Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (10 класс)

Баскова Людмила Юрьевна

В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностном подходе, внутри которого выделяются два базовых понятия:  «компетентность» и «компетенция».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baskova_l.yu_.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Баскова Л.Ю.,

преподаватель русского языка и литературы

Формирование  информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

   

 

В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностном подходе, внутри которого выделяются два базовых понятия:  «компетентность» и «компетенция».

В педагогической науке не существует единого подхода к определению данных понятий.  А.В. Хуторской под компетенцией понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности  (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а компетентность  - «это актуальное, деятельностное применение личностью компетенций,  владение человеком соответствующей компетенцией».

Под информационной компетентностью мы понимаем  способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию.

    Компетентностный подход - это

- подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов;

- подход, при котором в качестве результата обучения рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях;

- подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами образования.

    Если рассматривать компетентностный подход в рамках модернизации профессионального образования, то необходимо подчеркнуть, что в качестве основных единиц модернизации образования, определяющих ее качество, выступают ключевые компетенции. Они носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой сфере деятельности. Информационная компетентность является одной из перечня ключевых образовательных компетентностей и носит надпрофессиональный характер.

   Важность ее формирования у обучающихся объясняется тем, что временные рамки обновления информации сегодня сокращаются при одновременном росте ее объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений, что, в свою очередь, требует опережающего типа образования. Поэтому любому специалисту, чтобы быть востребованным на рынке труда, необходимо постоянно усваивать новые знания, постоянно повышать свою квалификацию, быть готовым к изменениям в профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни.

  Нельзя не сказать и о том, что информационный взрыв резко обострил проблемы образования. Знания быстро устаревают и обесцениваются.  Поэтому сегодня перед любым  образовательным учреждением стоит задача  не только сформировать у обучающихся уровень знаний, соответствующий требованиям стандарта, но   и научить  пользоваться этими знаниями, своевременно и самостоятельно их получать, совершенствовать полученные ранее. Все это требует  сформированности информационной компетентности на достаточно высоком уровне.

  В таких условиях перед образовательным учреждением  стоит задача формирования у обучающихся информационной компетентности, которая является не только фактором развития личности, но и важным показателем  профессиональной культуры специалиста.

    Необходимо отметить, что образование в своей основе представляет собой организованную информационную деятельность, в процессе которой личность постепенно приобщается к общечеловеческой культуре, опыту, знаниям. Поэтому от того, как педагоги и обучающиеся  умеют работать с информацией,  зависят основные характеристики образования, в том числе и его качество.

    Информационная компетентность может формироваться  при изучении всех учебных дисциплин, но наибольший вклад в приобретение знаний и умений в области обработки информации вносят такие дисциплины, как русский язык и литература, где формируются представления о типах и стилях текстов, вырабатывается умение работать с различными информационными источниками, перерабатывать информацию.

  На протяжении всего курса изучения русского языка и литературы в рамках колледжа предлагаю обучающимся задания различного уровня сложности, направленные на формирование умений работать с информационными источниками.

В результате выполнения этих заданий обучающиеся  должны научиться:

  • пользоваться оглавлением книги;
  • ориентироваться в текстах учебника, книг, энциклопедий и т.д.;
  • бегло, осознано и правильно читать;
  • выразительно говорить;
  • пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух;
  • самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на занятии художественного, публицистического, научного и научно-популярного текста;
  • работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;
  • различать и создавать научные, официально-деловые, публицистические и художественные тексты;
  • составлять план письменного и устного текстов;
  • создавать письменные и устные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение);
  • создавать тезисы, приводить доказательства, опровержения, делать выводы, писать рецензии, отзывы;
  • писать рефераты, соблюдая требования к данному виду работ;
  • конспектировать текст в соответствии с требованиями.

  Наиболее подготовленным обучающимся предлагаю задания на составление списка использованной литературы и библиографического описания документов в соответствии с ГОСТом.

    Для дифференциации различных уровней сформированности  информационной компетентности можно использовать идею о «ступенях компетентности».

С.А. Дружилов выделяет четыре ступени компетентности:

1.  Бессознательная некомпетентность (Я не знаю, что я не знаю).

2.  Сознательная некомпетентность (Я знаю, что я не знаю).

3.  Сознательная компетентность (Я знаю, что я знаю).

4.  Бессознательная компетентность (уровень мастерства,  часть личности)

   Таким образом, умение работать с информацией, представленной на бумажных и электронных носителях, формирует привычку внимательно читать тексты, критически оценивать написанное, адекватно оценивать уровень своих знаний и область незнания. В конечном итоге, все эти умения способствуют формированию профессиональной компетентности специалиста.

Список использованной литературы

1.Дружилов С.А. Психология профессионализма/ С.А.Дружилов. – Харьков:  Изд-во «Гуманитарный центр», 2017

2.Разуваева Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ / Т.А.Разуваева //  Вестник КГУ.- 2010. - № 1. – с.266-269.та обращения: 30.08.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка

Данный материал носит теоретический характер и посвящён  формированию информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка в основной школе. Актуальность данной темы диктуется потре...

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена приемам формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления на уроках русского языка и литературы...