Факультатив «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Николаевна

В Концепции модернизации российского образования отводится особое место формированию языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. В связи с этим возросла необходимость в дополнительных занятиях по русскому языку для учащихся, заинтересованных в совершенствовании навыков грамотного письма и культуры речи, а также в углублении знаний по различным разделам лингвистики. Предлагаемая программа курса для учащихся 8 класса, несомненно, отвечает этой необходимости. Курс связан с основным курсом русского языка в 8 классе и направлен, прежде всего, на углубление изучения трудных случаев орфографии и пунктуации. Основным достоинством программы считаем комплексный подход к обучению, что позволит не только повысить языковую культуру и грамотность, но и развить умение анализировать текст и строить высказывания. Поскольку одной из задач курса является повторение материала, изученного в 5-7 классах, на каждом занятии планируется выявление пробелов и закрепление знаний, умений и навыков по отдельным темам курса русского языка 5-7 класса. Автор программы учитывает психологические особенности восьмиклассников, эффективность обучения которых напрямую зависит от интереса к предмету. В связи с этим предполагается широкое использование на уроках разных форм обучения. Парная структура занятий (изучение материала + тренинг) позволяет закрепить изученное и отработать умения и навыки на разнообразном языковом материале. Кроме того, такая организация обучения способствует подготовке к итоговой аттестации и в дальнейшем к ЕГЭ. Программа предполагает также реализацию дифференцированного подхода в обучении. Это, с одной стороны, обеспечит доступность в усвоении теми, кто испытывает в этом затруднения, с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.

Предлагаемая программа рекомендуется для проведения курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 8 классе в средней общеобразовательной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_trudnye_sluchai_punktuatsii_8_klass.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Школа-сад № 7»

Рабочая программа

«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

8 класс

Учитель русского языка и литературы

Волкова Е.Н

Ханты-Мансийск, 2019

2019/2020 учебный год

Составитель: Волкова Елена Николаевна 

Факультатив по русскому языку 8 класс

В Концепции модернизации российского образования отводится особое место формированию языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. В связи с этим возросла необходимость в дополнительных занятиях по русскому языку для учащихся, заинтересованных в совершенствовании навыков грамотного письма и культуры речи, а также в углублении знаний по различным разделам лингвистики. Предлагаемая программа курса для учащихся 8 класса, несомненно, отвечает этой необходимости. Курс связан с основным курсом русского языка в 8 классе и направлен, прежде всего, на углубление изучения трудных случаев орфографии и пунктуации. Основным достоинством программы считаем комплексный подход к обучению, что позволит не только повысить языковую культуру и грамотность, но и развить умение анализировать текст и строить высказывания. Поскольку одной из задач курса является повторение материала, изученного в 5-7 классах, на каждом занятии планируется выявление пробелов и закрепление знаний, умений и навыков по отдельным темам курса русского языка 5-7 класса. Автор программы учитывает психологические особенности восьмиклассников, эффективность обучения которых напрямую зависит от интереса к предмету. В связи с этим предполагается широкое использование на уроках разных форм обучения. Парная структура занятий (изучение материала + тренинг) позволяет закрепить изученное и отработать умения и навыки на разнообразном языковом материале. Кроме того, такая организация обучения способствует подготовке к итоговой аттестации и в дальнейшем к ЕГЭ. Программа предполагает также реализацию дифференцированного подхода в обучении. Это, с одной стороны, обеспечит доступность в усвоении теми, кто испытывает в этом затруднения, с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.

Предлагаемая программа рекомендуется для проведения курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в 8 классе в средней общеобразовательной школе.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая учебная программа «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначена для работы с учащимися 8 класса.

Рабочая учебная программа «Трудные случаи орфографии и пунктуации» по предмету «Русский язык» составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

2. Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов и авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

3. Программы элективного курса «Учись писать грамотно (Трудные случаи правописания)» / Учебные программы элективных курсов по гуманитарному профилю (русский язык и литература): Учеб.-методич. пособие./ Сост.: Мирзаева Т.В., Федотова С.В. - Тамбов: ТОИПКРО, 2004./

4. Учебного плана МБОУ ЦО «Школа-сад №7»  г.Ханты-Мансийска.

Рабочая учебная программа «Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитана на 34 часа. Включает в себя два раздела:

I. Трудные случаи орфографии.

II. Трудные случаи пунктуации.

Предусматривает контроль за знаниями в виде уроков – зачётов по разделам.

Рабочая учебная программа выполняет основные функции.

Структура документа

Рабочая учебная программа включает разделы:

1. Пояснительную записку.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации».

5. Контроль уровня обучености.

6. Информационные источники.

7. Материально-техническое обеспечение.

8. Календарно-тематическое планирование.

Цель курса - обобщение и закрепление полученных знаний по русскому языку за курс 5-8 класса по орфографии и пунктуации.

Задачи:

  • образовательные:
  • систематизировать и углубить знания учащихся по русскому языку,
  • повторить трудные случаи орфографии и пунктуации с целью повышения грамотности учащихся,
  • ликвидировать пробелы в знаниях по русскому языку учеников 8 класса,
  • подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку,
  • развивающие:
  • формировать ключевые компетенции - языковую и лингвистическую,
  • развивать устную и письменную речь учащихся,
  • формировать умение определять и использовать необходимые источники, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах Интернет и др.
  • воспитательные:
  • способствовать формированию у школьников интереса к русскому языку,
  • воспитывать уважение к родному языку как национальному достоянию русского народа,
  • воспитывать настойчивость в достижении целей.

Одной из причин недостаточного усвоения восьмиклассниками орфографических и пунктуационных норм является недостаточное количество уроков, отведенных для обобщения и повторения полученных в 5-8 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний, учащихся о функционировании слова в речи. При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных и морфем. При анализе пунктограмм - употреблению в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенностям пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения).

Для того чтобы деятельность ученика была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому их вниманию предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.

Новизна рабочей учебной программы

Занятия курса предполагают теоретическую и практическую проработку материала, выполнение разнообразных тренировочных упражнений, диктантов (словарных, объяснительных, распределительных),тестов и т.п.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку. Поэтому курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения, более эффективно подготовиться к прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Для реализации программы используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • программированный;
  • проблемный.

Предусматривается использование следующих приемов:

  • выполнение упражнений аналитического характера (выделить, подчеркнуть, сгруппировать, вставить буквы, языковой разбор и т.д.),
  • выполнение упражнений конструктивного характера (составление словосочетаний и предложений по образцу, по модели),
  • анализ текста,
  • тестирование,
  • постановка проблемных вопросов,
  • наблюдение, анализ, сравнение, обобщение,
  • написание диктантов (словарных, текстовых).

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа;
  • работа со словарями, справочниками, другими источниками информации.

Итоговый контроль представляет собой выполнение тестов по материалам, проработанным в ходе занятий курса.

Межпредметные связи русского языка в учебном процессе

Проблема межпредметных связей в обучении - это отражение реально существующей всеобщей связи явлений. О важности и необходимости учета в обучении связи явлений писали Я.А. Коменский, Ф.А. Дистервег, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

Проблема межпредметных связей в дидактике и в частных методиках была одной из ведущих в 60-70-е гг. Ученые видели в межпредметных связях средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся; формирования научного мировоззрения; усиления глубины и прочности знаний; обеспечения успешности обучения, практической направленности обучения; расширения умственного кругозора учащихся.

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи в первом значении - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.

Содержание нашего предмета (об этом говорилось выше) складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.

Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, во-вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения. В первом случае общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.д., во втором случае -на смежных понятиях. Например:

  •  в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
  •  в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
  •  в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;
  •  в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр;
  •  в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление;
  •  в русском языке: группы языков народов России, славянские языки, а в географии: народы мира; народы, населяющие Россию, языковые семьи.
  • в русском языке: презентации, видеоуроки, интернет –ресурсы, а в информатике: использование интернет ресурнов, компьютерных программ.

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений и выступает в двух видах: на уровне языковой нормы (нормативный материал) и на уровне речи (коммуникативный материал). Нормативная связь опирается на общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений в области терминологии по контактирующему предмету. Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале соответствующей науки, усваивая которую школьники учатся выражать свои мысли в связной форме соответствующего жанра научного стиля речи. Например:

  •  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
  •  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
  • в физике: объяснение физических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;
  •  в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;
  •  в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
  •  в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;
  •  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
  •  в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

Учебно-дидактический межпредметный материал русского языка может быть не контекстным и контекстным. В первом случае используются отдельные слова (или тематические группы слов), словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета, во втором - тексты, содержащие отдельные сведения из этих предметов. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.

Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.

На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого языкового материала и особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его), а также временных связей - синхронных или несинхронных.

Сообщение (слово) учителя используется, во-первых, на начальном этапе ознакомления с теми или иными явлениями (например, с нормами литературного языка, с видами работ по развитию связной речи), во-вторых, при знакомстве с явлениями, которые недостаточно известны школьникам (например, с функциями языка, с особенностями употребления языка в разных сферах общественной жизни), в-третьих, если привлекается материал, который на уроках по другому предмету в данный момент еще не изучается. Беседа с использованием межпредметного материала дает большой эффект, если в ней ведется работа над сходными или смежными понятиями, уже изученными или изучаемыми на уроках по другим предметам. В связных ответах учащихся межпредметный материал может фигурировать, если он уже знаком детям и если о нем уже говорилось на уроках русского языка.

Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уроках русского языка. Рассмотрим пути его использования. Понятийно-терминологическая межпредметная связь реализуется при прохождении программного материала в форме сопоставления понятий, изучаемых на уроках русского языка, и понятий, изучаемых на уроках по другим предметам. При сопоставлении одинаковых понятий целесообразно ставить такие вопросы: какие одинаковые факты вы изучали на уроке иностранного языка? Что общего и чем различается род (число, лицо и т.д.) в русском языке и в изучаемом иностранном языке?

Для сопоставления смежных понятий вопросы подбираются в зависимости от специфики контактирующих учебных предметов. Например, при изучении имени числительного в VI классе можно поставить вопрос: в чем отличие в понятии числа на уроке русского языка и на уроке математики? При изучении антонимов в V классе можно поставить вопрос: что составляет языковую основу художественного приема антитезы (на уроке литературы)? При изучении в IX классе общих сведений о языке можно спросить: что вы еще узнали о языке на уроках анатомии (истории, географии)?

Для закрепления полученных знаний целесообразно предлагать учащимся включать в свои ответы межпредметный материал, над которым велась работа в классе.

Коммуникативно-речевая межпредметная связь реализуется в работе над нормами литературного языка при изучении лексики, грамматики и в работе по развитию связной речи. И учитель, и учащиеся должны понимать, что на всех предметах формируются одни и те же коммуникативные умения, но на разном языковом материале, поэтому и необходимы межпредметные связи, которые закрепляют, усиливают формируемые умения.

В связи с работой над нормами (лексическими, орфоэпическими, грамматическими) при ознакомлении с соответствующим языковым материалом целесообразно ставить такие вопросы: как произносятся только что изученные вами термины географии (математики и т.д.)? Как они сочетаются с другими словами? А в каком стиле речи их чаще всего употребляют?

Школьники всех классов тренируются в составлении связных рассказов об изученных нормах. В этих сообщениях необходимо в качестве примеров использовать знакомые термины из других наук, что расширит представление детей о нормах литературного языка, которые регулируют функционирование языка во всех сферах общественной жизни.

В процессе обучения связной речи нельзя не учитывать того, что делается в этом направлении на уроках по другим предметам: в работе над структурой текста, средствами связи в нем его частей, над планом готового текста и создаваемого самим учеником, в работе над разного рода пересказами (подробным, сжатым, выборочным), над сочинениями разного функционально-смыслового типа (повествованием, описанием, рассуждением) и функционального стиля (в первую очередь научного и публицистического).

Межпредметная связь на коммуникативном уровне достигается, во-первых, путем взаимных (желательно еженедельных) консультаций учителей-предметников, работающих в одной параллели, о намечаемой работе по развитию связной речи, во-вторых, в результате бесед с учащимися на уроках русского языка при ознакомлении их с новыми видами работ по развитию речи. Для этого полезно ставить такие вопросы: на уроках какого предмета вы уже работали над планом (подробным пересказом и т.д.)? Чему вы научились в работе над связной речью на уроках математики (биологии и т. д.)? В начале учебного года на первом уроке, специально посвященном развитию связной речи, необходимо рассказать школьникам, чему они научатся не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим предметам. Знание этой перспективы заинтересует детей и в той или иной мере будет способствовать реализации межпредметных связей.

Учебно-дидактическая связь проявляется в использовании на уроках русского языка неконтекстного и контекстного материала учебников и книг для внеклассного чтения по другим школьным предметам. Этот материал необходим, во-первых, для показа специфики соответствующей разновидности научного стиля (математической, географической, биологической и т.д.), во-вторых, для закрепления изученных языковых явлений и для формирования соответствующих им умений и навыков.

Подбирают необходимый дидактический материал как учитель, так и учащиеся. Учитель, ориентируясь на специфику программного материала, составляет обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения по тому или иному предмету. Учащиеся по заданию учителя (либо в классе, либо дома) по этим же источникам выбирают слова, словосочетания, предложения, отрывки, которые затем используются ими для работы по теме. При этом следует помнить, что такое задание не должно превышать по объему упражнений учебника русского языка. Чтобы была ясна межпредметная связь русского языка, к текстам обучающих упражнений, составленных учителем, полезно ставить такие вопросы: из какого предмета взят этот текст? На основании чего вы узнали, что он взят оттуда?

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» обучающиеся должны

знать/ понимать:

  • роль и значение правильного, грамотного письма,
  • принципы русской орфографии и пунктуации,
  • правила орфографии, повторенные в ходе занятий курса,
  • правила пунктуации, повторенные в ходе занятий курса,
  • основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

уметь:

  • применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила,
  • «видеть» орфограммы и пунктограммы, уметь объяснить их,
  • анализировать текст с точки зрения орфографии и пунктуации, производить орфографический и пунктуационный анализ,
  • выполнять корректуру текста (выявлять и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки),
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления,
  • использовать основные приемы информационной переработки текста в учебной деятельности,
  • работать со словарями, справочной литературой, извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе электронных.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

Название темы

Кол-во часов

I

Трудные случаи орфографии

15

II

Урок-зачет

Работа над ошибками

1

1

III

Трудные случаи пунктуации

14

IV

Урок-зачет

Работа над ошибками

1

1

V

Обобщающий урок

1

Итого

34часа

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерные темы, входящие в раздел программы

Число часов на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Трудные случаи орфографии. (15 часов)

Правописание приставок.

1

Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок, оканчивающихся на з/с. Правописание приставок ПРИ/ПРЕ. Трудные случаи правописания приставок ПРИ-ПРЕ. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, самостоятельное выполнение заданий, аудирование,

работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала,

работа над ошибками

Правописание гласных и согласных в корне слов.

2

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. 0 и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И в корне слова. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста.

работа с учебником, самостоятельное выполнение заданий, аудирование,

работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала,

работа над ошибками,

слушание и анализ выступления товарищей.

Употребление Ь и Ъ. Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

1

Правописание разделительных Ь и Ъ. Ь для обозначения мягкости согласного. Употребление Ь в числительных. - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста.

работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала,

работа над ошибками,

слушание и анализ выступления товарищей.

Не с частями речи

2

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи: именами существительными, именами прилагательными, наречиями, глаголами, причастиями и деепричастиями. Орфографический анализ текста.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание сложных существительных, прилагательных. Дефисные написания неопределенных местоимений. Слитные, раздельные и дефисные написания наречий. Правописание служебных частей речи. Дефисные написания в научной и художественной речи.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных и имен прилагательных.

2

Правописание безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Правописание суффиксов причастий.

1

Правописание суффиксов -ущ-ющ- и -ащ-ящ- в действительных причастиях настоящего времени. Правописание гласной перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени. Правописание суффиксов -ем- и –им- в страдательных причастиях настоящего времени. Н и НН в суффиксах причастий. Правописание гласной перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. Орфографический анализ текста.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Правописание суффиксов наречий.

1

Правописание 0 и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи. Орфографический анализ текста.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

1

Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Правописание гласных перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1

Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Урок-зачет.

2

Итоговая тестовая работа. Работа над ошибками.

Самостоятельная работа

Трудные случаи пунктуации.(14часов)

Употребление тире в простом и сложном предложении.

3

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире при вводных предложениях и вставных конструкциях. Тире в бессоюзном сложном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в предложениях с прямой речью, в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Пунктуационный анализ текста.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Обособление второстепенных членов предложения.

3

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотамиОбороты с союзом как. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения. Пунктуационный анализ текста.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений

3

Обращения, знаки препинания в предложениях с обращениями. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи.

Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания в предложениях с вводными словами и вводными конструкциями. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами. Пунктуационный анализ текста.

Слушание объяснений учителя,

работа с учебником, работа с раздаточным материалом,

систематизация учебного материала.

  • Урок-зачет

3

Итоговая тестовая работа. Работа над ошибками.

Самостоятельная работа

  1. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа;

степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается:

для 5 класса – 90-100 слов,

для 6 класса – 100-110 слов,

для 7 класса – 110-120 слов,

для 8 класса – 120-150 слов,

для 9 класса – 150-170 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса - 15-20,

для 6 класса - 20-25,

для 7 класса - 25-30,

для 8 класса - 30-35,

для 9 класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:

в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,

в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,

в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть

в 5 классе – не более 5 слов,

в 6-7 классах – не более 7 слов,

в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании Ы и И после приставок;

В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий; ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок и больше.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения:

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,

в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,

в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,

в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,

в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

степень самостоятельности учащегося;

этап обучения;

объем работы;

четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Для учителя

1.Закон Российской Федерации об образовании.

2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (БУП 2004).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783).

2.Программы

  • Примерные программы по учебным предметам Русский язык. 5-9 классы: проект.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений.–М.: Просвещение, 2011.

3.Локальные акты МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Шадринска:

  • Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».
  • Положение о внутришкольном контроле.
  • Положение о рабочей учебной программе.
  • Положение о текущем контроле.
  • Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
  • Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
  • Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М.: Айрис-Пресс. 2001
  • Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
  • Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 2000.
  • Волгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993.
  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. - М., 1998.
  • Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб.  - М., 1982.
  • Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  • Лукина Я.В. Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. – СПб: «Златоуст», 2001.
  • Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  • Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
  • Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
  • Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. — М., 2002.
  • Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
  • Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 2002.
  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. – М., 1998.
  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М., 2002
  • Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.
  • Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
  • Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.
  • Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
  • Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. – М., 1998.
  • Текучева И. В. Контрольные и проверочные работы: 9 кл. - М., 2002
  • Текучева И. В. Тесты по русскому языку: 9 кл. - М., 2007
  • Учебные программы элективных курсов по гуманитарному профилю (русский язык и литература): Учеб.-методич. пособие./ Сост.: Мирзаева Т.В., Федотова С.В. - Тамбов: ТОИПКРО, 2004.
  • Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей.- М., "Просвещение", 1976.

Для учащихся

  • Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы.- М., "Просвещение", 1987.
  • Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. -М., "Мнемозина", 1997.
  • Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
  • Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: "Просвещение", 1993.
  • Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
  • Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.
  • Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
  • Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
  • Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.
  • Львова С. И. Этимология на службе орфографии. -М, 2002.
  • Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа. – М.: Вако, 2007
  • Охременко Н.В. 100 заданий по теме «Служебные части речи». - М., 2001
  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 2002
  • Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М., 2002.
  • Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
  • Текучева И. В. Контрольные и проверочные работы: 9 кл. - М., 2002
  • Текучева И. В. Тесты по русскому языку: 9 кл. - М., 2007
  • Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М., 2002
  • Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». -М, 1962
  • Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов н/Д, 1998.
  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М.: 2001
  • Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

Интернет-ресурсы

  • Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
  • Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
  • http://www.ege.edu.ru
  • Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
  • Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru
  • wwwHYPERLINK "http://www.gramota.ru/".HYPERLINK "http://www.gramota.ru/"gramotaHYPERLINK "http://www.gramota.ru/".HYPERLINK "http://www.gramota.ru/"ru Грамота – российский образовательный портал
  • wwwHYPERLINK "http://www.philio.msu.ru/".HYPERLINK "http://www.philio.msu.ru/"philioHYPERLINK "http://www.philio.msu.ru/".HYPERLINK "http://www.philio.msu.ru/"msuHYPERLINK "http://www.philio.msu.ru/".HYPERLINK "http://www.philio.msu.ru/"ru Русская фонетика. Интернет-учебник
  • wwwHYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/".HYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/"ruscenterHYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/".HYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/"ru Центр русского языка
  • wwwHYPERLINK "http://www.websib.ru/vmrus".HYPERLINK "http://www.websib.ru/vmrus"websibHYPERLINK "http://www.websib.ru/vmrus".HYPERLINK "http://www.websib.ru/vmrus"ruHYPERLINK "http://www.websib.ru/vmrus"/HYPERLINK "http://www.websib.ru/vmrus"vmrus Всероссийское методическое объединение учителей русского языка и литературы
  • http://www.catalog.alledu.ru Каталог образовательных ресурсов
  • http://www.testland.ru/ Оn-line тесты для всех
  • http://www.1september.ru Издательский дом “Первое сентября»
  • http://teacher.fio.ru/
  • http://www.ychitel.com/ Педагогический журнал «Учитель»
  • httpHYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"://HYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"wwwHYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm".HYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"historyHYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm".HYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"ruHYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"/HYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"freeHYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm".HYPERLINK "http://www.history.ru/free.htm"htm Бесплатные обучающие программы