конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Кондря Ирина Николаевна

конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slova_kategorii_sostoyaniya.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  урока

Аттестуемый педагог  Кондря Ирина Николаевна

Предмет  русский язык                                                        Класс 7 

Тема урока:  «Слова категории состояния» 

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Цель: активизация внимания обучающихся. Психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему заданию. Доброжелательный настрой учителя и обучающихся.

Задачи: готовность класса  к уроку. Быстрое включение класса в деловой ритм.  

 - прямое напоминание учащимся о том, что они должны проверить состояние своего рабочего места, указание на то, что должно быть на парте,

или

- косвенное побуждение (например: «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»).

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу,

включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов

учащихся в ходе опроса.

Цель: определить ЗУНы, которые обучающиеся усвоили на предыдущем уроке.

 Задачи: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.  Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Устный опрос  по теме «Наречие»:

- Что такое наречие?

- Как отличить наречие от других созвучных частей речи?

- Какие разряды наречий вы знаете? Слово учителя:

Если обнаружится незнание или слабые знания по выполнению задания:

- работа по памяткам «Как отличить наречие от других созвучных частей речи»;

- выяснение лексического значения слов и способы их образования;

- после сверки с правильным вариантом ответа, задание закончить фразой: «У меня не получилось выполнить это задание, потому что… Чтобы знать этот материал, мне нужно…» (в конце урока это послужит одним из оснований выбора индивидуального ДЗ).

Мотивирование заключается в понимании учащимися целесообразности осуществляемой деятельности (от её качества зависит степень усвоения нового материала). Стимулирование осуществляется за счёт: а) положительного эмоционального подкрепления со стороны учителя успехов учащихся; б) личностно ориентированного характера обучения (учёт индивидуальных затруднений и помощь в их преодолении.

3.

Изучение нового учебного материала. 

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

  • Цель: сформировать понятие о словах категории состояния, о морфологических признаках и синтаксической ролью.
  • научиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
  • Научиться употреблять слова категории состояния в речи,  в составе  предложений.

Учитель:

Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)

  1. Его лицо было грустно.
  2. Он грустно улыбнулся.
  3. Мне грустно.

Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.

Какое предложение вызвало затруднение? Почему?

Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Обучающиеся определяют цели)

Работаем с новым материалом:

- Работаем с теоретическим материалом учебника стр. 90-91 Отметим известное галочкой, а новое восклицательным знаком. (Обучающиеся работают с материалом учебника)

- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.

- Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:

Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?

- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:

  1. Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?
  2. Н.ф. (т.к. в тексте)
  3. Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.
  4. Синтаксическая роль: (сказуемое)

Физкультминутка:  Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.  

Активность выдвижения гипотез, соответствие вопросов в теме (по делу или не по делу)

Продолжаем работать с новым материалом:

- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи».  Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Обучающиеся заполняют недостающие графы таблицы )

Таблица «Различение частей речи»

Вопросы

сущ.

глагол

не зависит от других слов

каков (-а,

-о, -ы?)

как? где?

Как? каково?

Признак

предмета

признак действия

состояние природы, человека, оценку действия

сказу-

емое

обстоятель-

ство

сказуемое в безличном предложении

по р., ч., п.

не изменяется

не изменяется

- Проверяем, что у нас получилось.

Применяем полученные знания на практике:

- Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 208 стр. 91. Выполните задание 1 и 3.  (Обучающиеся выполняют упр. 208)

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных

целей в ходе закрепления нового учебного материала с

учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: закрепить в памяти обучающихся ЗУНы, которые необходимы для самостоятельной работы по домашнему заданию. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие ЗУНы.

Задачи: Обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей  отношений в объекте изучения (слова категории состояния). Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, и овладении способами действий. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений обучающихся. Самостоятельное выполнение заданий,  требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Учитель:

Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Обучающиеся работают с раздаткой, зачитывают примеры.)

М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»

И скучно и грустно! - и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...
Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!..

М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму…
 

А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

С. А. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.
Словно серые вороны

Раскричались на лугу. 

- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.) 

- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Обучающиеся по картинам составляют предложения).

Учитель:

оцените себя по следующим критериям (обучающиеся сами себя оценивают):

  • «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.
  • «4» -  материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
  • «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно,  утомительно…

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании (письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год»), разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих знаний. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с уровнем их успешности. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Получение обучающимися информации о реальных результатах учения. Адекватность самооценки обучающихся оценки учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Разработка урока по теме "Наречие. Категория состояния"

Разработка к уроку -обобщению. Традиционная форма проведения....

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Категория состояния"

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о...

Урок русского языка "Категория состояния"

: познакомить учащихся с категорией состояния, научить отличать категорию состояния от других частей речи; выявить морфологические признаки и синтаксическую роль слов категории состояния;развивающая: ...

План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...

Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Категория состояния"

Разрботка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния".  Работа содержит цели, задачи, проблемный вопрос, задания в группах и самостоятельно, карточки для работы....