Конспект урока по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Носалева Татьяна Николаевна

Данная разработка предназначена для повторения по  теме  "Морфемика. Словообразование. Орфография" - 5 класс к учебнику Ладыженской и др. Урок построен  по технологии модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morfemika_orfografiya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Полдневская средняя общеобразовательная школа»

Обобщающий урок по теме «Морфемика. Орфография».

5 класс

(выполнила учитель русского языка

- Носалева Т.Н.)

Цель урока: систематизировать знания и умения по теме “ Морфемика. Орфография».

Задачи урока:

обучающие:

а) повторение и закрепление всех орфографических навыков

б) закрепление умение выполнять морфемный разбор, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова

развивающие:

а) умение сопоставлять и сравнивать,

б) расширение словарного запаса учащихся,

в) умение творчески работать (занимательные задачки),

г) развитие самостоятельности у учащихся.

воспитывающие:

а)воспитывать положительную мотивацию к обучению

б)  способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе;

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеоролик, структурная карта урока.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!

Записываем число, классная работа.

II. Синтаксическая пятиминутка. Анализ текста  

1) Когда мы расположились около зарослей с густой растительностью, мой товарищ услышал тихий шорох в кустах.       2)  Мы подошли на цыпочках, бесшумно отодвинули ветки, и я увидел гнездо синицы.     3)   Потом я снял тяжёлый рюкзак, достал спички и поджёг хворост.

Задания к тексту:

 1.Объясните правописание всех  орфограмм, изученных на последних уроках.

 2. Разберите слова расположились,зарослей  по составу.

 3.Подбери к слову растительностью однокоренные слова (растение, зарастать,

    растущий).

 4.Какая морфема указывает на форму глаголов увидеЛ, отодвинуЛи.

 5.Найди существительные с нулевым окончанием (шорох, рюкзак, хворост).

 6. Укажите предложение, соответствующее схеме  [  О, О и  О ] .

III.  Cлово учителя о целях и задачах урока.

Устный опрос:

1.Мы закончили изучение еще одного раздела языкознания. Как он называется?

  Что изучает?

      2.Что такое морфема? Перечислите их.

      3.Какие морфемы участвуют в словообразовании?

      4.Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?

IV. Практическая работа.

    Работа в парах. Взаимопроверка.

  1. Найди пару. Выдели корни. Выпиши чередование звуков.

Трещать, вяжу, корм, сидеть, ношу, любить, вязать, сижу, треск, носить, люблю, кормлю.

  1. Распредели слова на две группы:
  1. Формы слова      2. Однокоренные слова

К воде, водный, у воды, в воде, в воду, водичка, водник, воды, подводный, водой, водяной, вода, водопровод, подводник.

3 «Четвёртое лишнее». ( устно)

  1. Больница, болтун, больной, болевой
  2. Гореть, горный, гора, гористый
  3. Водитель, вода, водник, водоросли

4  Диктант-молчанка.  ( ы-и после ц ).

Записать слова, называющие предметы, изображенные на рисунках, обозначить условия выбора орфограммы « ы-и после ц».

     Мотоцикл, рукавицы, цыпленок,цифра, циркуль, цыганка, огурцы, птицы.

5 Проверка домашнего задания. Чтение рассказов, составленных с использованием слов-исключений « ы-и после ц».

6  Физминутка.

7. Игра «Найди ошибку».  Ребята, к  нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет? ( А-О в корне –лаг- - -лож-, раст- - рос- ).

     Мне предлажили сходить в поход. Мы пролагали путь сквозь густые зарасли. Растения тут и там: расли осинки, подрастали березки. Зеленые растки видны везде. Мы прилажили много усилий, чтобы выйти на поляну.

Найти слова, в которых допущены ошибки. Записать их в исправленном виде, выделить орфограммы.

8. Творческий диктант.  ( о-ё после шипящих).

Узнать слово по его лексическому значению, записать его. Составить предложение с одним из слов.

   плод дуба - _________________________________________

   цвет одуванчика - _____________________________________

 предмет для чистки зубов -   _____________________

разговор тихим голосом -______________________________________

лёгкая ткань - ______________________________________________________

знак для переноса слов -__________________________________________

профессиональный наездник на скачках -_________________________________

шуршание -_________________________________________

 цвет, противоположный белому - ________________________________

человек, нарядно одетый, любящий нарядно одеваться ______________________

водитель машины _____________________________

место соединения сшитых кусков ткани _____________________________

9. Сигнальный диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)  

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

V. Итоги урока.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”

1 вариант

1. Найди лишнее слово:

А) горе Б) гористый В) горец Г) пригорок

2. Найди слово с нулевым окончанием

А) спросил Б) весна  В) впереди  Г) чистый

3. Выбери верный ответ: - ешь является окончанием:

А) сущ., женского рода, 3 скл. Б) глагола 1 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч.

В) глагола 1 спр., наст. или буд. времени, 2 л. ед. ч. Г) глагола в н/ф

4. Найди слово с О после шипящих в корне слова:

А) ж…лудь Б) печ…нка В) ч…рточка  Г) ож…г руки

5. Найди слово с буквой Ы после Ц:

А) ц…ркуль Б) ц…кнуть В) ц..ферблат Г) ц…корий

6. Найди слово с приставкой без-:

А) бе…шумный Б) бе…жалостный В) бе…покойный Г) бе…цветный

Заполни бланк ответов:

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”

2 вариант

1. Найди лишнее слово:

А) густой Б) густеть В) гусыня Г) густота

2. Найди слово с нулевым окончанием

 А) берег Б) играли В) красивые  Г) лето

3. Выбери верный ответ: -ишь является окончанием:

А) глагола 2 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч. Б) сущ., женского рода, 3 скл.

В) глагола в н/ф Г) глагола 2 спр., наст. или буд. времени, 2л. ед. ч.

4. Найди слово с Ё после шипящих в корне слова:

А) ож…г плечо Б) крыж…вник В) ш…колад  Г) ш…рох

5. Найди слово с буквой И после Ц:

А) ц..ган Б) синиц…н  В) ц…гейка Г) круглолиц…й

6. Найди слово с приставкой бес-:

А) бе…чувственный Б) бе…звучный В) бе…брежный Г) бе…действовать

Заполни бланк ответов:

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

VI . Рефлексия.

Ученики оценивают свою работу на уроке,  подчеркнув на рабочих листах да / нет) и устно делятся впечатлениями.

  1. Тебе понравилось сегодня работать в парах?  Да. Нет. 

2)Тебе интересны были предложенные на уроке задания?  Да. Нет.

3) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет. 

В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.

VII. Домашнее задание:  написать мини-сочинение «Мой школьный день» с использованием изученных орфограмм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Словообразование.Орфография".

Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" предлагаю для учителей русского языка....

Разработка урока по теме "Словообразование. Орфография" 6 класс

Урок проводится с целью обобщеня и и расширения знаний по данной теме; совершенствования  навыков морфемного и словообразовательного разбора; орфографических навыков в написании слов с приставкам...

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

"Морфемика. Словообразование. Орфография» Урок русского языка в 5 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" в пятом классе построен с учётом требований ФГОС и представляет собой урок-практикум, во время которого ученики...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Конспект урока "Практикум по словообразованию".

Конспект урока +презентация по теме "Практикум по словообразованию". Материал на повторение и закрепление...