План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Гусарова Ирина Владимировна

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_urokapo_russkomu_yazyku.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по русскому языку

« Описание состояние окружающей среды».

Цель:

- дать понятие о структуре текста описания окружающей среды

Задачи:

- учить создавать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды;

- обогатить речь учащихся нужными средствами языка;

- приобщить учащихся к наблюдению за действительностью;

 -развивать творческое воображение

                                                Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Назовите известные вам типы речи.

- Какие вы знаете виды описаний?

3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Раздаточные материалы: рубрика «Понаблюдайте»

  1. Весь сад ещё голый, без листьев, умытый весеннею водой.
  2. Как хорошо пахнет из сада талой землёй и горьковатой корой деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.
  3. Вдоль стен шкафы с книгами. В центре комнаты большой письменный стол. На нём лампа в зелёном абажуре.
  4.  В комнате тепло и уютно. Ярко горит лампа. Тишина.

– Сравните тексты. Что бы увидели общего? Чем они различаются?

- К какому тексту можно задать вопрос Какой? Что здесь находится? Как?

- Что объединяет 2 и 4 тексты?

- найдите Д(« данное») и Н(«новое»).Укажите чем они выражены.

- Что вы можете сказать о Д во 2-м и 4-м текстах?

( Д в таких текстах чаще всего отсутствует.)

- Обратите внимание на место подлежащего и сказуемого в этих текстах.( Сказуемое предшествует подлежащему- это прямой порядок слов.)

4.Объяснение нового материала.

1)Объявление  темы урока.

- Как вы понимаете значения слов «состояние» и «окружающая среда»?

- Теперь проверим правильность нашего ответа(связный ответ учащегося, работающего с толковым словарём).

- В каком значении используется слово «состояние» в теме нашего урока?

2)Целеполагание.

По ходу анализа текстов составляется опорная схема, которая записывается на доске.

Д(«данное»)                                                                     Н(«новое»)

Элементы природы.                                          Глаголы личные- безличные.

Среда в помещении.                                          Наречия на-о,-е.

Чаще всего «данное отсутствует.                 Существительные,

                                                                              передающие состояние.

- Посмотрите на доску, сравните три предложения:

Мороз. Морозно, С утра подморозило.

- Можно ли утверждать, что эти примеры передают состояние природы?

- Докажите правильность своих суждение. Посмотрите за окно и составьте аналогичные примеры.

3)Подготовка к написанию творческой работы.

- Сегодня вам предстоит выступить в роли творцов, слушателей, критиков. И сопутствовать вам будут три Музы:

Наблюдательность. Воображение. Вдохновение.

- А теперь проверим, умеете ли вы наблюдать?

- какой бы подобрали эпитет к слову»воздух»?

- А у Лермонтова так:…»Воздух был чист и свеж, как поцелуй ребёнка».

- Как вы понимаете это сравнение?

- С чем бы вы сравнили осень?

- А Пастернак сказал об осени, что это»сказочный чертог».

- Объясните значение слова «чертог»( работа с толковым словарём)

- Задумывались ли вы , какой бывает тишина?

«…мудрость снежной тишины»,- так сказал А.марин.

- Какой образ рисуется за этими словами?

- Обращал ли кто- нибудь из вас внимание на это, чем пахнет снег? Дождь? Какого цвета туман?

- Французский художник Монэ, например, изображал туман багрового цвета.

4) Создание речевой ситуации.

- Любите ли вы природу? Какое время года вам ближе?

Представьте себя в роли писателя. Создайте небольшой этюд(объясняется значение слова), представляющий описание состояния окружающей среды, которы затем войдет в тест вашего произведения.

  1. Работа с памяткой.

                                            Как создать этюд

                      (описание состояние окружающей среды)

1)Пишите, как чувстуете. Передайте настроение.

2)Не стремитесь к излишней красивости.

3) Не забывайте о различных способах выражения Н( наречия на-о,-е; глаголы личные и безличные;существительные со значением состояния).

4)Помните, что сказуемое в таких текстах предшествует подлежащему.

6) Ситуация выбора.

- Рекомендую вам  следующими образом:

а).Написать этюд по личным впечатлениям о любимом времни года, передав состояние окружающей среды.

- В работе над этюдом вам помогут опорные слова( раздаются на каждый стол)

                                      Опорная лексика

НЕБО: ясное, ртутное, бесконечное, лазурное.

СНЕГ: чистый,сверкающий.подтающий,пушистый,рыхлый.

ПОГОДА:чудесная,ясная,безоблачная,ненатная, тоскливая,великолепная.

ВОЗДУХ:холодный, прозрачный, хрустальный, свежий,чистый, морозный.

ДЕРЕВЬЯ:непроходимые, огромные,могучие,голые, в осеннем уборе, в капельках дождя.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА:золотистый, багровый,тёмный, зелёный,(лазорево) синий, белоствольный,голубоватый, изумрудный, янтарный.

СОСТОЯНИЕ: дождливо, тоскливо, свежо,легко,жарко, светло, холодно, трудно, ветрено, пасмурно,просторно,темно, ненастно,радостно,грустно,уютно,приятно,обилие,сверкание,угасание, царствование, щебетание,безветрие, величие, затишье, приволье и т.п.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Работы через 8-10 минут зачитываютя по желанию учащихся, оцениваюся, рецензируются, редактируются учащимися класса

6.Итоги урока.

- Скаким настроеним вы работали на уроке?

- что было трудно?

- Чему научились а уроке?

Домашнее задание:на дворе весна- понаблюдать за состоянием природы и написать этюд на одну из тем( можно сформулировать тему самостоятельно):

1.»Музыкальный март».

2.»Юная весна».

3» Мартовская капель».

4.»Ура!И март пришёл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

План- конспект урока в 8 классе по теме «Окружающая среда» c применением технологии критического мышления.

План- конспект урока в 8 классе по теме: «Окружающая среда»c применением технологии критического мышления....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...