труд.

 С ними в плен не сдаются

  и в плен не берут.

  Словом можно убить,

  словом можно спасти

  Словом можно полки

   За собой повести…

                            Вадим Шефнер

Определяют тему урока («Слово»-«Сила слова»-«Великая сила Слова»)

ІIІ. Мотивационный

(самоопределение

к деятельности)

Актуализация и фиксирование

индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, постановка проблемы.

Личностные:

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Познавательные:

- учить применять общеучебные умения (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные:

- формировать умения участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

- формировать умение высказывать своё мнение, дополнять и контролировать друг друга.

Регулятивные:

-прогнозировать предстоящую работу

Предметные:

Формирование умения рассуждать

-Молодцы, ребята! Вы правильно определили тему урока. А теперь давайте уточним цели урока?

-Ознакомление с целями урока.

Как вы понимаете слова Сухомлинского?

« Слово, которое несет добро-это слово …(доброе)

Ответы детей

III. Работа по теме
1. Работа с лексическим значением слова.

Цель: обогащать словарный запас

2. Работа с текстом стихотворения.

Цель: формировать умения обучающихся читать и понимать стихотворение, определять его основную мысль, выделять слова

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

Регулятивные:

понимание причин, возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.

Познавательные:

умение

предполагать, какая информация нужна;

сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

умение работать в группе;

умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении;

умение задавать вопросы;

умение выражать мысли.

В толковом словаре:

Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением.

- О силе слова написал в своем стихотворении Федор Васильев

- Подберите заголовки, определите основную мысль, аргументируйте свой выбор.

Подготовленные дети читают стихотворение “Слово”.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг подумай не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно то жаворонком в выси
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Прослушивают текст, подбирают заголовки, определяют основную мысль текста, используя фразы из стихотворения, аргументируя свой выбор

2. Работа в группах

Коммуникативные:

умение работать в группе;

умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении;

- Слова позволяют нам создать в воображении соответствующий образ. Попробуем определить, изменится ли настроение при произнесении разных слов. Задание для работы в группах: создайте схему-цепочку:

слово – образ – настроение

Например: котище-кот-котенок-котеночек

3. Сообщение учителя.

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

- Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно.

Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.

Так, японский исследователь доктор Масару Эмото https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/087e/000aca65-13dc82d3/img2.jpgисследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. https://berezniki.su/wp-content/uploads/2019/10/kristall.jpg

Почему именно вода была выбрана для эксперимента?

Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации.

Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» – отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской – застывшая вода имеет тусклый вид. 

Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие.

ІV. Стадия осмысления.

Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он узнал нового.

Личностные:

Осознавать необходимость открытия нового знания.

Регулятивные:

-прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные:

-развивать умение представлять информацию.

- Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле.

– Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно (и только оно) позволяет человеку думать – без него невозможна была бы мысль.

– Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть.

– Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота».

– Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: «Язык один – и в будни, и в праздники».

– Родное слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей.

Физминутка Эмоциональная разрядка:

- Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

- Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

Дети выполняют действия

V. Просмотр фильма «Сила слова»

Познавательные:

- актуализировать знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Предметные:

выявлять закономерности

https://zeroplus.tv/film/sila-slova

- Обратить Внимание на название

VI Обсуждение фильма

- Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом.

-Как изменилась жизнь маленького Томаса?

-Как мама настроила своего сына?

- Что, по-вашему мнению, помогло мальчику стать великим изобретателем?

 «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей».

(Приложение 1

Про Томаса Эдисона)

Высказывают свои мнения

- Слова обладают силой, поэтому нужно научиться отвечать за все, что мы произносим вслух, так как сказанное нами, является продолжением наших мыслей, а жалкие мысли рождают жалкую жизнь

VII. Составление синквейнов (работа в парах)

Коммуникативные:

умение работать в группе;

умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;

умение участвовать в коллективном обсуждении;

- Мы сегодня с вами провели большую работу над словом, как вы думаете, обладает ли слово могучей силой?

- Слова могут как разрушать, так и созидать. Наша задача использовать слова во имя добра. Мне бы хотелось, чтобы вы сказали свое слово о слове, составив синквейн. 

Составим СИНКВЕЙН

 1 строка - одно сущ. (СЛОВО)

 2 строка – два прилагательных(описание темы)

3 строка – три глагола (действия, относящиеся к теме)

4 строка – четыре слова (фраза показывает отношение автора к теме)

 5 строка – одно сущ.(ассоциация, синоним темы)

(ответы детей)

(Работа проходит в парах). Все синквейны вывешиваются на доску. Варианты:

Слово

Емкое, значимое

И согревает, и убивает, и восхищает

 Слово на бой поднимает и в пропасть бросает стремглав...

 Сила 
 СЛОВО

Доброе, нежное,

Окрыляет, сближает, роднит,

Подумай, прежде, чем сказать слово,

СЛОВО.

СЛОВО

Злое, неприветливое,

Обманет, обозлит, поссорит,

Я ненавижу такое слово,

СЛОВО.


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: подведение объективного результата работы; оценка собственной деятельности на уроке.

Регулятивные:

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Ребята, знаете ли вы, что каждый человек – волшебник. Мы с вами учимся пользоваться словом, как волшебной палочкой. На доске – дерево без листьев, а на партах листочки от этого дерева. Я предлагаю вам на этих листочках написать несколько слов для своих одноклассников. Будут ли это пожелания, похвала, совет, благодарность или замечание – вам решать. Подпишите на лицевой стороне, кому вы адресуете свои слова. Что вы написали, знать будет только один человек. Надеюсь, вы будете искренними. 

(Выполнение работы)

Итог урока

Желаю вам чаще прислушиваться к своей речи и к речи других людей. И вы начнёте понимать, как создавали проблемы себе и другим. Постепенно вы станете хозяином своего Слова, и жизни в целом.

 Когда ты хочешь молвить слово,

 Мой друг, подумай – не спеши.

  Оно бывает то сурово,

  То рождено теплом души.

  Оно то – жаворонком вьется,

  То медью траурной поет.

  Покуда слово сам не взвесишь,

  Не выпускай его в полет.

 

 Им можно радости прибавить,

 И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

  И камень в крошку раздробить.

  Оно одарит, иль ограбит.

  Пусть ненароком, пусть шутя.

 Подумай, как бы им не ранить

 Того, кто слушает тебя.

Домашнее задание

Личностные:

формирование самооценки

Дифференцированное задание:

1.Найдите и перечислите все изобретения, сделанные Томасом Эдисоном.

2.Написать эссе на тему «Лишь слову жизнь дана»

Литература.

1. Сила слова. - Лучшие легенды и притчи.

http://inoskaz.com/?p=319

2.Хазрат Инайят Хан(СИЛА СЛОВА)

www.spsl.nsc.ru/~m1-way/inxan/sila_slv.htm

3. http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&output=search&sclient=psy-ab&q=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE+%D0%B8+%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0&oq=&aq=&aqi=&aql=&gs_nf=&gs_l=&psj=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.,cf.osb&fp=791cfb157566d2c5

4. Е.Ю. САМАРИНА Источник: http://www.sun.esamara.ru

5. Антон Макуни и его "Сила слова" - Триумф http://t1.dp.ua/proza/anton_makuni_i_ego_sila_slova/

6.Игры http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&sclient=psy-ab&q=детские+анкета+о+добром+слове&oq=детские+анкета+о+добром+слове&aq=f&aqi=&

Приложение 1

«Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». — Томас Эдисон

То́мас А́лва Э́дисон[5] (англ. Thomas Alva Edison11 февраля 1847, Майлен, штат Огайо — 18 октября 1931, Уэст-Ориндж, штат Нью-Джерси) — американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента[6] и около 3 тысяч в других странах мира[7]; создатель фонографа; усовершенствовал телеграфтелефонкиноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания[8], которая была доработкой других вариантов. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».

В 1928 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. Член Национальной академии наук США (1927)[9], иностранный почётный член Академии наук СССР (1930)[10].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Урок русского языка в 5 классе "Слов диалектных клады драгоценные.."

Представлен урок нового поколения. Урок-исследование....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...