Воспитанный человек - какой он?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок развития речи  в 5 классе, в ходе которого развивается умение строить высказывание в зависимости от речевой ситуации; поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_vospitannyy_chelovek.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитанный человек -  какой он?

Планируемые результаты:

Предметные: умение строить высказывание в зависимости от речевой ситуации;

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных   способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Добрый день. Ребята, покажите ваше настроение жестами и мимикой (показывают). Я надеюсь, что ваше хорошее настроение будет помощником на сегодняшнем уроке.  Ведь мы с вами обязательно сделаем новые открытия.

- Сегодня на уроке я вам предлагаю выступить в роли экспертов. А знаете ли вы, чем занимается эксперт? (ответы детей)

- Человек, обладающий специальными знаниями что-то оценивающий  (на слайде)

- Мы сегодня будем оценивать на уроке себя и своих одноклассников.

- Но чтобы быть экспертом, нужно обладать особыми качествами, а какими, я вам предлагаю выбрать самостоятельно. На доске размещены качества человека, выберите те, которыми должен, на ваш взгляд, обладать эксперт (аккуратный, активный, вежливый, внимательный, ленивый, исполнительный, находчивый, самостоятельный, скромный, неусидчивый, честный, трудолюбивый, жадный, лживый, обидчивый). (Дети прикрепляют на доску листы с нужными словами).

   - Я думаю, что вы будете внимательными, вежливыми, активными и пунктуальными экспертами.

- Наш урок мне хочется начать со слов из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева (фото), советского и российского филолога, академика Российской Академии наук, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры.  Прочитайте текст про себя.  Приготовьтесь читать его вслух.  

- Кто-то из вас прочтет текст вслух, а остальные ребята попробуют оценить товарища по критериям.  Уважаемые эксперты, давайте попробуем сами определить, по каким критериям мы будем оценивать чтеца.   (ответы детей.  Сами вписывают в таблицу критерии, по которым будут оценивать. Если что-то не назвали, то дополнить)

Критерии оценивания

1

2

3

Общий балл

       «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…

         Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…

         В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

         Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…»                                                                                                                                     (О воспитанности)

Выступление детей по критериям. Обоснование каждого балла.

- Уважаемые эксперты, вернемся к тексту.  Подумайте, о каком важном и таком нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич? (ответы)

- Воспитанный человек -  какой он? Именно на этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.

- А чтобы ответить на вопрос, какого человека считает воспитанным Д.С.Лихачев, предлагаю вам выполнить следующее задание: на ваших рабочих листах прописано начало предложения, вам его необходимо продолжить, опираясь на текст известного филолога.

По мнению Д.С Лихачева, воспитанным человеком можно считать того,  кто___________.....

- Предлагаю осуществить взаимопроверку этого задания. Обменяйтесь рабочими листами с товарищем по парте и оцените ответ по критериям ниже 1 или 0.

Критерии оценивания

1

Слова написаны без ошибок, стоят знаки препинания при однородных членах

2

Выписаны из текста все манеры культурного человека

3

Предложение построено правильно

- Если нашли ошибки у товарища, то укажите их. Обменяйтесь листами.

- Ребята, каждый из вас обожает писать и получать смс. Перед вами смс, которое написано ребенком. Приятно получить такое письмо? Почему?  Вдумайтесь в смысл слов и измените их на обычные, понятные всем. Можно пользоваться подсказкой в рубрике «Слова для справок». Когда будем сочинять письмо, мы должны помнить, о том, что сообщение должно приносить радость. Измените текст с использованием норм литературного языка.

-Давайте проверим вашу работу.

СМС.

Хай! Няшка моя, гоу со мной гулять. Или может мими хочет позырить в свой телек. П.Ж, гоу гулять, отвечаю, будет всё пучком!

Сябки и пакеда.

СМС- __________________.

Хай-____________! Няшка-____________ моя, гоу-__________ со мной гулять. Или может мими-___________ хочет позырить-_____________ в свой телек-____________. П.Ж-___________________, гоу-______________ гулять, отвечаю -__________________, будет всё пучком-__________________!

Сябки-_____________ и пакеда-______________.

Письмо.

Привет! Красивая моя, пойдем со мной гулять. Или может милая хочет посмотреть в свой телефон. Пожалуйста, пойдем гулять, правда, будет всё хорошо!

Спасибо и пока.

- А проверять работу мы будем следующим образом: кто первым выполнит задание, поднимает руку, я проверяю выполнение и одобряю правильные ответы, потом первый правильно выполнивший это задание подходит к ученику, поднявшему руку и проверяет как эксперт выполнение задания и т.д.

- Оказывается, грамотно построенное высказывание, соблюдение норм литературного языка – это тоже один из критериев воспитанности.

- Ребята, мы с вами сказали много о воспитанности. А какого человека, по вашему мнению,  можно считать воспитанным? Предлагаю поработать в группах. Напишите несколько критериев, по которым вы поймете, воспитанный человек перед вами или нет. Когда вы закончите работу, разместите листы на доске.

- Уважаемые эксперты, посовещайтесь и оцените работу групп. Какая группа дала наиболее полный ответ?

- Ребята, обратите внимание еще раз на те записи, которые вы разместили на доске. Я надеюсь, что каждый из вас будет подчиняться правилам воспитанного человека.

- Уважаемые эксперты, попрошу оценить вашу работу на уроке. Пропишите внутри человечка, что вам удалось, в чем испытали трудность, где вам пригодится материал сегодняшнего урока.

- А закончить наш урок хочется словами Антуана де Сент-Экзюпери.  На страницах одного из своих произведений он  писал: “ Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть”.

Спасибо за урок

Критерии оценивания

1

Интонация (соответствие знакам препинания в тексте)

2

Темп чтения (читает не торопясь, четко, громко, показывает эмоции)

3

Правильное произношение слов, правильная постановка ударения

Общий балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллигентный человек. Какой он?

Беседа с элементами дискуссии...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Классный час на тему: Успешный человек. Какой он?

Круглый стол с элементами ситуативного практикума.Цель:  Формировать свое собственное представление об успешности, об условиях становления успешной личности....

Презентация по теме: Успешный человек. Какой он?

Презентация содержит материал по теме: Успешный человек...

Успешный человек. Какой он?

Цель:- формировать свое собственное представление об успешности, об условиях становления успешной личности.- определить качества человека, которые помогают добиться успеха, выявить у себя наличи...

«Успешный человек – какой он?»

Классный час на тему: «Успешный человек – какой он?»...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...