Работа с концептами на уроках русского языка и литературы.
проект по русскому языку

Трофимова Анна Владимировна

Описан опыт работы с концептами нравственности на уроках русского языка и литературы с целью подготовки к сочинению 9.3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация367.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» «Работа с лингвокультурологическими и художественными концептами на уроках русского языка и литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности» Подготовила Трофимова А.В., учитель русского языка и литературы Саранск, 2021г.

Слайд 2

. Цель работы – выявить и описать особенности анализа концепта как лексической работы на уроках русского языка и литературы и средства развития речи учащихся. Задачи исследования: Проанализировать лингвистическую, педагогическую и литературоведческую литературу по проблеме исследования. Изучить сущность понятия «концепт». Описать особенности использования понятия «концепт» на уроках словесности. Предложить схему анализа концепта на уроках русского языка и литературы для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Объект исследования – работа с концептом на уроках русского языка и литературы. Предмет исследования – закономерности, условия и методы изучения понятия «концепт» на уроках русского языка и литературы. Гипотеза исследования состоит в предположении, что систематическое и целенаправленное изучение концептов обеспечит эффективность коммуникативного развития и расширение ценностной картины мира учащихся при разработке определенного методического пути.

Слайд 3

. Термин «концепт» в современной лингвистике Концепт (образовано от латинского слова: conceptus — понятие, понимание, замысел); это содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения; единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; слова-термины и слова-образы, занимающие особое место в национальной и мировой культуре;

Слайд 4

. Концепты русской культуры

Слайд 5

. Основные научные подходы к изучению концепта 1 этап – ассоциативно-образный; 2 этап - ценностный (научно-понятийный); 3 этап- культурная интеграция; 4 этап – социокультурный; 5 этап - концептуальный этап.

Слайд 6

. Вариант работы над концептом: I. Место концепта в картине мира носителей языка. Это справка философско-энциклопедического характера. II. Словарный портрет слова: этимология, значение, системные связи слова, словообразовательные, синтагматические (словосочетание), парадигматические (синонимы, антонимы), лексико-семантические группы, тематические поля и пр. III. Концепт в мудрости народной: фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, приметы и т.д. IV. Текстовый портрет слова (микротексты: афоризмы, высказывания, предложения из текстов) и поэтические и прозаические тексты или их объемные фрагменты. V. Авторские тексты по концепту: сочинение, проекты, статьи, доклады, словарные статьи предполагаемых коллективных словарей концептов.

Слайд 7

. Работа с концептами дает возможность использовать те или иные направления анализа в зависимости от особенностей исходного дидактического материала. Учитывая, что в языковом сознании личности слова актуализированы по степени их известности, концептуальный анализ должен быть избирательным и направленным на неизвестные или малоизвестные обучаемым слова или словосочетания.

Слайд 8

. Реализация работы с концептами на уроках словесности Идея концептуализации: научить рассуждать, устанавливать связи между образами в тексте, находить концепт – некий смысловой сгусток, являющийся обобщением, за которым обнаруживается целая система мыслей, чувств, образов, ситуаций, возможных ассоциативных ходов. Имея перед глазами такую схему, даже средний ученик сможет запомнить концептуальный смысл в произведении в целом и развернуть его впоследствии в сочинении или другой работе.

Слайд 9

. Работа со словом-концептом: 1.Специальные уроки, посвященные изучению слова-концепта; 2.Уроки, где изучаются языковые единицы на материале слова-концепта; 3.Работа над концептом на определенном этапе урока. 4. Исследовательские работы и др.

Слайд 10

Мороз и солнце! День чудесный!.. Мороз и солнце! День чудесный!..

Слайд 11

. Мо-ро́з Существительное , неодушевлённое, мужской род, 2-е скл. Встречается также высок. , поэт. , устар. вариант написания: мраз . Корень: -мороз- Лексическое значение слова «мороз»: низкая температура; место, где сильный мороз; о неприятном ощущении от внезапного страха, ужаса.

Слайд 12

. Ассоциации у детей со слово мороз: «Зима» - 55% «Холод» - 50% «Узоры на окнах» - 36% «Стихотворения А.С.Пушкина» - 27% «Скрип, хруст снега под ногами» - 22% «Праздничное настроение и Дед Мороз с подарками» - 18%

Слайд 13

Происхождения слова «мороз» Корень - « моръ ». В древнеславянских мифах « Моръ », «Мора», «Мара» - богиня смерти, болезней, холода, зла, тьмы, чёрного колдовства. Она дочь Сварога, супруга Кощея, мать Обиды, Мсты, Угомона, Сна, Лени и Мороза. Корень воплощает в себе значение смерти. Теперь понятнее родство таких слов, как «море», «мороз», «кикимора», «мрак», «кошмар», «смерть», «морить», «мерцать» и др.

Слайд 14

МОРОЗ: имена существительные: мороз - в значении «очень холодная погода», морозец (уменьш.), заморозки – легкий утренний мороз осенью или весной, мраз (книжн., устар., высок., трад.-поэт. в значении «мороз»). С инонимы : холод стужа стынь хлад морозец, морозище зазимье зазимок морозик заморозки погода холодрыга морозяка холодина холодюга холодюка трескучий мороз дубняк дубак дубарь, трясучка собачий холод колоту.н Антонимы : з ной , жара, теплынь .

Слайд 15

2) имя прилагательное (в полной и краткой формах) морозный, морозно , т. е. «бывающий во время мороза, морозов, очень холодный». Мороз безжалостный, беспощадный, бодрящий, большой, дикий (разг.), жгучий, жесткий, жестокий, жуткий (разг.), звонкий, здоровый (разг.), злой, злющий (разг.), колкий, колючий, крепкий, крутой, легкий, леденящий, ленивый, лихой (разг.), лютый, маленький, небывалый, невыносимый, непомерный, нестерпимый, обжигающий, отчаянный (разг.), порядочный, противный, свирепый, седой, сердитый, серебряный, двенадцатиградусный, двадцатиградусный.

Слайд 16

3) глагол: морозить в значении «о морозной погоде», подморозить в значении «о наступлении мороза (например, после осенней д ождливой погоды или оттепели)». Мороз скрипит, хрустит, сверкает, потрескивает, крепчает.

Слайд 17

. 4) слово категории состояния морозно в значении «холодно, сильный мороз». Например: На улице же было морозно, а теплый воздух трактира сладостно грел иззябшее тело и разливал по всем членам истому.

Слайд 18

. Слово МОРОЗ в пословицах. Мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает. Мороз не дюж, а всякого гнет. Мороз да нужа — нет их хуже. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет . Береги нос в большой мороз. Загадки со словом. Кто снежинками играет, как букетом белых роз? Кто метелью управляет? Добрый Дедушка ... Мороз . Без рук рисует, без зубов кусает . Фразеологизм. Мороз по коже дерёт

Слайд 19

Приметы со словом «мороз». Если зимой на солнце появляются сережки — будет сильный мороз. У солнца «уши» выросли — к сильным холодам. Если закат пурпурного цвета — значит быть большому снегу или бурану с морозом . Если вокруг Луны появляются красноватый кольца — будет сильный мороз. Туманный круг около Луны — быть метели. Эхо уходит далеко — морозы крепчают . Гром зимою — к сильным морозам, молния — к буре. Иней на деревьях — к морозу, туман - к оттепели. Ночью иней выпадает — днем снега не будет .

Слайд 20

Слово «мороз» в литературных произведениях и их названиях. В.Ф . Одоевский «Мороз Иванович», «Два Мороза», Иванов А. Д. «Загадка Деда Мороза» Ливанов В. Б. «Дед Мороз и лето » Русская сказка «Морозко» Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос ». В ывод , что слово «мороз» используется в значении «Дед Мороз».

Слайд 21

. Выводы: Анализ концепта как вид лексической работы может использоваться учителем русского языка и литературы как при подготовке к изложению, так и при подготовке к сочинению-рассуждению. . . Р абота с концептами на уроке словесности может идти в разных направлениях: 1) упражнения на построение схемы концепта; 2) задания на сравнение схем одного и того же концепта у разных поэтов, писателей, драматургов; 3) работа на « дозаполнение » схемы концепта; 4) задания на классификацию и вычленение средств выразительности внутри концепта. Работа с концептами отличается продуктивностью и результативностью, так как способствует развитию навыков литературоведческого анализа, связной речи школьников, активизации памяти, творческих способностей, воображения, мыслительной деятельности, помогает осмыслить духовные основы нашей жизни, быть более внимательным, бережным и ответственным по отношению к русскому слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»

  По большому счёту урок русского языка  – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...