Задание 5 ЕГЭ
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Исакова Ирина Венедиктовна

Подготовка к ЕГЭ Лексические нормы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые ошибки Лексические нормы

Слайд 2

Какие ошибки называют речевыми? Речевые ошибки - это ошибки, допущенные в употреблении слова. Например: Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Комментарий: Само по себе слово «единственный» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Слайд 3

Употребление слова в несвойственном ему значении Например: Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Комментарий: В данном случае неуместно слово «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение своим поведением, нарушением правил приличия, общепринятых норм поведения. Это слово нужно заменить словом «восхищены».

Слайд 4

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Например: Были приняты эффектные меры. Комментарий: В данном контексте слово «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» - значит «производящий эффект, впечатляющий». Его следует заменить однокоренным «эффективный» - значит «дающий эффект, действенный».

Слайд 5

Неразличение синонимичных слов Например: В конечном предложении автор применяет градацию. Комментарий: В данном случае вместо прилагательного «в конечном» необходимо употребить существительное «в конце».

Слайд 6

Употребление слов иной стилевой окраски Например: Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею . Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет звучать в данном контексте слово «русло».

Слайд 7

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Например: Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Комментарий: Эмоционально-окрашенное выражение «то и дело» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «неоднократно».

Слайд 8

Неоправданное употребление просторечных слов Например: Таким людям всегда удаётся объегорить других. Комментарий: В данном предложении просторечное слово «объегорить» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «обмануть».

Слайд 9

Нарушение лексической сочетаемости Например: Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. Комментарий: Слово «особенности» необходимо заменить словом «средства».

Слайд 10

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Например: молодой юноша очень прекрасный бесплатный подарок Комментарий: В этих словосочетаниях выделенные слова являются лишними, т.к. они дублируют лексическое значение невыделенных слов.

Слайд 11

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Например: В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Комментарий: В данном предложении необоснованно повторяются однокоренные слова. Одно из них следует заменить синонимичным: вместо «рассказ» - «произведение» или вместо «рассказывается» - «повествуется».

Слайд 12

Неоправданное повторение слова Например: Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Комментарий: Во втором предложении повторяющееся слово «герой» уместнее заменить личным местоимением «он».

Слайд 13

Бедность и однообразие синтаксических конструкций Например: Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Комментарий: В данном случае оба предложения построены однотипно: они представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным времени, которое находится перед главным. Чтобы устранить эту речевую ошибку, придаточное во втором предложении можно заменить существительным с предлогом «после разговора».

Слайд 14

Неудачное употребление местоимений Например: Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. Комментарий: Употребление личного местоимения «он» делает второе предложение двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Слайд 15

Будьте внимательны! Не допускайте ошибок! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание № 6 ЕГЭ : лексические нормы

Слайд 2

К нарушению лексических норм, помимо ошибок, связан- ных с паронимией (см. задание №5), приводят следующие языковые явления: незнание семантики (лексического значения) слова, то есть вместо одного слова употребляют другое. Например : отказать под благоприятным предлогом ( благо приятный , т. е. способствующий, помогающий, надо: под благовидным ); достигалось неугодными средствами (неугодный, т. е. нежелательный, надо: неприемлемы- ми); пристально следит за чистотой (пристально, т. е. сосредоточенно, напряжённо, надо: тщательно);

Слайд 3

употребление плеоназмов и тавтология (включение лишних , избыточных по смыслу слов). Например : возвратиться обратно домой; первый пионер.

Слайд 4

Плеоназм — это «оборот речи, в котором сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логического смысла ( свободная вакансия, коренной абориген)» Тавтология —«повторное обозначение уже названного понятия другим, близким по смыслу словом или выражением » ( бежать бегом, снилось во сне ).

Слайд 6

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов, когда изображают повседневную обыденность.

Слайд 7

- ПОВСЕДНЕВНУЮ ОБЫ́ДЕННЫЙ и ( устар. ) ОБЫДЁННЫЙ , - ая , - ое . Повседневный, обыкновенный, заурядный. Обыденное явление. □ Мои мысли отрывались на несколько часов от обыденных семейных забот. Чернышевский, История одной девушки. Какое значение может иногда женщина вложить в самую пустую, самую обыденную фразу. Куприн, Прапорщик армейский .

Слайд 8

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово . Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Сорта новых культур более устойчивы, то есть они лучше трансформируют потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.

Слайд 9

- ПЕРЕДАЮТ

Слайд 10

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 3 . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

Слайд 11

- ДАЛЬНЕЙШЕЙ 3. перен. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. Перспектива отдыха. □ Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь.

Слайд 12

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене .

Слайд 13

-ПЕРВЫЙ Первое выступление артиста на сцене. — Если вы не попадете сегодня в театр, не увидите первого дебюта m -ll e George , то я доставлю вам такое утешение, какого вы не ожидаете. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин . Студенты консерватории поставили «Пиковую даму», и Нина — это был ее дебют — сегодня впервые пела графиню. Каверин, Открытая книга. || Первое публичное выступление на каком-л. поприще. Дебют молодого писателя.

Слайд 14

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово . Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Добиваясь высокой производительности труда, руководство и специалисты добиваются значительной экономии издержек производства .

Слайд 15

- ДОСТИГАЮТ Неоправданный повтор

Слайд 16

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы .

Слайд 17

- ТРУДНЫЕ сложные , трудные - одно и то же . Это тавтология. Можно так : Не без труда удалось решить эти проблемы . ( Проблемы всегда трудные )

Слайд 18

Образцы задания № 6 ЕГЭ Задание 7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу .

Слайд 19

- СИЛЬНЫЙ 3. перен. выделение , выдвижение на первый план в тексте, в произведении и т. п. чего-либо в качестве главного, основного; ударение

Слайд 20

Тематические тренировочные задания Задание 8. Определите, в каких фразах и словосочетаниях есть ошибки. 1) страсть к графомании 2) жители живут однообразной жизнью 3) политический кризис 4) например, такой пример

Слайд 21

- 124 ГРАФОМА́НИЯ , -и, ж. Болезненное пристрастие к писанию, сочинительству. [От греч. γράφω — пишу и μανι ́ α — страсть, влечение]

Слайд 22

Задание 9. Определите, в каком словосочетании нет речевой ошибки. 1 ) в апреле месяце заседали дважды 2) необычный феномен 3) своя автобиография 4) соприкосновение земельных участков

Слайд 23

- 4 1. Положение предметов, при котором их стороны касаются друг друга или находятся в непосредственной близости. Соприкосновение земельных участков.

Слайд 24

Задание 10. Определите, в каких словосочетаниях есть речевые ошибки. 1) народный фольклор 2) объединились воедино 3) муза Пушкина 4) главная суть

Слайд 25

-124 2. перен. Трад.-поэт . Творческое вдохновение, источник его, олицетворяемые обычно в образе женщины, богини. О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич! Пушкин , О муза… || чья или какая. Книжн. Творчество поэта, художника, музыканта и т. д. с его особенностями. Муза Пушкина. □

Слайд 26

Задание 11. Определите, в каком словосочетании нет речевой ошибки. 1 ) ничтожные результаты 2) ценные сокровища 3) тёмный мрак 4) вернуться обратно

Слайд 27

-1 РЕЗУЛЬТА́Т , -а, м. Конечный итог, ради которого осуществляется какое-л. действие. Давыдов вышел от Якова Лукича с пачкой журналов под мышкой, довольный результатами посещения. Шолохов, Поднятая целина. || Показатель чего-л. Наш классный наставник --- объявил нам, что о результатах экзаменов мы узнаем 2 июня. Вересаев, В юные годы. || То, что вытекает как следствие какого-л. действия, явления и т. п.; последствие. Мною овладели вялость и безразличие ко всему, даже к самой смерти. В то же время я понимал, что такое состояние было результатом нервного перенапряжения. Г. Линьков, Война в тылу врага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...