Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Берлезова Анна

Методические рекомендации для преподавателей

 

Эффективность обучения является в настоящее время одной из важнейших методических проблем. Ее решение заключается в поиске методов повышения познавательной активности студентов, развитии их мышления и творческих способностей. Особые надежды в этом отношении связываются с совершенствованием форм системно-деятельностного подхода.

Для реализации направления проблемного обучения на занятиях русского языка, совершенствования системы преподавания в соответствии с требованиями современного уровня развития науки, техники, производства были созданы данные методические рекомендации позволяющее провести занятие компетентному педагогу.

При создании данной методической разработки я ставила перед собой цель создать условия для повторения и обобщения известных сведений по теме «Введение» по дисциплине «Русский язык».

Для успешного проведения занятия необходимо:

Преподаватель выступает в роли ведущего. Начинает и заканчивает занятие.

В ходе данного мероприятия студенты систематизируют свои знания, учатся работать в коллективе, развивают мышление, память, внимание, а также творческие способности.

В конце занятия подводятся итоги. Ученики, оценивают работу каждой группы. А каждая группа оценивает своих товарищей и себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx90.54 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект

открытого урока (45 мин)

учебной

дисциплины 

Русский язык

тема

Введение.

                                             преподаватель: Берлезова Анна Александровна

       

                                                     

2019

                                       

                                       

Оглавление

Методические рекомендации для преподавателей ………………………

4

План занятия………………………………………………………………...

6

Список использованных источников………………………………………

24

Приложение А Индивидуальный лист студента.....………………………

25

Рецензия……………………………………………………………………...

27

Методические рекомендации для преподавателей

Эффективность обучения является в настоящее время одной из важнейших методических проблем. Ее решение заключается в поиске методов повышения познавательной активности студентов, развитии их мышления и творческих способностей. Особые надежды в этом отношении связываются с совершенствованием форм системно-деятельностного подхода.

Для реализации направления проблемного обучения на занятиях русского языка, совершенствования системы преподавания в соответствии с требованиями современного уровня развития науки, техники, производства были созданы данные методические рекомендации позволяющее провести занятие компетентному педагогу.

При создании данной методической разработки я ставила перед собой цель создать условия для повторения и обобщения известных сведений по теме «Введение» по дисциплине «Русский язык».

Для успешного проведения занятия необходимо:

Преподаватель выступает в роли ведущего. Начинает и заканчивает занятие.

В ходе данного мероприятия студенты систематизируют свои знания, учатся работать в коллективе, развивают мышление, память, внимание, а также творческие способности.

В конце занятия подводятся итоги. Ученики, оценивают работу каждой группы. А каждая группа оценивает своих товарищей и себя.

Тема: Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Методическая идея: показать методику проведения занятия с использованием системно-деятельностного подхода.

Цели урока: создать условия:

- для обобщения и систематизирования материала по основным темам русского языка;

- для развития размышлять, взаимодействовать в учебном процессе;

- для воспитания у обучающихся бережного отношения к слову, к русскому языку, к культуре речи.

Задачи урока:

  1. Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами
  2. Развивать умения выделять главное, анализ и синтез материала, рассуждать на заданную тему, делать выводы.

Тип урока: систематизация предметных знаний  

Методы обучения (традиционные, активные, интерактивные): беседа, мозговой штурм.

Оснащение

Оборудование: мультемедийный  проектор

Программное обеспечение:  ОС Windows XP, текстовый редактор Word, программа IPBood.

Методическое обеспечение: карточки с заданиями по теме урока.

Отведенное время: 45 минут

Этап деятельности

Время, мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1 Организационный момент

5'

Здравствуйте ребята!

Обратите внимание  на слайд и прочитайте стихотворения.

Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка,
Раздел грамматики – «Фонетика».

Преподаватель задает вопрос:

«Что изучает раздел «фонетика»?»

Послушай, Морфология,
Ну как мне без тебя?
Признаюсь, Морфология,
Учу морфемы я.
Нельзя без Морфологии
Прожить и дня.
Читаю Морфологию
И греюсь у огня.
Трещат дрова в камине,
Учить не скучно мне
Приставки, корни,суффиксы
Остались в голове!

Преподаватель задает вопрос:

Что изучает раздел «морфология»?

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

Преподаватель задает вопрос:

О каком разделе русского языка говорится в стихотворение?

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.

Преподаватель задает вопрос:

Какой раздел русского языка изучает словосочетания и предложения?

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Совершенно верно. Мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.

Правильно, тема нашего занятия: «Введение».

Для работы Вам предлагается раздаточный материал.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие.

Воспринимают информацию.

Читают сихотворения

Раздел «фонетика» изучает звуки речи.

Морфология изучает грамматические свойства слов.

Это раздел пунктуация, который изучает знаки препинания в русском языке.

Этот раздел называется синтаксис.

Мы будем повторять разделы русского языка. Вспомним основные правила. Тема нашего занятия: «Введение».

2 Актуализация знаний.

30'

Обратите внимание на раздаточный материал и прочитайте первое стихотворение.

Далеко-далеко на лугу

Пасутся ко…

Ко… Нет, не кони!

Ко… Нет, не козы!

Ко… Правильно, коровы!

Назовите какая фонетическая ошибка присутствует в этом стихотворение?

Слово «беруши» означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?

О каком разделе дальше пойдет речь?

Утреннее настроение

У папы настроение

Зазавтракомчитальное,

У мамы настроение

Напапуобижальное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня –

Покомнатампрыгучее.

Определите способ образования данных слов.

Зазавтракомчитальный - читать за завтраком, напапуобижальный - обижаться на папу. (Образованы сложно-суффиксальным способом.)

Как вы думаете, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?

Посмотрите на тест №3 в раздаточном материале. Это стихотворение Игоря Северянина. Объясните, как образованы неологизмы.

Одиночила в комнате девушка

Взволновали ее звуки флейты...

Художники! Бойтесь мещанок:

Они обездарят ваш дар...

Я еду в серебряноспицной коляске...

Все звезды мира и все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты...

Какие способы словообразования вам известны?

Прочитайте текст №4. На каком языке написан текст?

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».

А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)

Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова, не считая служебных. Что собственно происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.

Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.

Какой раздел языка мы с вами повторили?

Несмотря на то, что слов таких в русском языке нет, мы смогли определить грамматические признаки, это значит, что русский язык – язык с сильной морфологией.

Посмотрите на текст №5. Это текст из «Воспоминаний» В.Версаева, он говорил, что одну из строк «Бородино» М.Ю. Лермонтова читал намеренно неправильно:

«Мы долго молча отступали.

Досадно было, – боя ждали.

Ворчали старики:

“Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры?

О, русские штыки!”».

Какую именно строчку? Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Версаев?

Что изменится, если убрать первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стая галок на крестах.

Важна пунктуация в русском языке?

Для того, чтобы у говорящего, да и пишущего не возникло в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Назовите известные вам словари.

Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них.

Астрология - раздел ботаники: разведение астр.

Бездарь - человек, которому ничего не подарили.

Зазубрина - правило.

Изверг - действующий вулкан.

Папье-маше (франц.) - родители.

Ранец - контуженный. Ср. померанец

Сомнение - мнение коллектива.

Химера (сокр.) - эра химии.

Язычник (проф.) – лингвист.

Какой раздел русского языка изучает слово, его лексическое значение?

Воспринимают информацию

Отвечают на вопросы

Слово кони в фонетической транскрипции будет выглядеть таким образом: [кон’и], козы [козы], коровы [каровы].

Фонетическая ошибка в слове коровы, потому что пишем через букву О, а произносим звук А.

Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите)+уши=беруши

Это раздел словообразование.

Зазавтракомчитательный значит читать за завтраком, слово образовано сложно-суффиксальным способом.

Напапуобижательный – обижаться на папу, слово образовано сложно-суффиксальным способом.

Для того, чтобы придать тексту выразительность.

1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).

2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).

3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией

    (железная дорога – железнодорожный).

4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).

Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, безсуффиксный, сложение

Язык непонятный, но суть текста ясна.

Калуша - это имя существительное, имя собственное, женский род, 1 склонение, ед.ч., одушевленное.

Подудонились – глагол, сов.вид, изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род, непереходный, возвратный, II спряжение

Это раздел «Морфология», который изучает грамматические категории частей речи.

При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении следующим образом.

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

Если убрать первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки. Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо.

Пунктуация важна, так как одна запятая может поменять весь смысл. Даже без пробелов не обойтись, например: наполеонпосеяллен, полякипелижуравлями.

Толковый словарь Ожегова, Даля: Словарь фразеологизмов, орфографический словарь, орфоэпический словарь, этимологический словарь.

Этот раздел называется «Лексика».

6 Подведение итогов. Домашнее задание.

5'

Какие разделы русского языка мы сегодня вспомнили? Что изучает каждый из разделов?

Таким образом, мы с вами вспомнили 6 разделов русского языка.

Фонетика изучает звуки речи. Морфология изучает части речи и их грамматические категории. Словообразование изучает части слова, например, корень, суффикс, окончание, приставка. Лексика изучает слово, его лексическое значение. Пунктуация изучает знаки препинания, а синтаксис - предложения и словосочетания.

2'

В заключение приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С. Лихачева: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Ваше домашнее задание: подберите 5 пословиц и поговорок о русском языке и проведите их анализ.

7 Проведение рефлексии

1'

Выберите из предложенных картинок свое отношение к занятию и нарисуйте ее в тетради.

http://engschool16.ru/files/metod-kopilka/BochkarevaSA/smile.jpg


Список использованных источников

  1. Воителева, Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы Т.М. Воителева — М., 2014.
  2. Воителева, Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы Т.М. Воителева — М., 2014.

  1. Дополнительная литература:
  2. Антонова, Е.С. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. Е.С. Антонова, Т.М.  Воителева — М., 2014.
  3. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. Е.С. Антонова, Т.М.  Воителева — М., 2014.
  4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования Т.М. Воителева — М., 2014.
  5. Гольцова, Н.Г.Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. Н.Г. Гольцова., И.В Шамшин, М.А. Мищерина — М., 2014.

Интернет-ресурсы

  1. www.еог.it.ru/еог (учебный портал по использованию ЭОР).
  2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
  3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
  4. www.etymolog.russlang.ru (Этимология и история русского языка).
  5. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
  6. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
  7. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
  8. www.metodiki.ru (Методики).
  9. www.posobie.ru (Пособия).
  10. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
  11. www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение»).
  12. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
  13. www.slovari.ru/distsearch (Словари. ру).
  14. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
  15. www.gramota.ru (Справочная служба).

Приложение А

1)

Далеко-далеко на лугу

Пасутся ко…

Ко… Нет, не кони!

Ко… Нет, не козы!

Ко… Правильно, коровы!

2)

Утреннее настроение

У папы настроение

Зазавтракомчитальное,

У мамы настроение

Напапуобижальное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня –

Покомнатампрыгучее.

3)

Одиночила в комнате девушка

Взволновали ее звуки флейты...

Художники! Бойтесь мещанок:

Они обездарят ваш дар...

Я еду в серебряноспицной коляске...

Все звезды мира и все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты...

4)

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».

А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)

5)

«Знал я наизусть и «Бородино». Одну из строф читал так:

Мы долго молча отступали.

Досадно было, – боя ждали.

Ворчали старики:

“Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры?

О, русские штыки!”».

6)

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стая галок на крестах.

7)

Астрология - раздел ботаники: разведение астр.

Бездарь - человек, которому ничего не подарили.

Зазубрина - правило.

Изверг - действующий вулкан.

Папье-маше (франц.) - родители.

Ранец - контуженный. Ср. померанец

Сомнение - мнение коллектива.

Химера (сокр.) - эра химии.

Язычник (проф.) – лингвист.

РЕФЛЕКСИЯ: Выберите из предложенных картинок свое отношение к занятию и нарисуйте ее.

http://engschool16.ru/files/metod-kopilka/BochkarevaSA/smile.jpg

Мои пожелания (предложения)

___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...

ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....

Урок по русскому языку: Язык как средство общения.

Вводный урок. Учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

Презентация "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры"

В презентации дается определение языка, его основной функции, литературного языка, рассматривается язык как система....

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1.  Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры....