Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: ноутбук, учебник, доска, раздаточные материалы

Цель: Изучить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Обучающие:

- познакомить ребят с предложениями, содержащими несколько придаточных

- научить строить схемы СПП с несколькими придаточными

- научить определять вид подчинительной связи с СПП с несколькими придаточными

Развивающие:

- развивать умение анализировать, систематизировать

- развивать терпение и усердие

- развивать умение работать в команде

Воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку

-воспитывать умение слушать и слышать друг друга

- воспитывать умение четко и ясно формулировать свою точку зрения

- воспитывать культурное поведение

Используемые приемы и методы обучения: беседа, работа с учебником, проблемный вопрос, мозговой штурм, фишбоун, графический диктант, незаконченные предложения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление новой темы.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Дата: 08.02. 2021 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: ноутбук, учебник, доска, раздаточные материалы

Цель: Изучить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Обучающие:

- познакомить ребят с предложениями, содержащими несколько придаточных

- научить строить схемы СПП с несколькими придаточными

- научить определять вид подчинительной связи с СПП с несколькими придаточными

Развивающие:

- развивать умение анализировать, систематизировать

- развивать терпение и усердие

- развивать умение работать в команде

Воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку

-воспитывать умение слушать и слышать друг друга

- воспитывать умение четко и ясно формулировать свою точку зрения

- воспитывать культурное поведение

Используемые приемы и методы обучения: беседа, работа с учебником, проблемный вопрос, мозговой штурм, фишбоун, графический диктант, незаконченные предложения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление новой темы.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Присаживайтесь, пожалуйста. Староста, назовите отсутствующих. Спасибо. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, сейчас мы проведем с вами графический диктант. Я буду диктовать утверждения, а вы в своих тетрадях должны будете записать +, если утверждение будет верным и -, если неверным. Готовы? Начнем.

  1. В СПП части неравноправны
  2. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов
  3. Союзы и союзные слова не являются членами предложения
  4. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос [1]

Ответ: ++-+.

Молодцы! Скажите, дети, были ли у вас сложности с выполнением домашнего задания? Нет? Замечательно!

  1. Актуализация опорных знаний.

Давайте посмотрим, хорошо ли мы усвоили темы прошлых уроков. Обратите внимание на экран. Перед вами ряд предложений. Переписывать их не нужно. В тетради запишем лишь их номера. Рядом с каждым номером необходимо указать тип придаточного, который присутствует в предложении. (Слайд 1)

  1. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало. (определительное)
  2. Вы знаете, что облака – это совершенно точные сигналы о погоде. (изъяснительное)
  3. Нет истины, где нет любви. (места)
  4. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели. (причины)
  5. Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией. (несколько придаточных). [1]

Ребята, возникли трудности с определением придаточных? Где? Давайте разберемся вместе. Начертим схему 5 предложения, обратим внимание на средства связи. Какой вывод можно сделать? (Там несколько придаточных). Знакомы ли мы с таким типом предложений? Нет? Тогда я предлагаю перейти к теме нашего сегодняшнего урока.

  1. Объяснение нового материала.

А звучать она будет так: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными». Как думаете, что мы будем изучать на уроке?

Ребята, объем теоретического материала, который нам необходимо будет запомнить, довольно большой. Но я уверена, что мы справимся. Обратим внимание на 92 страничку страницу учебника (параграф 21). Здесь очень много материала. Чтобы его запомнить, предлагаю его систематизировать. С помощью приема фишбоун соберем всю теорию воедино. (Слайд 2)

Как определить вид                                                                                                                                      подчинительной связи

в СПП.

Обратить  внимание на тип

зависимости и на то,

от какого конкретно

 слова зависит придаточное.

Молодцы, проделана объемная работа. Давайте применим ее на практике. Запишите в тетради предложение: Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы![1] (Слайд 3)

Укажите тип подчинения (последовательное), постройте схему предложения.

  1. Физкультминутка.

Мы отлично потрудились. Давайте немного разомнемся. Если я назову ССП, вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если СПП то топнуть ногами. Готовы?

  1. Послали его с донесением, да время тревожное
  2. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком
  3. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде
  4. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
  5. Парнишка упал, однако он не был убит
  6. Это я придумал соловья, чтоб вздохнула милая моя [1]
  1. Закрепление новой темы.

Молодцы! Но делу время, потехе час. Пришла пора вновь потрудиться. Упражнение 148 позволит нам закрепить новую тему. (Работа у доски).

Хорошо! Выполним еще одно задание. Укажите предложение, соответствующее схеме

(Слайд 4)

А) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою

Б) Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак

В) Все, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил

Г) Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне [1]

  1. Рефлексия.

Урок подходит к концу. У каждого из вас на парте лежит листок с незаконченными предложениями. Вам необходимо закончить их и сдать мне. (прием «Незаконченные предложения»)

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы ….. [2]

  1. Подведение итогов урока.

Дети, вы много трудились на уроке, я очень вами горжусь. Спасибо за занятие! До новых встреч!

  1. Домашнее задание.

Упражнение 149. Для отметки 5 задание необходимо выполнить полностью, для отметки 4 – три любые пункта. Для отметки 3 – любой пункт на выбор. (Слайд 5)

Список используемой литературы:

  1. Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс», Москва, «ТЦ Сфера», 2008 г.
  2. Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в школе: https://www.eduneo.ru/aktivnye-priyomy-obucheniya-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury-v-shkole/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Урок русского языка. Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение». 9 класс

Урок проводится в 9 классе в апреле месяце, с целью обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение»1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложно...

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...

Урок русского языка. Повторение по теме "Сложноподчиненное предложение"

Данный урок отвечает современным требованиям ФГОС.  На уроке выполняются воспитательные, образовательные и развивающие задачи.Урок проникнут духом Олимпиады 2014....

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....