Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.
статья по русскому языку (8, 9 класс)

Николаева Валентина Николаевна

Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию в форме педагогической творческой мастерской совместно с психологом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.

Николаева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга;

Хабарова Марина Вячеславовна, педагог-психолог
ГБОУ школы № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относится к универсальным учебным действиям.

Грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, тем самым расширять свой внутренний мир. Грамотность в настоящее время является одним из самых надёжных измерителей интеллектуального потенциала, определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни. За несколько последних десятилетий в педагогический обиход вошли понятия грамотность чтения и читательская грамотность.

Под грамотностью чтения в международных исследованиях понимается «активное, целенаправленное и функциональное использование чтения в различных ситуациях и для различных целей».

Под читательской грамотностью – «понимание и использование, осмысление (рефлексирование) и отношение к чтению с целью достижения собственных целей, наращивания знаний, развития потенциала и участия в жизни общества».

По результатам сравнительных международных исследований выпускники начальных классов показывают высокий уровень читательской грамотности. К сожалению, уровень читательской грамотности у ребят 15 лет по итогам исследования PISA-2018 не радует, наши школьники занимаю 26-36 место из 70.

Это говорит о необходимости целенаправленной работы по обучению чтению не только в начальной школе, но и при изучении школьных предметов в основной школе.

Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения, предполагающая организацию таких действий и операций с текстом, которые способствуют развитию умений у учащихся осмысленного чтения на основе анализа информации и качества своего понимания при взаимодействии с текстом.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа (стратегии)  работы с текстом. На каждом этапе использовались разные приёмы стратегий смыслового чтения, технологии критического мышления и педагогической мастерской.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

С учётом особенностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) нами разработан совместный план работы по организации подготовки к итоговому собеседованию учащихся 9-х классов. Целенаправленное постепенное активное выстраивание смысла учащимися посредством общения с другими учащимися и педагогом являются приоритетными в нашем опыте. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию проводились в форме педагогической творческой мастерской, рассчитанной на два занятия (четыре академических часа).

Первое и каждое последующее занятие начиналось с ритуала приветствия, что необходимо для настроя на дальнейшую работу. Следующий этап – деление на группы с помощью выбора открыток по сюжету (времена года, виды досуга).

Групповое обсуждение активизировало речь перед началом занятия и настраивало на дальнейшую совместную работу. Затем следовало упражнение на концентрацию внимания. При выполнении данных упражнений использовались арт-терапевтические техники.

На первом мотивационном занятии при работе с текстом до чтения используются следующие приёмы: прогнозирование (выбор фотопортрета), предвосхищение чтения (подбор фраз в соответствии с личностью, изображённой на фото), смысловая догадка.

Работа с текстом во время чтения (текст – объект исследования) включает в себя:

  • реконструкцию текста (сравнение двух или более объектов);
  • моделирования текста – пересказ текста с использованием технологической карты (Таблица 1). Данный шаблон использовался при обучении написанию сжатого изложения.

Таблица 1 –  Технологическая карта работы с текстом

Основная мысль текста

Ключевые слова абзацев

Микротемы абзацев (предложение со знаком «тире»)

Пересказ

При подготовке к ИС в прошлом году у обучающихся сложности  с логическим и творческим мышлением были выражены более ярко.  Поэтому был использован метод «шести шляп». Метод  помог  соединить учащихся с различными приоритетами в мышлении, чтобы выработать латеральное мышление на этапе пересказа.

При  подготовке к пересказу текста шаблон в виде тех. карты был не рационален. Метод «шести шляп» помог в образовании эффективных пар  учащихся при работе по методу параллельного пересказа, который  в последние годы активно используется при обучении иностранному языку и переводах с одного языка на другой.

Метод параллельного пересказа помог: лучше понять содержание текста; вызывал интерес у обучающихся (в нашей практике работающие в парах могли опираться на опыт пересказа своего товарища,  тем самым обращая внимание на особенности текста, непонятные им).

На этапе практического применения минигруппам по 2-3 человека предложено задание: а) составить самостоятельно текст в научно – публицистическом стиле, б) подготовить пересказ текста, используя алгоритм, в) подбор цитат г) используя личный опыт, выбрать и принести сюжетные фотографии. Полученный продукт использовался на занятиях в дальнейшей подготовке к итоговому собеседованию.

На втором занятии организовывалась работа над второй частью итогового собеседования: обращение к новой информации и её обработка. Ранее обучающимися был выбран вариант описания сюжета с опорой на фотографию, а при составлении описания использовался кластер описания картин (Рисунок 1), который был разработан совместно с учащимися.

Рисунок 1 – Кластер описания картины

Работа над диалогом включала в себя самостоятельный выбор тем. На данном этапе целесообразно использовать педагогический приём «интервью». Обучающиеся в группах самостоятельно составляли вопросы и при афишировании в роли журналиста и интервьюируемого побывали каждый.

На этапе рефлексии происходит осмысление собственного опыта.

 Заключительным этапом на занятиях являлась релаксация. Наиболее эффективным приёмом являлась работа с глиной/тестом.

По результатам диагностики личностной готовности к собеседованию было отмечено процентное уменьшение тревожности и рост самооценки и стрессоустойчивости (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты диагностики личностной готовности к итоговому собеседованию

Занятия позволили снять эмоциональное и физическое напряжение, у обучающихся появилась личностно-смысловая позиция, позволяющая осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене, закрепились навыки работы с текстом, навыки релаксации. Что очень важно для обучающихся с ЗПР и доказывает эффективность совместной работы учителя русского языка и литературы и педагога-психолога.

Рисунок 3 – Результаты итогового собеседования (соотношение баллов)

Как грамотность чтения, так и читательская грамотность обеспечивают жизнедеятельность человека в обществе. Воплощение в понятии грамотности некоторого образовательного минимума также является общепринятым. Именно поэтому исследуется грамотность чтения, математическая и естественно-научная грамотность как результат определенного этапа обучения в школе.

 Все выпускники получили по итогам собеседования «зачёт» (Рисунок 3), что является показателем сформированности читательской грамотности, а именно, что читатель осознает, зачем он читает, что он читает и для чего будет использовать получаемые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

«Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»

Выступление на педагогическом совещании МАОУ СОШ №28 г. Томска по теме "Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»"...

Урок по физической культуре с использованием технологии смыслового чтения

Обобщающий урок теоретических знаний по физической культуре с использованием технологии смыслового чтения...

Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории

В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся.  Для  систематизации проверяемых элементов предложен кодифика...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

«Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» (удостоверение).

laquo;Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» (удостоверение)....