Контрольно-измерительные материалы 7, 8 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Лукманова Эльза Газимовна

Контрольно-измерительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_yazyk_kim.docx66.6 КБ
Файл 8_klass_litr_kim.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса

Контрольный диктант

Цель: проверить знания, умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года.

Лес.

        Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика4. Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли, пролетающие косяком.

        Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идёшь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут осенние поздние цветы4. Готовятся к отлёту певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые жёлуди. (120 слов)

(По Соколову-Микитову.)

Контрольный диктант

Тишина

Цель:  проверить  знания,  умения  и  навыки     учащихся  на  конец  1-й  четверти  по  теме  «Причастие».

        Ели,  стоявшие  по  колено  в  сугробах,  были  громадно  высоки.  По  сравнению  с  ними  телеграфные  столбы  казались  маленькими,  как  спички.  Но  ещё  выше  елей  было  небо,  всё  засыпанное  зимними  звёздами.  Особенно  прекрасно  сверкали  звёзды  впереди,  на  том  чёрном  бархатном  треугольнике неба,  который  соприкасался  с  белым  треугольником  бегущей  дороги.  Там  дрожало  и  переливалось  несколько  таких  крупных  и  таких  чистых  созвездий,  словно  они  были  выгранены  из  самых  лучших  и  самых  крупных  алмазов  в  мире.

     Узкий  ледяной  луч  прожектора  иногда  скользил  по  звёздам,  но  он  был  не  в  силах  ни  погасить,  ни  даже  ослабить  их  блеск.  Они  играли  ещё  ярче,  ещё  прекраснее.

     А  вокруг  стояла  громадная   тишина,  которая  казалась  выше  елей,  выше  звёзд  и  даже  выше  самого  чёрного  бездонного  неба.

  (116  слов)                                                                                                   (По  В. Катаеву)

Контрольная работа по теме: «Н –НН в суффиксах страдательных причастий»

Цель:

1.Отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов; 2.Закрепление навыка написания Н, НН в причастиях.

Задания:

1.Закончите предложения в таблице

Одну Н пишем…

Примеры.

1.Если причастие стоит в ….

2.Если причастие образовано от …

2.Если причастие имеет в своем составе…

2.Закончите предложения в таблице

Две НН пишем…

Примеры.

1.Причастие образовано от глагола…

2.Причастие имеет в своем составе…

3.Причастие образовано от глагола с суффиксами…

4.Причастие имеет ………….слова..

3.Укажите номер словосочетания, в котором …

Пишется две НН: 1.Мороже…ые овощи; 2. фарширова … ый перец; 3 груж… ая баржа; 4. смышле…ый малыш.

Пишется одна Н: 1варе…ый картофель; 2. убра…ые вещи; 3.сдела…ая работа; 4.потуше…ые свечи;

4.Выпишите слова, в суффиксах которых следует писать НН и Н в стобик.

 Трава скоше…а, разброса…ый, некраше…ые, суше…ые ягоды, покраше..ый пол, пута…ый ответ, кова…ый сундук, некоше…ый луг, прожаре…ое мясо, груже…ая песком баржа, враги окруже…ы, отправле…ое письмо, книга напечата..а, невяза…ая вещь, оборудова…ый кабинет, плете..ая сумка.

5.Образуй от глаголов страдательные причастия прошедшего времен, подбери подходящее по смыслу слово.

Резать- Очищать- Разложить- Тушить- Сварить- Обезжирить- Разбавить-

Выборочное изложение

Прочитайте отрывок из рассказа
М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение.
• Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора* вышел на дорогу муж-
чина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пя-
ти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе,
но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуло-
ватый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
—   Здорово, браток!
—   Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
—   Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр,
как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-
чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ру-
чонку. Я легонько потряс её, спросил:
—  Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе те-
плынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим
коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
—  Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не за-
мерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь ря-
дом со мной, отец сказал:
—   Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки,
сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, на-
полненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно
смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил
про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик
был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая
лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки
были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень
искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — всё вы-
давало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник
был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных
штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими,
мужскими стежками.

Контрольная работа по теме « Причастие»

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии

□ 2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем

□ 3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок

□ 4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок

А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) вид..щий, сморщ..нный

□ 2) проща..щийся, озадач..нный

□ 3) стел..щийся, потрач..нный

□ 4) кле..щий, рассе..нный

А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) выставля..мый, разве..на

□ 2) завис..мый, сочт..ны

□ 3) управля..мый, заверш..на

□ 4) движ..мый, усе..ны

А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) напряжё..ый труд, решение найде..о

□ 2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью

□ 3) просвещё..ое общество, нечая..ая встреча

□ 4) мощё..ая булыжником, дети растеря..ы

А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?

□ 1) (Не)работающий, а сломанный телефон.

□ 2) Посуда (не)убрана в шкаф.

□ 3) (Не)накормленная вовремя собака.

□ 4) (Не)оконченная повесть.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.

□ 2) В чём художественный смысл картинок на стенах "смиренной, но опрятной обители", изображающих историю о блудном сыне?

□ 3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

□ 4) Д. С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с "заученными с детства молитвами".

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4 и С1.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.

В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).

В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.

В3. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).

В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.

С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных.

Обучающее сочинение по по картине «Вратарь».

Цель: развивать навыки устной речи, подготовить учащихся к описанию действий людей,  

            изображенных на картине; собрать материал для написания сочинения по картине;

           дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла  

           художника.

Составление плана описания картины 

1) На пустыре в погожий осенний день.

2) Бесстрашный вратарь и его помощник.

3) Зрители “болеют” по-разному.

4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

5) Мое отношение в картине.

Контрольный диктант

Дерево детства.

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.

Однажды я всё-таки заметил, что виноград, свисающий с одной из верхних ветвей, почти спелый.

С большим трудом я добрался до первой ветки. Усевшись на ней верхом, стал соображать, как быть дальше. Гроздья завораживали взгляд: розовые, красные, чёрно-лиловые, уже поспевающие. Но добраться до них всё ещё было нелегко. Надо было пройти до конца ветки и там, ухватившись за виноградную гроздь, подтянуть ее к себе.

(По Ф.Искандеру)

Контрольный диктант

Мшары.

Влево от боровых озер лежат огромные мещёрские болота – мшары. Это сплошь заросшие озера, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него – густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только за полночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.

(По К.Паустовскому)

Грамматическое задание.

  1. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
  2. В тех же предложениях обозначьте части речи.
  3. Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия : 1-ый вариант – изредка, досуха, 2-ой вариант –сначала, вплотную.
  4. Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.

Сжатое изложение с описанием состояния природы.

Обыкновенная земля.

        В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

        Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры , лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

        Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в стогу глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шёл холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

        В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота,  покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

        Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

        Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём этот край делается всё богач, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказать удивительные истории.

(К. Г. Паустовский)

Написать сжатое изложение.

План текста.

 1) Притягательная сила Мещеры.

 2) Что можно увидеть в Мещерском крае?

  *луга, стога сена

   *сосновые боры

  *лесные озера и косяки журавлей.

3) Что можно услышать?

   *крики птиц: перепелов и ястребов;

    *вой волков и шорох дождей;

 * пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

 4) Милый сердцу край.

Контрольный тест на правописание предлогов

А1. В каком предложении нет предлога?

□ 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

□ 2) Плохо, когда не с кем поговорить.

□ 3) Дом напротив построили лет десять назад.

□ 4) Остановка находится около школы.

А2. Какой предлог является непроизводным?

□ 1) в течение

□ 2) ввиду

□ 3) вместо

□ 4) при

А3. Укажите пример раздельного написания предлога.

□ 1) звонил (в)продолжение получаса

□ 2) двигаться (на)встречу ветру

□ 3) узнали (на)счёт контрольной

□ 4) выступит (в)место меня

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

□ 1) встретились по приезде

□ 2) благодаря заботе

□ 3) согласно графика

□ 4) заплатить за билет

В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.

Контрольный диктант

Чтобы хорошо учиться

        Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять режим. Составьте eго

начале сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года. Посоветуйте

так же поступить и своим

товарищам.

        Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует

больше времени.* Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к

старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то

время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и

интересного.

        В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные

интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать

наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.** (125 слов.)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант -* II вариант - **

Контрольная работа на тему «Союз»

1.Какой союз является «лишним», учитывая строение союзов?

А) ибо

Б) с тех пор как

В) хотя

Г) чтобы

2. Укажите сочинительный союз.

А) оттого что

Б) так как

В) либо

Г) что

3. Каково значение подчинительного союза в предложении Едва началось утро, мы отправились дальше в горы?

А) целевое

Б) условное

В) уступительное

Г) временное

4.В каком предложении союз и связывает два простых предложения в сложном?

А) Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.

Б) Все вокруг переливалось и сверкало на солнце.

В) Он вдруг приподнялся и пробормотав что-то вышел.

Г) Зима была снежная и все ждали сильного половодья.

5.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

А) Вы то(же) здесь бывали?

Б) Он обещал сделать то(же) самое.

В) За(то) тайга оживала, когда наступала весна.

Г) Чего не знаешь, за(то) не берись.

1) А, Б        2) В, Г                3) Б, Г                4) А, Г

6.В каком варианте перед да нужно поставить запятую?

А) В сене свежем  вянет земляника да звезды нависают на ветвях.

Б) Солнце докатилось до края земли да растеклось по небу заревом.

В) Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.

Г) Вода была холодная да он не почувствовал ни холода, ни быстрого течения.

1) А, Б        2) Б, В                3) А, Г                4) Б, Г

7.Найдите предложение с простым союзом.

 1) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.

 2) В степи все открыто, зато ты у всех на виду.

 3) Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.

8.Укажите предложение с разделительным союзом.

 1) Солнце светит, но не греет.

 2) Это был не то белый, не то подберезовик.

 3) Встал сегодня, когда еще не взошло солнце.

9.В каком предложении употреблен подчинительный союз?

 1) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.

 2) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.

 3) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

10.В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя.

 2) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.

 3) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

11.В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 1) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход.

 2) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку.

 3) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

12.Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.

        Счастье охватило нас…

 1) … когда мы встретили своих родных.

 2) … как будто мы совершили научное открытие.

 3) … и мы двинулись дальше.

13.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать.

 2) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело.

 3) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.

14.В каком предложении правильно расставлены запятые?

 1) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.

 2) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу.

 3) Она не любила чтобы к ней приходили в старый дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.

15.Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые, отделяющие простые предложения в составе сложного:

    Дождь сегодня был таким разным (1) и капли неизменно стучали по крышам домов  (2) а по карнизам неслись (3) то ледяные струи (4) то тоненькие ручейки (5) напоминавшие  собой серебряные нити.

 1) 2, 4, 5

 2) 1, 3, 4, 5

 3) 1, 2, 4, 5

    4) 1, 2, 4

16.Установите соответствие:                     

1) Да (=и)                                                   

2)  либо                                                      

3) будто  

4) Да (=но)

5)  то…, то

6)  едва                                        

 7)  если

8) что

А) соединительный

Б)  противительный

В) разделительный

Г) целевой

Д)сравнительный

Е)временной

Ж)условный

З)изъяснительный

И)причинный

17.Укажите сложноподчиненное предложение.

А) Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Б) Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет.

В) Яблони в саду погибли, потому что мыши объели зимой кору.

Г) Горят вечерние звезды, и месяц ласково заглядывает в моё окно.

18.Почему выделенное слово в данном предложении является союзом? 

До отправления поезда оставалось ещё два часа, на станции было тихо И темно.

  1) связывает слова в словосочетания

 2) связывает однородные члены предложения

 3) связывает части сложного предложения

 4) вносит различные значения, эмоциональные оттенки

19.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 

 1) Листья кружатся, а ветер всё сильнее налетает и гудит.

 2) Ночь подошла, и стала на пороге.

 3) Чтобы много знать, надо мало спать.

 4) Вдруг мы увидели, как жаворонок резко изменил направление полёта.

20.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Безветрие ( ) и всё небо залито синевой.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21.В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

  1) ЧТО(БЫ) мне почитать о космосе?

 2) Учитель похвалил нас ТАК(ЖЕ), как и родители.

 3) Она выглядела ТАК(ЖЕ) хорошо, как и накануне.

 4) Эта дверь ТАК(ЖЕ) была открыта.

22.Что объединяет все три союза: как — так и, не то — не то, как будто? Они относятся к…

  1) сочинительным

 2) подчинительным

 3) простым

 4) составным

23.Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

1) Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.

2) Я благодарил друга за(то), что он мне помог.

3) Было холодно, при(том) и тучи появились.

4) Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.

24. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (По)скольку я не имел понятия о том, что(бы) могло изменить ситуацию к лучшему, я решил ничего не предпринимать

2) Что(бы) ни случилось, Сергей не оставит товарища в беде, (по)этому я его уважаю

3) Мы то(же) отдыхали на Кавказе, (по)этому так хорошо знаем эти места.

4) Так(же), как и все, я должен был признать: (по)этому пути пройти было невозможно.

25. Раскрой скобки, запиши. Обозначь союзы и омонимичные части речи:

Я не пошёл в школу за(то) занимался дома. Спрячь меня за(то) дерево, и не найдут. Что(бы)  придумать такого?  При(том) письме было  много фотографий. Что(бы) быть отличником в учёбе, нужно очень много трудиться. От(того) что мне было грустно, я не пошел на выставку.

26.Что делает союз И? Запиши, расставь, где надо, недостающие знаки, объясни графически.

Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. И ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.

27.

Базовый уровень. Придумайте 4 предложения с сочинительным (разделительным), (противительным), подчинительным (временным), (изъяснительным) союзами.

*Повышенный уровень. Придумайте 2 предложения, в которых будут:

     А) два разных сочинительных и один подчинительный союз, причастный оборот;

     Б) один разделительный союз, один причинный, деепричастный оборот.

Обучение  сочинению – рассуждению на тему «Книга - наш  друг  и  советчик»

  1. Беседа по вопросам.

- Какие советы вы могли бы дать самим себе, следуя которым, вы стали бы чемпионом?

- А легко ли, как вы думаете, стать чемпионом?

- Какими качествами должен обладать человек, мечтающий стать чемпионом?

- Вспомните народную мудрость. О чем говорят, что советуют пословицы и поговорки? (Терпение и труд все перетрут. Тяжело в учении – легко в бою. (Суворов) Не разбивши яйца, не сделаешь яичницы. Не для школы, а для жизни учимся.)

- Какие качества и свойства человека определяют следующие фразеологизмы:

Вести свою линию

Брать себя в руки

Пробивать (прокладывать) себе дорогу  

Бить прямо в цель

Не покладая рук

В поте лица

Потом и кровью

Брать с бою

Взять быка за рога

Горит в руках

Землю роет

Засучив рукава

  1. Составление таблицы-схемы.

ЧТОБЫ СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ ….

        нужно

                I.    ТЕЗИС 

        Из этого следует

                ВЫВОД

Обучение  сочинению – рассуждению на тему «Книга - наш  друг  и  советчик»

План:

1) Тезис.

2) Доказательства, аргументы, примеры.

3) Вывод.

Написание сжатого изложения текста художественного стиля

В школе космонавтов

        В космосе полная тишина. Космонавту долгие дни, недели и месяцы придется быть вдали от Земли, от людей. Космонавтов надо подготовить к этому испытанию. Вот в Центре подготовки космонавтов и устроили «класс тишины».

        Маленькая комната: три шага в длину, три шага в ширину. Снаружи она похожа на рубку корабля, а изнутри - на кабину самолета. Дверь у кабины тяжелая, стальная, звуков не пропускает. Для космонавта подготовлено все необходимое: одежда, продукты питания. В кабине достаточное освещение. На стенках полки с книгами, в правом углу умывальник, на столе часы. Космонавт может говорить, его снаружи услышат, а он никого услышать не может.

        По другую сторону двери в просторной светлой комнате трое дежурных внимательно слушают каждое слово космонавта, смотрят на экран телевизора, следят за каждым движением.

        Не знает космонавт, сколько времени ему предстоит провести в «классе тишины». Читает, занимается, выполняет задания. Так проходят дни.

        Трудное это испытание. Но в «классе тишины» провел долгие недели каждый наш космонавт.

Выделите микротемы:

  • Школа космонавтов
  • «Класс тишины»
  • Под наблюдением
  • Трудное испытание

Обучение  сочинению  по  данному сюжету

        Обратить внимание детей на то, что сочинение не по данному началу, а по сюжету. В упражнении ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – дополнить сюжет диалогом, авторской оценкой действий мальчиков, описанием ножика, снегиря.

Контрольный   тест по теме «Служебные  части речи»

А1. В каком предложении нет частицы?

□ 1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.

□ 2) У реки сидел лишь один рыбак.

□ 3) Помочь мне можешь именно ты.

□ 4) Как весело было в парке!

А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

□ 1) (ЧТО)Б ты делал без меня?

□ 2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин.

□ 3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.

□ 4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.

А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) по окончани.. передачи

□ 2) узнал впоследстви..

□ 3) по приезд.. в столицу

□ 4) Молчи, н.. звука!

А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?

□ 1) Ему палец в рот (не)клади.

□ 2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.

□ 3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

□ 4) (Не)выученные уроки беспокоили меня.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

□ 2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.

□ 3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.

□ 4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит мышь.

А6. В каком примере нет речевой ошибки?

□ 1) по прибытию в гостиницу

□ 2) выяснить о том, как делать задание

□ 3) пришёл со школы

□ 4) оплатить проезд

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.

(1)До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (3)Талантливый русский механик - горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.

В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.

В2. Из предложения (2) выпишите союз.

В3. Из предложения (3) выпишите частицу (частицы), укажите её (их) значение.

С1. Напишите небольшое рассуждение о том, почему возникает необходимость в изобретениях.

Изложение  по  тексту  Ф.  Нестерова  «У Иваныча»

Я снова в гостях у Иваныча. Ему за семьдесят, но живёт не по-стариковски. Интересный человек. Глаза — с васильковой искренностью, с голосом обворожительной черёмухи, а душа что распахнутая полевая ромашка.

На стук в дверь никто не ответил. Пришлось войти в избу, окликнув хозяина по имени.

В передней комнате на коленях стоял Иваныч и внимательно разглядывал цветастый палас. Опережая мой вопрос, старик поднял правую руку локтём кверху и, резко опустив её, сказал:

— Сейчас пришёл с огорода. Какую-то букашку на рукаве случайно принёс. Ведь погибнет без еды, пауки утащить могут. Надобно опять в огород отнести.

Неизвестное насекомое размером с маленького муравья, было под цвет зелёно-коричневого паласа. Через короткое время Иваныч уже нёс его на крыльцо в аккуратно завернутом газетном листке.

В этот раз наша беседа проходила не на ступеньках крыльца, как обычно, а дома: комары и мошкара не давали покоя ни людям, ни животным. Вчера соседка тётя Таня, хлопая себя руками по бокам, всё жалела не вовремя вылупившихся гусят: мошки лезли им в ноздри, отчего гусята могли задохнуться и погибнуть.

— Как, Иваныч, называются эти цветы? — кивком головы показываю на керамическую вазу, стоящую на столе.

— Это — зверобой, это — тимофеевка, а это — костёр.

— Опять около дома нарвал и вазу с водой с собой носил?

— А как же? Дольше простоят.

Вокруг дома и огорода Иваныча я часто встречал зелёных и серых ящериц, ужей, ласку, хомяка, ежат, земляных лягушек, кузнечиков и разного сорта муравьёв.

Не спеша поговорили о погоде, предстоящем сенокосе. Вспомнили лето прошлого года.

На прощанье старик показал мне шестерых белых крольчат с чёрными пятнами на боках, спине, носу и щеках.

— Вот мои двухнедельные бабочки.

Крольчата ткнулись носами в решётку клетки и скрылись за перегородкой.

— А ты захаживай ко мне, давай, будь счастлив.

Глаза на этот раз вприщурку, рука подрагивает. Не от возраста или болезни. Нет. Волнуется. Мы с Иванычем как друзья, только не говорим об этом друг другу. Старик рукавом стёр с лица мутные капли пота и пошёл в огород.

Вечерело. Холодная капля росы скатилась вниз по травинке. Земля была тёплой.

(Ф. Нестеров)

СЛАВНЫЙ МАСТЕР

        Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его

изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в

действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они

всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность

часового механизма.

        Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и

осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно

возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас

невозможно не подивиться.

        Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый

час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось представление. ;

Часы Кулибина раскрыли дарование мастера, они являли собой чудо

русской техники. (125 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Выписать из текста и разобрать морфологически

1 в а р и а н т                                      II в а р и а н т

действительное причастие               страдательное причастие

2. Объяснить графически знаки препинания

1 в а р и а н т                                      II в а р и а н т

в третьем предложении                    в первом предложении

первого абзаца                                  третьего абзаца



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по литературе для 8 класса

Планы к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

«Вот злонравия достойные плоды»

(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).

I. Имение Простаковых взято под опеку. Как такое стало возможным?

II. Образы помещиков и творимые ими беззакония.

     1.Госпожа Простакова – «презлая фурия», «госпожа бесчеловечная»:

          А) ее отношение к крепостным и людям низшего звания;

          Б) ее отношения с братом и мужем;

          В) ее слепая любовь к сыну;

          Г) Правдин о госпоже Простаковой.

     2. Простаков:

          А) его незавидная роль в пьесе и в собственном доме;

          Б) к каким плачевным итогам это приводит;

          В) Правдин о Простакове.  

     3. Скотинин как типичный представитель помещичьего сословия.

     4. Митрофан:

          А) грубость по отношению к кормилице и учителям;

          Б) нежелание учиться;

          В) эгоизм по отношению к матери.

     5. Какие беззакония в поместье позволили Правдину взять имение под   опеку?    

III. Как вы понимаете слово «злонравие»? Почему финальные реплики Простаковой

( «Какая же я хозяйка?» и «Нет у меня больше сына!») названы «достойными плодами» злонравия?

Смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

I. Кто такой «недоросль»?

II. Митрофанушка как главный объект сатиры Фонвизина.

     1.Воспитание Митрофанушки.          

     2. Образование Митрофанушки.

     3. Отношение Митрофанушки к кормилице и учителям, поведение в сцене похищения Софьи.

     4. Отношение Митрофанушки к матери до трагической развязки и после нее.

     5. Митрофан как имя нарицательное.    

III. Почему острие сатиры Д.И.Фонвизина направлено против «недоросля»? (Он наследник, будущий помещик, опора государства).

Сочинение на тему: «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

План

Тезисы

  1. Вступление.

- Какое место занимает ВОв в российской истории?

- Почему она навсегда останется в памяти народа?

- Где и как отразилась память о войне?

- Какие именно военные темы поднимались в литературе?

ВОв сыграла очень большую роль в истории России 20 века. Каждого человека в нашей стране она затронула так или иначе (примеры).Большое количество человеческих жертв, разрушения, оставленные войной, навсегда останутся в памяти людей. Война оставила след в семейных альбомах, в архитектуре, в……. и, конечно, в произведениях литературы. Авторы, сами прошедшие войну или жившие сразу после нее во времена голода и разрухи, писали о тяготах военной жизни, о разрушенных семьях, о детях на войне и ….

  1. Основная часть.

- Какое конкретно произведение (или произведения) берем для анализа?

- Какой теме посвящено это произведение?

- Краткий анализ (герои, их характер, зачем автор пишет об этом, что оставляет книга в душе читателя и др.)

Мне особенно запомнилось (понравилось, удивило и т.д.) произведение ………….. В нем автор обратился к теме (затронул тему; показал, как….)…..

…………

  1. Заключение.

- Для чего автор написал это произведение, какое впечатление оно произвело на вас и зачем вообще нужно читать и изучать книги о войне?

Таким образом, автору удалось показать (писатель хотел заставить нас задуматься … и т.д.)…… Для меня это произведение стало…. Я считаю, что книги о войне обязательно нужно изучать в наши дни, потому что….

Итоговая контрольная работа

Часть А. При выполнении заданий этой части выберите номер (номера) правильного ответа.

А1. Какой из жанров литературы не является фольклорным?

а) поэма

б) былина

в) народная песня

г) сказка

А2. Назовите героев исторических песен:

а) М.И. Кутузов

б) Князь Потёмкин

в) Ермак Тимофеевич

г) Емельян Пугачев

А3. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя»?

а) цаплю

б) журавля

в) осиновый чурбан

А4. Кто учил Митрофана, героя комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» математическим наукам?

а) Вральман

б) Кутейкин

в) Стародум

г) Цыфиркин

А5. Выберите трёх отрицательных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

а) Госпожа Простакова

б) Милон

в) Софья

г) Митрофанушка

д) Правдин

г) Вральман

А6. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа ко всей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём.

б) Сторона ль моя, сторонушка. Сторона незнакомая!

в) Береги честь смолоду.

г) Береги платье снову, а честь смолоду.

А7. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

а) о Вороне и Лисице

 б) о Соколе и Змее

в) о Вороне и Орле

г) о Буревестнике и Чайке

А8. Узнайте героя по описанию.

«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

а) Зурин

б) Алексей Швабрин

в) Савельич

г) Емельян Пугачёв

А9. Определите жанр произведения «Мцыри».

а)баллада

б)элегия

в)поэма-исповедь

г)притча

А10. Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе  

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г)  захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

А11.  Действие поэмы «Мцыри» происходит

а) в Грузии

б) в Персии

в) в Азербайджане

г) в Турции

А12. Действие пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» происходит

а) в Москве,

б) в Тульской губернии,

в) в уездном городе

г) в Петербурге

А13. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

а) «Не в свои сани не садись»

б) «На всякого мудреца довольно простоты»

в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

А14. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?

а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером

б) Хлестаков сам признался в обмане

в) проговорился Осип, слуга Хлестакова

А15. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке

б) старушка не хотела отдавать долг франту;

в) у старушки заболела внучка

А16. Откуда был родом Василий Теркин, герой поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»?

а) с Рязанщины;

б) с Орловщины

в) со Смоленщины

А17. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

а) «Помоги себе сам»

б) «Выдача трупов с 3х до 4х»

 в) «Помни о смерти!»

А18. Выберите произведение, написанное Теффи.

а) «Жизнь и воротник»

б) «Куст сирени»

в) «Кавказ»

А19. Какое произведение  принадлежит В.П. Астафьеву?

а) «Фотография, на которой меня нет»

б) «Возвращение»

в) «Пенсне»

Часть В. при выполнении заданий части В запишите ответ в виде слова, словосочетания, числа или пары №-буква.

В1. Построение художественного произведения – это…

В2. Цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее, – это…

В3. Как называется небольшое эпическое произведение с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием?

В4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на преувеличении,  – это…

В5. Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите № - буква

1. Эпилог

А) Момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения

2. Экспозиция

Б) Начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении

3. Развязка

В) Вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц

4. Завязка

Г) Разрешение конфликта в литературном произведении

5. Кульминация

Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий

1

2

3

4

5

В6. Выберите правильную последовательность событий в «Капитанской дочке»

1. Арест Гринёва

2. Поездка Гринёва в Оренбург

3. Захват Белогорской крепости Пугачёвым

4. Дуэль Гринёва со Швабриным

5. Буран в степи

1. __________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________________

Часть С.

Выберите одно из двух предложенных заданий. Внимательно перечитайте то задание, которое выбрали, подберите аргументы к нему и напишите об этом небольшое сочинение (15-20 предложений)

С1. Какие произведения литературы заставили вас задуматься о чести и бесчестье? Назовите их. Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению

С2. Согласны ли вы с высказыванием итальянского поэта Франческо Петрарки   «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, приведя в качестве примера 1–2 произведения художественной литературы.

Ответы:

Часть А

А1 – а

А2 – в,г  

А3 – в

А4 – г

А5 – госпожа Простакова,  Митрофан, Вральман

А6 – в

А7 – в

А8 – г

А9 – в

А10 – г

А11 – а

А12 – в

А13 – в

А14 – а

А15 – а

А16 – в

А17 – б

А18 – а

А19 – а  

 Часть В.

В1 – композиция

В2 – эпиграф

В3 – басня

В4 – гипербола

В5 – 1 – Д

        3 – В

        3 – Г

        4 – Б

        5- А

В6 – 1 – буран в степи

        2 – дуэль Гринёва со Швабриным

        3 – захват Пугачёвым Белогорской крепости

        4 – поездка Гринёва в Оренбург

        5 – арест Гринёва

 

 Максимальное количество баллов 32

С1.  Какие произведения литературы заставили вас задуматься о чести и бесчестье? Назовите их. Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

Указания к оцениванию

Баллы

Дан развернутый ответ в объёме не менее 15 предложений: названы автор произведения (авторы произведений); герои каждого из приведенных произведений, на основе которых строится развернутый ответ, соотносящихся с заявленной темой; аргументирована собственная точка зрения; речевых   и фактических ошибок нет

4

Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевых и/или фактических ошибок, в том числе и в авторстве, названии произведений / собственная точка зрения аргументирована частично

3

Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 и более речевых и/или фактических ошибок / смысл высказывания затемнен / менее 5 предложений

2

Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного  предложения; имеются речевые ошибки, затрудняющие понимание написанного.

1

Ответа нет / не соотносится с вопросом

0

С2. Согласны ли вы с высказыванием итальянского поэта Франческо Петрарки   «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, приведя в качестве примера 1–2 произведения художественной литературы.

Указания к оцениванию

Баллы

Дан развёрнутый ответ в объёме не менее 10 предложений: названы автор произведения (авторы произведений); герои каждого из приведённых произведений, на основе которых строится развёрнутый ответ, соотносящихся с заявленной темой; аргументирована собственная точка зрения; речевых  и фактических ошибок нет

4

Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевых и/или фактических ошибок, в том числе и в авторстве, названии произведений / собственная точка зрения аргументирована частично

3

Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 и более речевых и/или фактических ошибок / смысл высказывания затемнён / менее 5 предложений

2

Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного  предложения; имеются речевые ошибки, затрудняющие понимание написанного.

1

Ответа нет / не соотносится с вопросом

0

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 14 ответов

2 (неудовлетворительно)

14- 24

3(удовлетворительно)

25-34

4(хорошо)

35-36

5 (отлично)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - измерительный материал для 8 класса

В нашей Оренбургской области  в мае проходит региональный экзамен в 4,7,8 классах. Данный материал можно использовать, как итоговую работу по окончанию учебного года в рамках итоговой аттестации ...

Контрольно-измерительный материал для 9го класса по стандартам итоговой аттестации.

Тест можно проводить среди учеников 9 класса. Соответствует требованиям аттестации 9х классов...

контрольно-измерительный материал для 5 класса

Данные контрольно-измерительные материалы можно использовать, работая с любыми учебниками и пособиями по русскому языку для 5 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по ...

Контрольно измерительный материал для 6 класса . Контрольная работа Человек в социальном измерении

Контрольно измерительный  материал  для  6 класса . Контрольная  работа Человек в социальном измерении...

Контрольно-измерительный материал для 6 класса.

Контрольные работы за 1четверть, за 2 четверть, за3 четверть, за год....