Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Янченкова Марина Сергеевна

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки  комплексного анализа текста и написания вторичного текста на основе авторского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master-klassa.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Волоколамский муниципальный район

МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Янченкова Марина Сергеевна, учитель русс.яз. и литературы

Конспект мастер-класса по теме:

«Искусствоведческий   текст  как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Пояснительная записка.

Основные цели школьного обучения связаны с развитием личности ребенка, с формированием его умственной активности и развитием его творческих способностей.

Поэтому особое место и направление в моей работе занимает подготовка и проведение уроков развития речи при написании сочинений по картине. В данной работе опираюсь на опыт работы Л.А.Ходяковой, Е.В.Кабановой.

  Цель сегодняшнего мастер-класса: обобщить имеющийся опыт по данной проблеме, провести практическую работу по анализу текста с участниками занятия; подготовить методические рекомендации к использованию  искусствоведческого   текста  при подготовке детей к сочинению-описанию по картине.

Результатом    мастер-класса   должны  стать:

  1. материалы анализа искусствоведческого текста, которые будут использованы при написании сочинения;
  2. методические рекомендации по использованию искусствоведческого текста на уроке.

Предметом рассмотрения -  искусствоведческий    текст  как средство развития речи школьников.

 Уроки  развития речи с использованием картины и  искусствоведческого   текста  к ней имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы:

  1. Рассматривание картины.
  2. Рассказ о художнике.
  3. Беседа по картине.
  4. Проведение словарно-стилистической  работы.
  5. Чтение и анализ  искусствоведческого   текста.
  6. Создание  текста,  используя рабочие материалы и  искусствоведческий  текст (можно по аналогии с ним).

Строя  уроки  развития речи я использовала эти принципы введения в "духовную сущность искусства", желая внести в уроки большой эстетический и нравственный накал, раскрыть перед учениками то, что делает искусство именно искусством, - художественность, образность его.

Таким образом, задачей подобных уроков является развитие не просто мышления, а художественного мышления, не просто речи, а речи художественной.

Еще одно необходимое условие для того, чтобы достичь естественного соединения двух указанных задач, - это использование в построении, в методике урока законов самого искусства, что тоже входит в принципы новых программ по искусству.

Во-первых, на  уроке  должен царить эмоциональный настрой, произведение искусства должно потрясти, взволновать учеников, а взволновав, заставить задуматься. Практика показывает, что это самое важное условие успеха  урока. Этой цели способствует интересный экскурс в мир живописи того или иного художника. И чем он нагляднее и эмоциональнее, тем более этот этап урока будет полезен при написании одной из частей сочинений.

Во-вторых, основываясь на опыте, нужно использовать на таком  уроке  всевозможные связи с жизнью ребят, с их знаниями, полученными раннее на  уроках  русского языка, литературы, изобразительного искусства, музыки и т.д., те есть использовать межпредметные связи. Это необходимо: ведь творческое, художественное мышление ассоциативное.

В-третьих,  на   уроке  должно присутствовать обобщение в разных его видах. Однако, готовясь к  урокам  развития речи, не надо забывать и учебник русского языка, максимально используя те задания и упражнения по развитию речи, которые в нем предложены, подчиняя их логике стоящей перед нами задачи.

Вместе с тем не любой  искусствоведческий   текст  пригоден для использования  на   уроках  русского языка. Для  работы   на   уроках  русского языка целесообразно выбирать  тексты, ориентированные на детей и массового читателя. Они доступны пониманию учащимися, поскольку не содержат сложной специальной информации.

Помочь школьникам должен предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

Какими качествами и приемами должен обладать учитель, используя данную методику?

Учитель должен определить тему картины. Для этого нужно выделить в ней главное и второстепенное. Это необходимо для того, чтобы правильно построить беседу, направив внимание ребят на основное в картине.

Рассматривая картину при подготовке к  уроку, учитель должен ответить себе на вопросы: что хотел сказать этой картиной художник, какова идея этого произведения, его основная мысль. В этом может помочь литература, посвященная жизни и творчеству художника,  искусствоведческий   текст.

Анализируя картину, нужно выяснить, как, какими средствами воплощает художник свою идею, в чем художественная ценность картины. Композиция, цвет и свет, линия, перспектива - все это очень важно для произведения живописи. Таким образом, при подготовке к  уроку  работы по картине учитель должен ясно представить себе, что, зачем и как изображено на картине, какова ее основная мысль, - это и значит прочесть картину.

Кроме того, учитель должен правильно выбрать нужную для использования на уроках русского языка картину.

Какие требования необходимо предъявлять к картине, которую можно использовать на уроке?

Картина по содержанию должна быть доступной для учащихся, соответствовать возрастным особенностям их развития.

Необходимо учитывать воспитательное значение картины.

В условиях школы при работе с картиной мы используем репродукции. Репродукция должна быть довольно большой по величине, четкой и ясной.

Таким образом, учитель должен творчески использовать данный опыт, учитывая специфику класса, изменяя структуру урока, внося в него необходимые дополнения.

Ход мастер-класса:

План.

  1. Приветствие. План работы. (1 минута)
  2. Актуализация темы. Представление основных элементов опыта работы. (4 минуты)
  3. Практическая часть (знакомство с творчеством современного художника А.М.Шилова (2 минуты) и анализ искусствоведческого текста. (13 минут)
  4.  Обмен мнениями. Составление рекомендаций, предложений по рассматриваемой теме.  (5 минут)  

Содержание.

  1.  Сообщение: актуализация темы; представление основных элементов опыта работы.
  2. Практическая часть.
  1. Подготовка к первичному восприятию картины.   Знакомство с творчеством современного художника А.М.Шилова.   

Рассказ о художнике с демонстрацией фасада галереи, автопортрета  художника, картин.

В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Он стал известным в 70-е годы 20 века как участник больших выставок в стенах Московского манежа. Талант молодого художника-портретиста был замечен и встретил поддержку зрителей.

 Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943 году. Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 70-х годов у Шилова был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне. Лучшие полотна художника – это не просто плод высокой техники и изобразительности, а мир человеческой души и мысли, выраженных в образах реальных людей. В его картинах -  вся правда о наших современниках и нашем мире. Одной из таких картин является полотно «Зацвёл багульник», которое было написано в 1980 году.

  1. Демонстрация картины А.Шилова «Зацвёл багульник».
  2.  Чтение и анализ искусствоведческого текста.

Задания к искусствоведческому тексту.

  1. Послушайте внимательно текст и скажите, что вы узнали о картине из этого текста?
  2. Словарная работа. (Зачитать значения слов).
  1. Словарь текста: Багульник – кустарниковое  растение,  в природе зацветающее ранней  весной, произрастает в Забайкалье на  сопках.

Достойная жизнь – заслуживающая чего-то, уважаемая, почтенная.

Обыденность – что-то обыкновенное, ничем не выделяющееся, заурядное.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, культуры, техники.

  1. Подберите синоним к глаголам «зацвёл», «зацвести» (распустился, расцвёл, раскрылся)
  1. Какое значение имеют приставки в этих глаголах? (значение начала действия)
  2. Перед нами текст, написанный искусствоведом Т.А.Кутузовой. Как  вы  считаете, можно  ли  считать этот текст самостоятельной  единицей  языка?
  3. В каком предложении заключена основная мысль данного текста? В какой части текста она содержится? Запишите эту фразу. (Поколения меняются… Жизнь быстротечна, а мир природы вечен и прекрасен.)
  4. Найдите в тексте фрагмент, в котором говорится о том, что отражено в названии картины.
  5. Определим структуру текста.

1. Вступление (рассказ о картине и её судьбе)

2. Основная часть (описание Г.Н.Лачиновой и начало рассуждения)

3. Заключение (вывод о том, что портреты расскажут об истории , они хранят память о поколениях)

      7. Как вы считаете, к  какому типу речи относится  данный текст? Что в нем преобладает: описание, повествование или рассуждение?

  1. Прочитайте текст ещё раз. Чувствуете ли вы авторскую позицию, отношение искусствоведа к сообщаемому? В каких словах и выражениях  это передаётся? (взгляд замечательной женщины, добрый и искренний; достойная жизнь, лицо очень обычное, скромная внешность, богатый внутренний духовный мир…)
  2. Выпишите опорные слова из 1 части текста. (картина, портрет, галерея, вариант, Г.Н.Лачинова)
  3. Какой это тип речи? (повествование)  Почему? (ведётся рассказ об истории картины)
  4. Что содержится в основной части данного текста?  (описание пожилой женщины  и  размышление автора о судьбе поколений в сравнении с картинами природы: веточка багульника)
  1. Какие языковые средства использует искусствовед для передачи своего видения портрета?

Какие части речи преобладают в 3  и  4  абзацах текста? Задание «Кто быстрее?»: посчитать количество прилагательных (1 вариант) 27, существительных (2 вариант)  более 30, глаголов и причастий  (3 вариант) чуть больше 20.

Вывод. Тип речи: описание.

  1. Как развивается мысль в 5 и 6 абзацах текста? Определите тип речи данного высказывания  (рассуждение).  Из чего всегда состоит текст такого типа речи?
  1. Тезис: смена поколений, мысль о быстротечности  жизни людей и вечности природы.
  2. Аргументы: смена времен года сравнивается со сменой поколений людей;  расположение зацветающего  растения и   увядающей человеческой жизни.
  3. Вывод.
  1. Прочтите последний абзац текста. Что перед нами? (вывод из рассуждения)

Выпишите опорные слова абзаца. (поколения, память, язык искусства, портреты, история России)

ПОДВЕДЁМ   ИТОГ.  Какие типы речи   сочетаются  в данном  тексте? (Описание и рассуждение)

  1. Для чего автор использует знак многоточия? (дает возможность поразмышлять, продолжить высказывание)
  1. Какие искусствоведческие термины употреблены в тексте? (картина, портрет, контраст, галерея, вариант, план)
  2. Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие читателя в размышления  автора текста. (как вы видите, посмотрите, обратите внимание, но согласитесь)
  3. Где вы могли бы услышать такой текст? Каков стиль текста Т.А.Кутузовой?  (публицистический стиль, это речь экскурсовода)

     

  1. Обмен мнениями.
  1. Считаете ли вы работу с искусствоведческим текстом при подготовке к сочинению необходимой?
  2. Какую практическую пользу несёт такая работа?
  3. Какие навыки и умения  формирует данная деятельность?
  4. Что вы считаете лишним, а что предлагаете добавить в ход анализа текста?

Составление рекомендаций по теме.

  1. Напишите несколько рекомендаций для работы с искусствоведческим текстом на  уроках  подготовки к сочинению.

Приложение.

Искусствоведческий   текст

 Картина  « Зацвел   багульник » написана художником Александром  Шиловым  в 1980 г. Это один из самых извест ных портретов художника. Существуют два варианта этой  картины ; один — в галерее А.  Шилова, другой — в Государ ственной Третьяковской галерее.

Как вы видите, на портрете изображена пожилая жен щина — это Галина Николаевна Лачинова, учительница на чальных классов одной из московских школ.

Посмотрите на ее лицо: первое, что останавливает наше внимание, — это взгляд замечательной женщины, добрый, искренний и несколько удивленный, в котором, можно ска зать, отражены и прошлое, и настоящее, и будущее. Вся ее жизнь проходит перед нашими глазами. И это достойная жизнь. Ведь она учила и воспитала не одно поколение школьников.

На  картине  изображена простая женщина, ее лицо очень обычное, ничем не примечательное. Обратите внимание на ее одежду — простой темный костюм, застегнутый на все пуговицы жакет, старого строгого покроя, украшенный лишь светлой блузой. Какая скромная внешность, седые волосы, собранные в пучок, лицо, руки испещрены морщинами. На первый взгляд, обычная пожилая женщина. Но согласитесь, внешняя обыденность становится для нас неважной. На первый план выходит богатый внутренний духовный мир этой прекрасной женщины. При всей конк ретности и неповторимости облика запечатленной на портрете московской учительницы художник создает характер ный образ старой московской интеллигенции е присущим ей особым духовным миром. Обратите внимание на веточ ку  багульника, которая символизирует смену времен года: за осенью придет зима, за зимой приходит весна и так да лее... То же самое происходит с людьми, с поколениями. Поколения меняются...

И еще одна символическая особенность, контраст: рас положение  зацветающего  растения и увядающей человечес кой жизни. Жизнь человека быстротечна, а мир природы вечен и прекрасен. И кажется, что пожилая женщина на  картине  А.  Шилова  это понимает и грустит.

Уходят из жизни поколения, остается память, остаются портреты, которые не только нам, но и тем, кто придет за нами, расскажут особым языком искусства о людях, о жиз ни, об истории России» (Т. А. Кутузова).

Задания к искусствоведческому тексту.

  1. Послушайте внимательно текст и скажите, что вы узнали о картине из этого текста?
  2. Словарная работа.Словарь текста: Багульник – кустарниковое  растение,  в природе зацветающее ранней  весной, произрастает в Забайкалье на  сопках.
  1. Достойная жизнь – заслуживающая чего-то, уважаемая, почтенная.

Обыденность – что-то обыкновенное, ничем не выделяющееся, заурядное.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, культуры, техники.

  1. Подберите синоним к глаголам «зацвёл», «зацвести»________________________________  
  2. Какое значение имеют приставки в этих глаголах? __________________________________
  1. Перед нами текст, написанный искусствоведом Т.А.Кутузовой. Как  вы  считаете, можно  ли  считать этот текст самостоятельной  единицей  языка?
  2. В каком предложении заключена основная мысль данного текста? В какой части текста она содержится? Запишите эту фразу.

___________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте фрагмент, в котором говорится о том, что отражено в названии картины.
  2. Определим структуру текста.

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3.________________________________________________

      7. Как вы считаете, к  какому типу речи относится  данный текст? Что в нем преобладает: описание, повествование или рассуждение?

  1. Прочитайте текст ещё раз. Чувствуете ли вы авторскую позицию, отношение искусствоведа к сообщаемому? В каких словах и выражениях  это передаётся? _____________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Выпишите опорные слова из 1 части текста._____________________________________________
  2. Какой это тип речи?____________________ Почему?______________________________________
  3. Что содержится в основной части данного текста?________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Какие языковые средства использует искусствовед для передачи своего видения портрета?

Какие части речи преобладают в 3  и  4  абзацах текста? Задание «Кто быстрее?»: посчитать количество прилагательных (1 вариант)_____, существительных (2 вариант)___, глаголов и причастий  (3 вариант)____.

Вывод. Тип речи: __________________.

  1. Как развивается мысль в 5 и 6 абзацах текста? Определите тип речи данного высказывания.__________________.  Из чего всегда состоит текст такого типа речи?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Прочтите последний абзац текста. Что перед нами? ________________________________

Выпишите опорные слова абзаца. _______________________________________________

ПОДВЕДЁМ   ИТОГ.  Какие типы речи   сочетаются  в данном  тексте? _______________

_____________________________________________________________________________

Для чего автор использует знак многоточия?

  1. Какие искусствоведческие термины употреблены в тексте?__________________________
  2. Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие читателя в размышления автора текста._________________________________________________________________
  3. Где вы могли бы услышать такой текст? Каков стиль текста Т.А.Кутузовой?____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Контрольное сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"

Данный урок дается в системе уроков по УМК Львовых и позволяет совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи. Подготовку к сочинению можно ис...

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Урок направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование  умений и навыков написания сочинения - описания. Помогает научить художественному видению окружающе...

Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию  сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...