Конспект урок по теме "Глагол и его категории"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Пахомова Светлана Александровна

Глагол и его категории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?. 

ВИД

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что Сделать? Они называют действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления; обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.

Например:

что сделать? родить, бросить, купить;

что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что Делать? Эти слова обозначают действие в протяженности, без указания на его предел; незаконченность действия.

Например:

что делать? учить, красить, бегать, капать;

что делать? нести, ползти. 

ПЕРЕХОДНОСТЬ

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Например: посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект.

При переходном глаголе зависимое слово стоит в Винительном падеже (испытывать (что?) радость). Если при глаголе стоит отрицание, то зависимое слово стоит в Родительном падеже (не купил (чего?) хлеба). Также зависимое слово при глаголе стоит в Род. п., если речь идет о части объекта (выпить (чего?) воды).  

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются, т.е. зависимое слово может стоять в Дат., Род. (если это не часть объекта и если нет отрицания), Твор. и Пред. падежах.  

Например: лежать (где?) на диване, жить (с кем?) с

родителями, радоваться (чему?) новому дню.

ВОЗВРАТНОСТЬ

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь.

Возвратные глаголы выражают действие, направленное на субъект (на говорящего, делающего и т. д.) и имеют постфикс ся/-сь (смеяться, учусь).

Невозвратные глаголы могут означать как действие, направленное на субъект (читать журнал, собирать пазл), так и состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др. (ходить, стоять, думать, мечтать). У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь.

ВРЕМЯ

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

НАКЛОНЕНИЕ

В русском языке существует три наклонения.

  • Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, происходящее во времени: прошедшем, настоящем,  будущем. (Я сделаю домашнее задание во вторник).
  • Повелительное наклонение обозначает побуждение к действию (просьбу, совет, приказ), то есть действие не реальное, а требуемое. (Сделай домашнее задание завтра).
  • Сослагательное наклонение (условное) также обозначает действие не реальное, а возможное при определённых условиях, есть частица бы (б) (Я сделал бы домашнее задание сегодня, но иду гулять).

СПРЯЖЕНИЕ

В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

К первому спряжению относятся глаголы на  -ать, ять, -оть,  -еть, -уть, -ють и 2 глагола на –ить (брить, стелить).

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить стелить; 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать) и 7 глаголов на  -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть).  

Домашнее задание

Сделать по образцу, определив характеристики глаголов.

Сходи в магазин – (что сделай?) совершенный вид, сходи (куда?) Предложный падеж, значит глагол непереходный, невозвратный (нет –ся/сь), будущее время, повелительное  наклонение (просьба, приказ), начальная форма сходить (на –ить) 2 спряжение. Окончание –и (это можно подчеркнуть сразу у глагола).

Ваше д\з: слышу звуки, поехал бы в отпуск, буду ходить в кружок, держи веревку, замахивается веткой, испеки торт, улыбаться прохожим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"

конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"...

Конспект урока Последствия деградации компонентов природы. Категория деградированная геосистема»

Цель: ознакомить учащихся с последствиями деградации природных компонентов...

Конспект урока Последствия деградации компонентов природы. Категория деградированная геосистема»

Цель: ознакомить учащихся с последствиями деградации природных компонентов...

Конспект урока Последствия деградации компонентов природы. Категория деградированная геосистема»

Цель: ознакомить учащихся с последствиями деградации природных компонентов...

Конспект урока Последствия деградации компонентов природы. Категория деградированная геосистема»

Цель: ознакомить учащихся с последствиями деградации природных компонентов...

Конспект урока Последствия деградации компонентов природы. Категория деградированная геосистема»

Цель: ознакомить учащихся с последствиями деградации природных компонентов...

Конспект урока Последствия деградации компонентов природы. Категория деградированная геосистема»

Цель: ознакомить учащихся с последствиями деградации природных компонентов...