Предложение. 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ринчинова Дулма Дугаржаповна

конспект урока по теме "Предложение" в 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie._urok_v_5_klasse.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Предложение.

Тип урока: урок осмысления новых теоретических сведений и способов действия с ними.

Цель: - обучающая: развитие понятия о предложении;

углубление знаний о грамматической основе предложения;

- развивающая: развитие умения рассуждать и делать выводы;

развитие мотивации к познавательной деятельности;

- воспитательная: воспитание любви к слову.

Планируемый результат.

Учащиеся научатся отличать предложения с двумя главными членами и одним главным членом; разовьют свою устную речь.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (можно сделать презентацию урока, и можно вывести на экран только задания).

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут Людмила Васильевна. Сегодня я проведу с вами интересный урок. Я рада Вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь мне. Я хочу Вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил Вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немного добрее.

2.Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.

На слайде написаны слова и словосочетания.

дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко, небо

Беседа с классом.

Учитель. - Обратите внимание на экран. Прочитайте. Ребята, а что перед нами?

(Ответы: мы видим слова и словосочетания; смысл не понятен.)

Учитель: - А есть ли смысл в этих словах и словосочетаниях? Что нужно сделать, чтобы появился смысл?

(Ответы: - нужно соединить слова и словосочетания, чтоб появился смысл.)

Учитель: Я вам даю время, соедините слова и словосочетания так, чтобы получился смысл.

Итоги 2 этапа. Получились строчки из стихотворения А.С.Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Учитель: - Сделайте вывод из проделанной работы.

Делают вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение.

Мотивация.

Учитель. 1.Что такое предложение? (Ответы: предложение – слова или словосочетания, связанные по смыслу (грамматически – никто не сказал); в предложении есть грамматическая основа).

Учитель: - Посмотрите на слайд и скажите мне, в чем отличие словосочетания от предложения? (Ответы: в словосочетании нет смысла, в предложении – есть; в словосочетании 2 слова – главное и зависимое – связь только подчинительная, в предложении – больше слов и есть еще и сочинительная связь ).

- Назовите признаки предложения. (Ответы: есть смысл; знаки в конце предложения; наличие грамматической основы).

Учитель. Вернемся к созданным строкам. Докажите, что это предложения. (ответы: есть знаки, есть грамматические основы ( выделяем подлежащее и сказуемое, в последнем предложении помогаю выделять), есть общий смысл).

- Вам понравился отрывок из данного стихотворения?

- Определите тему стихотворения.

- А вам нравится осень? А чем?

(Ответы: осень; сейчас у нас такая же погода; сейчас у нас поздняя осень.)

Учитель: - Посмотрите на слайд. Перед вами предложения. Что в них необычного? Посмотрите на наличие главных членов предложения.

Грязь. Стало холодно. Рано темнеет. Поздняя осень.

Учитель. - Докажите, что предложения. (Ответы: есть знаки, есть грамматические основы – выделяют).

3.Этап целеполагания и планирования.

Учитель. - К чему мы пришли в нашем исследовании? (Ответы: оказывается, есть предложения, в которых имеются оба главных члена, или только подлежащее, или только сказуемое).

Учитель. Какой должна быть тема нашего урока? (Разные предложения. Предложения). Слайд

Учитель. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Слайд. Что вы должны знать и уметь? (Ответы: разговор о предложении, в котором может быть подлежащее и сказуемое, или подлежащее, или сказуемое).

Запись в тетрадь.

Учитель. – Запишем сегодняшнее число, классная работа.

Мы открыли новые для себя сведения.

4.Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

Учитель: Мы открыли новые для себя сведения.

Сравним полученные нами знания с материалом параграфа. (Параграф 28, страница 67-68). Прочитайте и скажите: все ли мы с вами правильно сделали? (Ответы: мы сделали правильные выводы, такие предложения есть).

5.Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

5.1. Совместная работа.

Учитель: - Перед вами раздаточный материал. Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Ответьте на вопрос: это односоставные или двусоставные предложения?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.

6.Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними (в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях).

6.1.Учитель выводит задание на экран.

Учитель: - Перед вами предложения.


1). Холодеет.

2). Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

3). Зима.

4). Подул ненужный ветер.

5). Унылая пора!

6). И ждем мы все зимы.

Учитель: - Распределите в два столбика эти предложения: с одним главным членом, с двумя главными членами. Но сами предложения переписывать не надо, только лишь номера предложений.

- Поменяйтесь тетрадками, проверьте работу одноклассника по слайду.

- Поднимите руку те, кому понравилась его оценка и кто хочет поставить ее в журнал.

6.2. Учитель: - Следующее задание усложняется. Вы, конечно, же с ним справитесь. Я предлагаю поработать в парах.

- Обратите внимание на груши на партах. Если у вас зеленая груша – то вы составляете предложение с главным членом подлежащим, если желтая – со сказуемым.

6.3. Работа с текстом.

Учитель: - Следующий этап – работа с текстом. Обращаемся к упр. 141.

- Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль, тип текста.

- Возьмите карандаш, обозначьте им односоставные предложения. Какие предложения вы оставили? Почему?

Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель: - Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги урока. Какой была тема нашего урока? Какую цель мы ставили на уроке? Какой результат получили? Оцените свою работу на уроке (знаками: большой палец вверх – «отлично», горизонтально - …,

Домашнее задание. Прочитать параграф 28 (теорию), создать текст из 5 предложений с одним главным членом на тему «Зима» или выполнить упражнение 142.

ФИЗМИНУТКА: Мысленно перенесемся в осенний лес (встали, закрыли глаза). Мы идем по осеннему лесу. Тихо падают листья. Подставьте свои ладошки, поймайте падающий листочек. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте его с руки. Идем дальше (откройте глаза). Посмотрите: на ветке березы сидит синица. Посмотрите в другую сторону: под елкой затаился заяц. Не торопясь, мы выходим из леса. Потянитесь, вдохните, почувствуйте, каким легким стало ваше тело.


Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Какие это предложения: односоставные или двусоставные?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.


Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Какие это предложения: односоставные или двусоставные?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.


Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Какие это предложения: односоставные или двусоставные?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.


Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Какие это предложения: односоставные или двусоставные?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.


Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Какие это предложения: односоставные или двусоставные?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.


Задание: прочитайте предложения, выделите грамматическую основу. Какие это предложения: односоставные или двусоставные?

Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Ночь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...