Подготовка к сочинению по картине Е.Н. Широкова "Друзья
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Евдокимова Анна Васильевна

Урок по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине Е.Н. Широкова "Друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu_e.n._shirokova._druzya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи 7 класс

по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

Цели урока:

  • подготовить учащихся к описанию человека и животного изображенных на картине;
  • закрепить умения использовать деепричастиями и наречиями в своей речи;
  • собрать материал для написания сочинения по картине;
  • Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике

 Евгений Николаевич Широков (1931-2018) Слайд 2

Родился 28 марта 1931 года в семье каслинского рабочего. Городок Касли, издавна прославленный своими художественным литьем из чугуна, был, да и теперь остается живым родником творчества уральских умельцев. Каслинскую скульптуру там можно найти в каждом доме. Рисовать и лепить умеют многие местные жители. В 1947 году  Е. Широков поступил в Свердловское художественное училище  Слайд 3 и в 1952 году картиной «Провожают гармониста в институт» блестяще окончил училище. Слайд 4  В этом же году Е. Широков поступил на факультете монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Слайд 5 В Ленинграде Е. Широкову открылся новый, высокий мир искусства, его художественный вкус окреп, стал взыскательней. Его дипломное мозаичное панно «Октябрь 1917 года» (1958) было названо в числе лучших дебютов в монументальном искусстве. Окрыленный успехом, художник возвращается на Урал, в Пермь. Первым своим крупным произведением художник считает портрет старейшего пермского журналиста и редактора В.А. Назаровского, исполненный в 1962 году. На второй зональной выставке «Урал социалистический» в 1967 году в Перми Е. Широков выставляет две работы, посвященные Великой Отечественной войне – «Баллада о солдате» и «Хлеб фронту» Слайд 6. Картина «Хлеб фронту» пользовалась неизменным успехом на республиканской, а затем и на всесоюзной юбилейных выставках 1967 года.

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее Слайд 7. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Имя Широкова, особенно в 1960-1980-е годы, было окутано легендами, являлось одним из наиболее ярких художественных символов Перми. Его работы с нетерпением ждали, они всегда вызывали заинтересованную реакцию у зрителей, художников, искусствоведов.


Эпиграфом к сочинению я предлагаю предложение из стихотворения И.Тургенева «Собака».  Читаем текст, с учениками выбираем наиболее подходящее для описания чувств, которые возникают при просмотре полотна: Слайд 14

 «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
      Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
      И я тоже гляжу ей в глаза.
      Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
      Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
      Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
      И конец!
      Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
      Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
      Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
      И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

Перед нами картина Е.Широкова «Друзья». Слайд 15

Картина «Друзья» стала наиболее известной. Спустя несколько десятилетий после её написания, в школе по картине пишут рассказы и сочинения. Картина была написана в 1979 г. Есть мнение, что на ней художник изобразил своего сына и домашнего пса, которые были очень дружны и привязаны друг к другу. На протяжении нескольких лет картина находилась в личной коллекции Широкова, но в 1986 году художник подарил её Пермской художественной галерее, где она находится по сей день.

На картине мы можем увидеть мальчика, который гладит чёрного пса с белыми лапами. Художник уловил особый момент в их дружбе, который смог передать в своей работе. Благодаря особой атмосфере, зритель без всяких слов и объяснений может прочувствовать единение и дружбу мальчика и собаки.

Слайд 16 Мальчик выглядит чуть грустным. Он опустил глаза и гладит преданного пса, который для него лучший друг и помощник в сложных ситуациях. Что произошло у мальчика — остаётся только догадываться. Быть может, он поссорился с родителями, друзьями, у него проблемы в школе. В этот момент он чувствует, что никто, кроме его друга-пса, не сможет его поддержать. Собаке неважно, какие отметки приносит его хозяин из школы, какие у него отношения с учителями и друзьями. Главное для собаки то, что его хозяин рядом, а если так, то они всё преодолеют вместе.

Пословицы о дружбе: Слайд 18

Верный друг лучше сотни слуг.

Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Верному другу цены нет.

Не мил и свет, когда друга нет.

Друзья прямые - что братья родные.

Человек без друзей - что дерево без корней.

Друзья до черного дня.

Друг научит, а недруг проучит.

Доброе братство лучше богатства.

Друга люби - себя не губи.

Для друга семь верст не околица.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Для дружбы нет расстояний.

Друга на деньги не купишь.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Друг за друга стой - и выиграешь бой.

В дружбе - правда.

Без друга на сердце вьюга.

Какой смысл вы вкладываете в слово дружба! Определение. Слайд 19

(Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.)

Беседа по картине и составление таблицы:

Мальчик

Собака

Фон

описание

действие

описание

действие

лет 15-ти,

тёмные волосы,

синяя футболка,

тёмные брюки, сандалии,

дружественный

заботливый взгляд

сидит,

гладит,

смотрит,

думает о…

Чёрная лоснящаяся шерсть, словно шелковая;

белые лапы,

умные глаза-бусинки,

голова, лежащая на лапах занимает весь передний план,

грустит,

отдыхает,

смотрит задумчиво,

положив голову на лапы…

красное помятое

покрывало,

серые стены,

паркетный пол

- Каким настроением проникнуты персонажи картины?

(Настроением грусти, печали)

- Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Глаза)

- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

(сине-серые, холодные тона)

- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

(Может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»).

- Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?

- Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными.

Глаза – зеркало души.

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

О красоте таких человеческих лиц Н.А.Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу.

Стихотворение Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» Слайд 20

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

- Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть?

Составление плана сочинения.
Посмотрите на своих одноклассников, вспомните друзей. Какие «говорящие» лица бывают?

- Каким будет ваш текст по типу речи? Почему? (Описание)

- Кого будете описывать? (Мальчика и собаку)

- Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (Рассуждение).

- Сколько частей будет в вашем сочинении?

Запишите план. Слайд 21

 1. Евгений Широков – замечательный русский художник.

       2. Описание картины «Друзья»:

А) Описание главных героев.

Б) Описание изображенного на заднем плане картины

В) Значение и цвет в описании картины художника

       3.Настроение, которое оставляет картина.

Работа со словарным запасом учеников Слайд 22
- Что необходимо делать, чтобы не повторяться? (использовать синонимы к словам)
- Подберите синонимы к слову «художник» ( живописец, портретист,)
- Подберите синонимы к слову «картина» (изображение, акварель, полотно, эскиз, этюд)
- Подберите синонимы к слову «написал» (изобразил)
- Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?
- Как по-другому мы можем называть мальчика? (хозяин собаки, он, молодой человек).

Подведение итогов. Домашнее задание.

Написание сочинения по примерному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...

Подготовка к сочинению-описанию картины А.Рылова «Полевая рябинка».

Презентация к уроку по программе С.И. Львовой содержит зрительный ряд, план сочинения и рабочие материалы для написания работы....