Проект по русскому языку "Грамоте учиться всегда пригодится"
проект по русскому языку (6 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Проект для учащихся 6 класса коррекционной школы по русскому языку.Поднимает проблему орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ».

 

 

 

Выполнила: учитель Кочнева Н.В.

 

 

 

 

 

 

2019 - 2020 уч. год

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современном обществе особое место занимает формирование грамотности у детей, так как резкое и значительное снижение интереса к чтению влечёт за собой безграмотность и отсутствие литературного вкуса и орфографической зоркости.

 Проблема формирования орфографического навыка в коррекционной школе является одной из ведущих в курсе русского языка. Учить  школьников с ограниченными возможностями здоровья правописанию достаточно сложно.

В настоящее время работа по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап - это применение правила на практике на основе алгоритма.

Я считаю, что одна из главных целей на данном этапе обучения - научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, является умение «видеть» и «слышать» орфограмму (орфографическая зоркость) при письме и знать, как найти способ ее проверки.

 Но это и является основными трудностями учащихся: обнаружить орфограмму, найти решение орфографической задачи. Так как это требует владения морфологическим анализом слов, достаточным лексическим запасом, способностью выбирать необходимые проверочные слова.

  Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда  новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая  активность не чужда и детям  с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом,  орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать  правильные варианты ответов, дифференцировать знания,  проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера  в коррекционной школе удобно проводить при работе над словом. Я остановилась на словарно-орфографической  работе на уроке.
Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема  данного исследовательского проекта достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках русского языка.

Задача состоит не только в том, чтобы обучить детей грамоте, но и в том, чтобы сделать процесс увлекательным и развивающим. Русский язык – это интересно, хотя и трудно.

ЦЕЛЬ:

 Найти  орфограммы  русского  языка   на фантиках  от  конфет.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить названия разных конфет.
  2. Формировать орфографическую зоркость.
  3. Вырабатывать устойчивые навыки правописания.
  4. Учить употреблять правила на письме.
  5. Учить успешно преодолевать орфографические трудности.
  6.  Развивать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество,  исследовательская деятельность).     

Объект  исследования: упаковка кондитерских изделий

Предмет  исследования: орфограммы русского  языка

Гипотеза  исследования: в названиях  кондитерских  изделий можно обнаружить орфограммы,  изучаемые на  уроках  русского языка.

Методы  исследования: сравнение, обобщение, систематизация, сравнительный анализ.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Учащиеся шестого класса школы-интерната.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Проект долгосрочный: с ноября 2019 года по март 2020 года.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Погружение в проект.

Начать работать с фантиками от конфет мы с детьми решили случайно, неожиданно.

Зная, что жизнь детей тесно связана со сладостями, конфетами, на одном из уроков в начале 6 класса, когда мы повторяли правило проверки парной согласной в корне слова, я угостила ребят карамельными конфетами «Ягодная».

Дети удивились: «Почему на уроке русского языка – конфеты?».

Были разные предположения.

- Вспомните, как звучит тема урока. Что вы видите на фантиках от конфет?

И мои ученики увидели парную согласную, которая требует проверки, вспомнили, что слово «ягода» - словарное и его написание нужно запомнить. Тогда  я предложила ребятам проводить исследовательскую работу с фантиками от конфет, приносить на урок и защищать свою работу.

Дети превратились в маленьких учёных. Найти фантик с орфограммами, приготовить объяснение каждого правила, а для этого надо заглянуть в учебник, подобрать проверочные слова, да ещё достойно защитить свою работу у доски перед классом: говорить надо кратко и точно (правило и доказательство). Такая работа обязательно оценивается.

В магазине у витрины с конфетами теперь и я сначала нахожу орфограммы в названиях конфет, только потом обращаю внимание на цену.

За 6 месяцев исследований накопилось много фантиков.

Эта работа стала самой любимой работой моих учеников. И тогда я предложила детям выполнить проектную работу.

2.Организация деятельности.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования. Основываясь на этом, я предложила моим ученикам самим выбрать вид работы с фантиками от конфет и форму презентации результатов своей деятельности. Со своей стороны я, конечно, оказала детям помощь: предложила несколько видов, а далее – выбор за ними. Так же помощь оказывали и родители.

    

 3.Осуществление  деятельности.

Класс разделился на две группы. Первая группа готовила карточки для индивидуальной работы на уроках письма и развития речи. Для этого детям нужно было классифицировать фантики в зависимости от орфограмм в их названиях, подобрать различные виды заданий. Все вместе составляли кроссворды, в которых ключевое слово – название конфеты. Но при этом нужно было выполнить условие: все слова в кроссворде должны быть связаны с русским языком. Вторая группа подбирала  загадки, отгадками которых являлись названия конфет.

     4.Презентация результатов.

Свои работы ребята представили на обобщающем уроке, посвященном Международному Дню родного языка «Русский язык – нам есть чем гордиться» 18. 03. 2020года

 

    5.Конечный продукт деятельности.

Конечным продуктом исследовательского проекта стали работы учащихся: индивидуальные карточки для работы на уроках письма и развития речи, кроссворды, загадки, презентация PowerPoint, составленные учителем, на основе собранных материалов

      Вывод: Названия конфет требуют бережного, глубокого изучения  и являются ценнейшим источником для изучения орфограмм русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамоте учиться - всегда пригодится

Познавательная игра по русскому языку для 6-7 классов....

"Грамоте учиться - всегда пригодится".

Познавательная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов способствует воспитанию нравственных качеств у учащихся, развивает интерес к русскому языку как к учебному процессу....

Грамоте учиться - всегда пригодиться Познавательная игра для учащихся 6-7 классов

Цель : привить любовь к великому русскому языку , повысить общую языковую культуру , развить интерес к русскому языку как учебному предмету.Ученики делятся на две команды , или играет весь класс. Веду...

Грамоте учиться – всегда пригодится (познавательная игра для учащихся 6 – 7-х классов по русскому языку)

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету....