Использование информационно- коммуникационных технологий на урока русского языка и литературы. Работа с электронными модулями.
компьютерная программа по русскому языку

В материале излагается принцип работы с электронными модулями и системой Plicers  на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moduli_ftsior.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модулей ФЦИОР и  системы Plichers на уроках литературы

     В старшей школе уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с большим привлечением иллюстративного материала.

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.  

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

ЭОР – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:  предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного .

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов(ЭОР) сегодня очевидна  многим, потому что они

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

  1. Использование Электронных образовательных модулей Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР)  на уроках литературы. ЭОР нового поколения представляет собой интерактивные мультимедийные продукты, обеспечивающие все компоненты учебного процесса, объединяющие модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

  Электронные образовательные модули Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) используются следующим образом: информационные модули – при освоении нового материала; практические – при отработке навыков, умений; контрольные – при проверке знаний учащихся. Работа с модулем предполагает обеспечение каждого обучающегося персональным компьютером, такой урок может проводится в кабинете информатики.

Первое, что следует сделать – зайти на сайт fcior.edu.ru  Затем найти нужный тематический элемент и выбрать необходимый тип электронных учебных модулей (ЭУМ).

На примере урока литературы в 10 классе  можно рассмотреть использование трех типов электронных учебных модулей: ЭУМ информационного типа, ЭУМ практического и ЭУМ контрольного типа. Тема урока – «Философская лирика Ф.И.Тютчева». По данной теме можно предложить несколько видов работы

  1. Работа с информационным модулем может осуществляться в качестве демонстрационного материала, также может быть организована самостоятельная работа учащихся, с последующим составлением таблиц, составлением конспекта.
  2. Работа с ЭУМ практического типа позволят проанализировать стихотворения, заучивать стихотворения наизусть.
  3.  Работа с ЭУМ контрольного типа позволяет осуществить проверку усвоенных знаний, причем данный модуль имеет три уровня сложности, поэтому контроль будет носить дифференцированный характер.
  4.  В качестве иллюстративного материала по данной теме можно также использовать аудиофрагменты записей музыки и декламации стихотворений.

В приведенной ниже таблице представлены перечень используемых ЭУМ и ссылки на Интернет—ресурсы.

Использование системы Plichers на уроках

русского языка и литературы.

  Как с помощью всего одного смартфона быстро провести опрос всего класса?

Три года назад я начала осваивать работу с приложением Plickers, которое позволяет проводит фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и помочь разобраться с его работой — чтобы любой учитель любой школы сразу мог начать использовать Plickers. В приложении за два года появился ряд замечательных нововведений:

  • появились папки для группировки вопросов;
  • появилась возможность добавлять картинку к вопросам;
  • реализована функциональность очереди. 
  • КАК РАБОТАЕТ PLICKERS?

Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке. 

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С PLICKERS

  • один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
  • набор карточек с QR-кодами (о них поговорим чуть ниже);
  • проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Play now. Проектор в целом необязателен, но очень полезен, особенно для создания «вау-эффекта».

ЧТО НЕ НУЖНО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PLICKERS

  • наличие мобильных телефонов у детей. 

КАРТОЧКИ

Карточки представляют собой простые распечатанные бумажки. Идеально — на картоне, в этом случае они прослужат дольше.

Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.

Макеты карточек доступны для скачивания на официальном сайте. Есть 5 различных наборов. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Это позволяет, например, выдать карточку конкретному ученику и отслеживать при необходимости его успехи, сделав опрос персонифицированным. Если же вы не хотите знать результаты конкретного ученика, карточки можно раздавать случайным образом.

Вот доступные на сайте наборы:

  • Standard (стандартный): на один лист А4 влезает 2 карточки, всего — 40 различных карточек. Для 99% школ этого хватит, так как количество учащихся явно меньше 40.
  • Expanded (расширенный): то же самое, что и выше, только карточек 63.
  • Large Font (большие шрифты): варианты ответов A, B, C, D на карточках написаны существенно большим шрифтом. Это подходит, например, для маленьких детей, которым сложно читать мелкие буквы. Но в то же время это сделает более лёгкой возможность подсмотреть ответ соседа.
  • Large Cards (большие карточки): то же, что и стандартный набор, но сами карточки больше размером и на один лист помещается ровно 1 карточка. Всего их тут 40.
  • Large Cards Expanded (большие карточки, расширенный набор): Large Cards плюс Expanded = 63 большие карточки размера А4.

Ещё раз повторимся: для обычной школы стандартный набор является оптимальным выбором.

                     Как создать класс в Plickers 

Самый простой способ — называть классы по их реальному названию. Если у вас есть деление на группы, для каждой группы имеет смысл создать отдельный класс: 9а-1, 9а-2 и так далее.

После того, как классы созданы, возвращаемся в библиотеку (ссылка «Library» сверху) и добавляем вопросы в очередь к нужному классу. Для этого в интерфейсе вопроса (кнопка Expand в правом нижнем углу вопроса) есть кнопка «Add to Queue»

Добавления вопроса в очередь к классу 

Очередь — это последовательность вопросов, которые вы хотите задать указанному классу на ближайшем уроке. После того, как вопрос задан, он исчезает из очереди. Разумеется, на следующий урок его можно добавить опять в очередь, если это необходимо. Эта концепция станет более понятной чуть ниже.

Итого, что у нас имеется на данный момент:

  1. Мы создали папки и вопросы в них.
  2. Мы создали классы, которым мы хотим задать вопросы.
  3. Мы добавили вопросы в очереди соответствующим классам.

Это — подготовительные шаги. Они займут в первый раз некоторое время, но в дальнейшем вам нужно будет только обновлять базу вопросов и составлять очередь. С опытом это будет занимать максимум несколько минут перед уроком.

Теперь переходим непосредственно к процессу опроса

Для опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Play now». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.

В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс:

После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.

Нажимаем на первый вопрос. Вот тут впервые происходит «магия»: как только вы выбрали вопрос на вашем мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Play now. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.

Дети читают вопрос и поднимают карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.

В этом режиме достаточно просто навести телефон на учеников — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, кстати, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» — всё это учтено разработчиками программы. В приложении сразу же показывается базовая статистика распределения ответов. Справа внизу имеется кнопка для очистки статистики. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее — повторяем операцию для остальных вопросов. 

На этом, собственно, основная инструкция и заканчивается. Кратко резюмируем последовательность действий: 

  1. Создаём вопросы.
  2. Создаём классы.
  3. Добавляем вопросы в очереди классов.
  4. Открываем на компьютере сайт Plickers на вкладке Play now
  5. Выводим через проектор.
  6. Раздаём детям карточки.
  7. Открываем мобильное приложение Plickers.
  8. Выбираем класс.
  9. Выбираем вопрос.
  10. Сканируем ответы.
  11. Повторяем пп. 9-10 с остальными вопросами из очереди данного класса.
  12. Анализируем результаты статистики.

КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ PLICKERS?

1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС В КОНЦЕ УРОКА.

Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.

2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС В НАЧАЛЕ УРОКА ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ УРОКУ И/ИЛИ УРОКАМ.

Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.

3. A/B-ТЕСТИРОВАНИЕ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА.

Цель — выяснить, как лучше рассказывать детям тот или иной материал. Берём два класса (или две группы). Рассказываем им один и тот же материал, но по-разному. В конце урока проводим фронтальный опрс и сравниваем результаты.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ / ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ.

При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.

5.АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В ДИНАМИКЕ.

Результаты можно и нужно показывать администрации, которая может контролировать процесс усвоения знаний учащимися. Plickers позволяют реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Роль использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье содержится материал, расрывающий роль ипользования ИКТ в деятельности учителя-словесника....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использовании на уроках русского языка и литературы информационно-куммуникационных  технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Курсовая работа об использовании информационно-коммуникационных технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...