Дидактический материал. Карточки по теме «Сложные предложения» для учащихся 5 класса (В.Г. Короленко «В дурном обществе» (отрывок из произведения «Дети подземелья»)
материал по русскому языку (5 класс)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе отрывка "В дурном обществе" из произведения В.Г. Короленко "Дети подземелья". Карточки помогут закрепить знания учащихся о сложных предложениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактический материал. Карточки по теме
«Сложные предложения»
для учащихся 5 класса (В.Г. Короленко «В дурном обществе»
(отрывок из произведения «Дети подземелья»)
Карточка 1.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню потому что в ней были черты матери.
Местечко где мы жили называлось Княжье-Вено или, проще, Княж-городок.
Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма.
Но вот ещё минута – и вы уже в городе.
Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.
Пруды год от году мелели зарастали зеленью и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах.
Карточка 2.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
У неё кое-где провалилась крыша стены осыпались и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Было время когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений…
Однако настали дни когда среди этого общества, ютившегося под кровом седых развалин, пошли раздоры.
Все видели только что с той стороны спускались в город по утрам самые невероятные и подозрительные фигуры.
Никто не знал откуда у пана Тыбурция явились дети.
На старом кладбище в сырые осенние ночи загорались синие огни а в часовне сычи кричали пронзительно и звонко.
Карточка 3.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Капли росы падали с верхушек трясунки с головок луговых цветов когда я пробирался полями к загородной роще.
Но он смотрел на меня отуманенными глазами и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.
Я помнил её когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину.
Он слишком любил её когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья.
Один раз когда он присел на скамейку и зарыдал я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку.
Я любил её страстно и она платила мне такой же любовью.
Карточка 4.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Я притерпелся к упрёкам и выносил их как выносил внезапно налетавший дождь или солнечный зной.
Когда все углы города сделались мне известны до последних грязных закоулков тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню.
Я храбро взобрался на неё потом он выпрямился и я стал на его плечи.
Когда моя нога коснулась пола я вздрогнул.
Что-то завозилось вверху тряхнуло в воздухе тучею пыли и большая серая масса, взмахнув крыльями, поднялась к прорехе в крыше.
Но вдруг лицо его исказилось от страха; он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с окна.
Карточка 5.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Под престолом что-то сильно завозилось он даже как будто покачнулся и в то же мгновение из-под него вынырнула фигура.
Город утонул в лилово-туманной тени и только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом.
Я не мог себе представить чтобы дети могли жить без «дома».
Густые сумерки залегли над Княжьим-Веном когда я приблизился к забору своего сада.
Над замком зарисовался тонкий серп луны загорелись звёзды.
Я хотел уже подняться на забор как кто-то схватил меня за руку.
Карточка 6.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Я невольно сравнивал её с моей сестрой; они были в одном возрасте.
Он усадил её на траву нарвал цветов и кинул ей; она перестала плакать и тихо перебирала растения.
Кроме того, он часто сообщал мне много нового о чём я раньше и не думал.
Члены «дурного общества» перестали являться в город и я напрасно шатался, скучая, по улицам.
Но вот когда я однажды шёл с опущенною головою по пыльной улице Валек вдруг положил мне на плечо руку.
Я пошёл тихо и часто оглядывался, ожидая что Валек меня догонит.
Карточка 7.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Я остановился в недоумении: передо мной было только кладбище, пустынное и тихое.
Гробница была пуста только в середине пола была вделана оконная рама со стёклами и сквозь эти стёкла зияла тёмная пустота подземелья.
Пока я рассматривал гробницу на гору вбежал запыхавшийся и усталый Валек.
В руках у него была большая булка за пазухой что-то оттопыривалось по лицу стекали капли пота.
Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени под стеной часовни; я последовал туда за ним.
Валек спустился туда и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй.
Карточка 8.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Валек повёл меня по какому-то узкому сырому коридору и мы вдруг вошли в просторное подземелье.
Две струи света резко лились сверху свет этот проходил в два окна.
Струя света падала на её белокурую голову но она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком.
Когда там, над землёй, пробегали облака стены подземелья тонули совсем в темноте.
Я отдал ей яблоки а Валек, разломив булку, часть подал ей.
Уткнувшись в подушку, я горько плакал пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя.
Карточка 9.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Я понял почему он сказал это.
Валек заметно повеселел и оба мы почувствовали себя свободнее.
Около полудня небо насупилось надвинулась тёмная туча и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.
Через несколько минут я освоился с подземельем и мы весело прислушивались как земля принимала широкие потоки ливня.
Сильная рука приподняла меня с полу и я повис в воздухе вниз головой.
Тыбурций быстрым движением повернул меня и поставил на ноги; при этом я чуть не упал так как у меня закружилась голова.
Карточка 10.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Он говорил довольно добродушно но всё-таки я чувствовал себя глубоко оскорблённым.
Девочка доверчиво прижалась к ногам этого урода а он ласково гладил жилистой рукой её белокурые волосы.
Из странной и запутанной речи я понял только что способ приобретения был не совсем обыкновенный.
Я дрожал при мысли что он узнает когда-либо о моём знакомстве с «дурным обществом».
В поле шла жатва листья на деревьях желтели.
Она ни на что не жаловалась только всё худела лицо её всё бледнело глаза потемнели стали больше веки приподнимались с трудом.
Карточка 11.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
На время небо опять прояснилось; с него сбежали тучи и над просыхающей землёй засияли солнечные дни.
Мы каждый день выносили Марусю наверх и здесь она как будто оживала; девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами на щеках её загорался румянец.
Старик подобострастно кланялся и что-то говорил а отец стоял с угрюмым видом и на лбу его резко обозначалась складка нетерпеливого гнева. (Подобострастно – угодливо, льстиво)
Я стал носить в подземелье свои игрушки но и они развлекали девочку только на короткое время.
Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку.
Когда я на этот раз возвратился домой у калитки мне опять попался Януш.
Карточка 12.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Соню я застал с заплаканными глазами а нянька кинула на меня сердитый, подавляющий взгляд и что-то ворчала беззубым, шамкающим ртом.
Отец спросил у меня куда я ходил.
Приказ был очень решителен; ослушаться его я не посмел но не решался также обратиться к отцу за позволением.
Прошло около полминуты и в течение этого времени я чувствовал на себе тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд.
Эти слова упали вдруг на меня так отчетливо и резко что я вздрогнул.
Лицо отца было бледно глаза горели гневом.
Карточка 13.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Я чувствовал как дрожала его рука.
Я съёжился ещё более горькие слёзы жгли мои щёки.
Отец встретил его мрачным и удивлённым взглядом но Тыбурций выдержал этот взгляд спокойно.
Он был серьёзен не кривлялся и глаза его глядели как-то особенно грустно.
Видит Бог он не сделал дурного дела.
Голос Тыбурция дрогнул он странно заморгал глазами но тотчас же встал поставил меня на пол выпрямился и быстро ушёл из комнаты.
Карточка 14.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Выполните схемы предложений.
Теперь передо мной стоял другой человек но в этом именно человеке я нашёл что-то родное.
Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос.
Я знал что теперь никогда уже он не будет смотреть на меня теми страшными глазами.
Вскоре после описанных событий Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли и никто не мог сказать куда они направились теперь.
Потом вокруг часовни стали образовываться обвалы и она стала ещё мрачнее; ещё громче завывают в ней филины а огни на могилах тёмными осенними ночами вспыхивают синим зловещим светом.
Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты. (Обет – обещание, клятва).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...
Дидактический материал по теме "Условные предложения" для 8 класса
В дидактическом материале представлена таблица с тремя типами условных предложений с указанием форм глаголов в главном и придаточном предложениях и примерами трех типов предложений, описание ситуаций,...
презентация по теме "Сложные бессоюзные предложения" для 9 класса коррекционной школы
Эта презентация поможет ученикам без проблем освоить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях...
Дидактический материал по теме "Сложное дополнение"
Дидактический материал по теме "Сложное дополнение"...
Дидактический материал по теме "Сложное предложение. Пунктуация в сложном предложении"
Данный материал предназначен для повторения, обобщения и контроля знаний в 9 классе по теме "Сложное предложение. Пунктуация сложного предложения"...
Дидактический материал по теме "Сложное дополнение"
Карточки для индивидуальной работы...
Дидактический материал по теме "Сложное предложение с разными видами связи"
Данный материал можно использовать для текущего контроля или в качестве дополнительного задания для учащихся....