Прямое и переносное значение слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слов"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Прямое и переносное значения слов»
Предмет: Русский язык Учитель ГБОУ СОШ № 4 Кусто: Горбань Е.М.
Класс: 5
Цель урока: дать понятие о прямом и переносном значениях слов, показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развивать навыки работы с толковыми словарями, формировать познавательную активность.
Задачи урока:
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Научить различать прямое и переносное значения слов в речи.
- Отработка навыков работы с текстом: обнаружение в худ. тексте приемов, основанных на переносном значении слова.
- Формирование навыков работы со словарями.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Поддерживать и расширять интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД: осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, обобщать информацию и анализировать ее, уметь грамотно пользоваться толковыми словарями.
- Регулятивные УУД: понимать учебное задание, устанавливать последовательность действий, определять значимую цель, выделять информацию первостепенной важности.
- Коммуникативные УУД: проявлять готовность к сотрудничеству, уметь отвечать на поставленный вопрос, участвовать в обсуждении.
- Личностные УУД: развивать творческие способности, осознавать успешность своей деятельности.
- Предметные УУД: учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слов, находить метафору и олицетворение в тексте и объяснять их роль; понимать переносные значения в речи, в художественных текстах, объяснять языковые явления.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: комбинированный (лекция, беседа, практикум)
Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.
Формы обучения: индивидуальная и групповая работа
Основные понятия: слово, предложение, текст, значение слова, олицетворение, метафора.
Оборудование урока:
Учебник
Демонстрационные материалы для работы (значения слов из различных толковых словарей).
Образовательные ресурсы к уроку:
https://dic.academic.ru/
https://skazki.rustih.ru/vasilij-belov-katyushin-dozhdik/
https://ru.wiktionary.org/
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке
Предметные результаты анализируются через: письменный контроль усвоения знаний на этапе рефлексии, устные ответы учащихся.
Метапредметные результаты анализируются через: оценку умения пользоваться всеми видами речевой деятельности, приводить аргументы и иллюстрировать свои ответы примерами.
Личностные результаты анализируются через: визуальный контроль способности ребенка активно участвовать во всех этапах урока, использовать для решения учебных задач свой жизненный опыт.
Этап урока | Деятельность учителя | Время | Деятельность учащихся | Умения |
Организационный момент | Приветствие. | 1 модуль (30 минут): 1 минута | Подготовка, настрой на урок. | |
Актуализация знаний и создание учебной ситуации. Мотивация. | К сегодняшнему занятию дети готовили кроссворды из 7 слов на определенную тему. Учитель предлагает в парах обменяться кроссвордами и решить их. На каждом кроссворде подписать, кто составил и кто решил его. Сдать работы. Учитель просит составить предложения со словами на доске. В первом столбике: кислый, золотой, плыть. Во втором столбике: яблоко, лицо, руки, кольцо, облака, лодка. Учитель уточняет: «Что означает кислое лицо?» (Недовольное, грустное) Проблемный вопрос: как понять, что перед нами слово в переносном значении? Учитель обобщает: «Мы на прошлом уроке выяснили, что слова бывают однозначными и многозначными. Очень часто одно или несколько из значений слова могут быть переносными. Наша сегодняшняя тема: «Прямое и переносное значения слов». Диктовка определения. Переносное значение слова – это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании к.-л. сходства. Н., работа кипит, жизнь кипит – проявляется в большой степени. Дорога в лесу / дорога жизни Проговаривание цели урока. | 5 минут 10 минут 10 минут | Решение кроссвордов. Дети в тетрадях составляют предложения, соединяя слова из двух столбиков. Дети подбирают толкования значению и выходят на то, что это значение переносное. Рассуждают на тему многозначности слова и контекста. Запись темы в тетради и определения в справочник.
| Расширение словарного запаса. Осознание своей успешности по выполнении задания. Развитие речевых и аналитических навыков. Развитие умения формулировать устный ответ, обосновывать свою точку зрения. Развитие навыков самоорганизации. Формирование способности ставить новые учебные цели и задачи. |
Практическая работа в группах и представление результатов работы. | Наша цель – научиться определять в речи прямое и переносное значение. Учитель диктует словосочетания для определения прямого / переносного значения слова: горячий спор, горячий суп, золотое сердце, золотые дни детства, заячий мех, заячьи следы, заячья душа, железная руда, железная дисциплина, свежие фрукты, свежие силы, свежая мысль, тонкая тетрадь, тонкий юмор, глухой мальчик, глух к просьбам, глухая стена, высокий холм, высокий порыв, холодное сердце, холодный чай, холодные краски. В словарях переносное значение дается с особой пометкой «перен.». Учитель предлагает детям ознакомится с выдержками из различных словарей и помогает расшифровать отдельные пометы, указывает на различия в подаче информации в разных словарях. В художественных произведениях слова в переносном значении часто используются как средство выразительности. Какие из них вы помните? (Эпитет: ледяной взгляд, железный характер, метафора: зеленое море – лес, небесные жемчужины – звезды, олицетворение – ветер уснул, буря плачет) Учитель предлагает прослушать отрывок из сказки Василия Белова «Катюшин дождик»: «Однажды вышла на небо тучка и заслонила все солнышко. На лугу притихла трава, ласточки и стрижи спрятались в свои домики. Вскоре начался дождь. А гром не гремел, и молния не сверкала, потому что тучка была несердитая. В тот день все были дома. Какой худ.-изобр. прием использует автор в этом отрывке? (Олицетворение.) Какие слова нам помогли это определить? («Тучка несердитая», «притихла трава» – переносное значение). | 4 минуты (перерыв 10 минут) 2 модуль (30 минут): 10 минут 5 минут 5 минут | Учащиеся поднимают правую руку, если звучит прямое значение, и левую - если звучит переносное значение слова. Дети смотрят распечатки из различных словарей, зачитывают и комментируют пометы. Учащиеся вспоминают известные им тропы, приводят примеры. Первый ряд – эпитеты, второй ряд – метафоры, третий ряд – олицетворения. Прослушивание текста, обнаружение худ.-изобр. средств в нем. | Интеграция физической и умственной активности. Освоение теоретического материала на практике. Развитие умения грамотно пользоваться словарями. Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. Актуализация знаний о художественно-изобразительных средствах языка, осознание метапредметной связи с литературой Определение основной и второстепенной информации. |
Творческое задание | Учитель еще раз зачитывает текст и предлагает продолжить сказку и записать в тетрадях, что ответила девочке мама. В ответе требуется отразить, как учащиеся поняли, почему у слов появляется переносное значение. | 6 минут | Дети записывают в рабочих тетрадях продолжение сказки, в котором мама объясняет девочке, что о дожде говорят «пошел», потому что он движется, начинает перемещение в пространстве, подобно движению человека – то есть на основе схожести понятий. | Развитие творческих способностей, осуществление познавательной рефлексии для решения учебных задач. Определение основной и второстепенной информации. |
Рефлексия содержания | Оцените, пожалуйста, в своих тетрадях итоги сегодняшнего урока. Тетради сдаются в конце урока. | 2 минуты | Дети в тетрадях рисуют три вертикальные шкалы с названиями «новое (Н)», «интересное (И)», «полезное (П)», на которых отмечают уровень, соответствующий сегодняшнему уроку, где 0 внизу шкалы. | Оценка собственного уровня удовлетворенности уроком, рефлексия. |
Домашнее задание | Упр. 352. Составьте предложения, в которых бы о речке, морозе, буре, деревьях и снежинках говорилось как об одушевленных предметах (5 предложений). Более сложный уровень: соедините эти предложения в связный текст. | 2 минуты | Дети записывают задание в дневник и определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Самоорганизация, оценка собственных возможностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"
Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...



