ОГЭ по русскому языку. Задания по синтаксису и пунктуации
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

В сборнике предложены задания по синтаксису и пунктуации для учеников 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_2021_rya_sintaksis_i_punktuatsiya.docx96.8 КБ

Предварительный просмотр:

Путилин С. С.

ОГЭ 2020 Русский язык

Синт аксис и пунктуация

Путилин С. С.

ОГЭ 2020 Русский язык

Синт аксис и пунктуация

Липецк 2019

Путил ин С. С. г. Липецк

Задание 2

1.

Синтаксический анализ.

Прочит айте текст.

(1) Вс егда его тянуло в ле сные края. (2) Ле с а были его ст растью, его увлечением. (3) Может быть, потому, что ранн ее своё дет ство он провел в Заволжье, в бе зле сных, пыльных, перегоревших от по стоянной засухи землях.

  1. Однажды вечером, сидя на корме парохода вме сте с Анфисой и Татой, он вдруг разговорился и рассказал им свою жизнь.
  2. Никогда и никому он так подробно о ней не рассказыва л. (6) Даже когда у него попросили автобиографию для энци клопедического словаря, он написал всего несколько строк.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложе ний или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. вс егда тянуло (п.1)
  2. леса были (п.2)
  3. он разговорился (и) рассказал (п.4)
  4. о ней не рассказывал (п.5)
  5. попро сили (п.6)

Ответ: ____________________________

2.

Синтаксический анализ.

Прочитай те текст.

(1) Засухи были жестокие. (2) Сухове и. (3) Хлеба сохли на корню. (4) Пух от репейника лет ал, бывало, целыми облакам и, набивался в рот, в но с, прилипал к лицу. (5) Оводы гудели над каждой лошаденкой и коровой тучами. (6) Чёрт знает что! (7) Даже куры сидели на земле, разинув клюв ы, и тяжело дышали. (8) А вода из нашей речонки всё уходила. (9) Оставался один грязный ручеёк, да и тот затаптывали ногами и копытами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текст а. Запишите номера ответов 1) засухи были (п.1)Что мы предлагаем?

  1. хлеба сохли (п.3)
  2. пух лет ал (п.4)
  3. гудели тучами (п.5)
  4. зат аптывали (п.9)

Ответ: ____________________________

Путил ин С. С. г. Липецк

3.

Синтаксический анализ.

Прочит айте текст.

(1) Среди этих горячих и сухих пе сков стояла деревня. (2) Только одинокая ракит а у околицы давала жидкую тень, а дальше вс е избы, дворы и широкая улица были залиты не стерпимым светом, что больно было смот реть.

(3) В деревне было пусто. (4) Редко-редко высунет ся из окна женщина или подбежит к плетню и повиснет на нём, разинув от любопыт ства рот, мальчишка с измазанными ягодой щеками.

(5) Ост ановились около колодца, чтобы налить воды в радиатор и дать о стыть мотору. (6) Высока я ст аруха до ст авала из колодца воду.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматиче ская основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текст а. Запишите номера ответов.

  1. стояла деревня (п.1)
  2. давала тень (п.2)
  3. было пусто (п.3)
  4. о ст ановились (п.5)
  5. дост авала воду (п.6)

Ответ: __________________________

4.

Синтаксический анализ.

Прочит айте текст.

(1) Вершины сосен покачивались теперь совсем рядом. (2) До их блестящей хвои можно было теперь дотянуться руко й. (3) На одной из вершин суетилась, стараясь спрятаться от челов еческих глаз, рыжая белка. (4) На стволе сидел пёстрый дятел. (5) Он недовольно посмотрел на Анфису, будто спрашива л, что ей здесь нужно. (6) Потом перебежал по стволу повыше и с размаху ударил клювом по коре. (7) На самом краю тонких веток вертелись синицы.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. покачивались рядом (п.1)
  2. можно было дотянуться (п.2)
  3. суетилась белка (п.3)
  4. перебеж ал и удар ил (п.6)
  5. на краю вертелись (п.7)

Ответ: __________________________

Пут ил ин С. С. г. Липецк

5.

Синтаксический анализ.

Прочит айте текст.

(1) Июль в этом году был похож на август. (2) Перепадали частые дожди, и на березовых листьях появилась первая желтизна. (3) С запада прояснилось, и чистая заря долго горела над лугами. (4) Эти луга были далеко видны с бугр а, где стояла деревня Бартенево — родина Марии Трофимовны.

(5) Мария Трофимовна ходила в луга вместе с матерью Аграфеной Тихоновной убирать сено. (6) С енокос запоздал из- за дождей. (7) Надо было пользоваться каждым ясным днём, чтобы ворошить с ено и сгребать его в копны.

Укажи те варианты ответов, в которых верно определ ена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. июль был (п.1)
  2. появилась желтизна (п.2)
  3. прояснил о сь (п.3)
  4. деревня Бартенево (п.4)
  5. надо было (п.7)

Ответ: ____________________________

6.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текс т.

(1) Уже вечерело, и сумеречн ое небо подёрнулось багровым отсветом пожара. (2) Ветер всё не стихал. (3) Вышли на узкую про с еку. (4) Сначала Баулин распорядился расширить эту про с еку. (5) Люди начали быст ро вали ть ле с, но прискакал верховой объе здчик, потный, ве сь в с аже, и доложил, что огонь идёт с таким напором, что про с ека его не о ст ановит. (6) Помолчав, Баулин сказа л, что пожар может о ст ановить только одно — вст речный огонь.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматиче ская основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текст а. Запишите номера ответов.

  1. вечерело (п.1)
  2. вышли на про с еку (п.3)
  3. распорядился расширить (п.4)
  4. про с ека не о ст ановит (п.5)
  5. Баулин сказал (п.6)

Ответ: ___________________________

Пут ил ин С. С. г. Липецк

7.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) К о с ени в лесниче стве нача ли ст роить плотину для небольшой гидро ст анции. (2) Ст роили её на реке, в пяти километ рах от девятого кордона. (3) Леонтьев часто ходил на ст ройку. (4) Он несколько раз бывал на ст роительствах, привык к зрелищу изры той земли, кучам щебня и глины, навалу брёвен. (5) Зде сь же его удивляли порядок и забот а о том, чтобы не повредить ни одного деревца. (6) Баулин придирчиво следил за тем, чтобы рабочие берегли окре стный ле с, чтобы материал подвозили к плотине по одной дороге, а не прокладывали для этого де сятки дорог, как вздумает ся шофёрам, и не обдирали бе з нужды деревья.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматиче ская основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текст а. Запишите номера ответов.

  1. начали строить (п.1)
  2. строили на реке (п.2)
  3. он привык (п.4)
  4. не повреди ть (п.5)
  5. Баулин следил (п.6)

Ответ: ____________________________

8.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) В ле сниче стве его провожали как своег о, звали обязательно приехать на будущий год, а Мария Трофимовна и Баулин даже проводили его до города и посадили на парохо д. (2) Они долго стояли на высоком берегу, пока пароход не скрылся за поворотом реки.

(3) Солнце садилось в лугах. (4) Пыль, поднятая стадо м, золотилась над берегом, и долго ещё было слышно с палубы парохо да требовательное мычание коров.

(5) Мария Трофимовна стояла неподвижно, а Баулин долго махал кепкой.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) прово дили и пос адили (п.1)

  1. скрылся за поворотом (п.2)
  2. с адилось (п.3)
  3. было слышно (п.4)
  4. Баулин махал (п.5)

Ответ: _____________________________

Путил ин С. С. г. Липецк

9.

Синтаксический анализ.

Прочит айте текст.

(1) Пашка выбра лся в темноте на опушку, на высокий песчаный обрыв. (2) В ле су было тихо, а на обрыв с лугов тянуло холодом. (3) Прямо под ногами лежала тьма. (4) Но в этой тьме Пашке чудило сь движени е. (5) Оттуда изредка долет ал торопливый грох от. (6) Потом опять всё стихало.

Укажите вариант ы ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложн ого предложения текста. Запишит е номера ответов. 1) выбрался на опушку (п.1)

  1. было ти хо (п.2)
  2. чудило сь движение (п.3)
  3. изред ка долетал (п.4)
  4. стихало (п.5)

Ответ: _______________________________

10.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Машины вс е были заняты, и Коле дали телегу и лошадь. (2) Коля даже обрадовался. (3) По ездка в теле ге была приятнее, чем т ряска в машин е по сосновым корням.

(4) Городок был маленький, наполовину сгоревший во время войны. (5) Улицы были так сильно засыпаны сенной трухой, что телега катилась по ним бе сшум но, как по ковру. (6) От складов с пенькой тянуло сухим приятным запахом, напоминавшим запах вощины. (7) В городском с аду над рекой сварливо кричал и и дрались на деревьях галки.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматиче ская основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текст а. Запишите номера ответов. 1) дали (п.1)

  1. была приятнее (п.3)
  2. городок был (п.4)
  3. тянуло запахом (п.6)
  4. кричали (и) дрались галки (п.7)

Ответ: ______________________________

Путил ин С. С. г. Липецк

ЗАДАНИЕ 3

Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на ме сте которых должны стоять запятые.

1. Однажды летом (1) во время каникул (2) он прочит ал маленький томик Пастернака (3) забытый кем-то из родственников. Стихи (4) к которым (5) он раньше не пит ал никакой склонно сти (6) бу квально пот рясли его.

Ответ: ____________

2. В ларьке было полутемно и прохладно (1) как в т анке (2) с миром его соединяло крохотно е окошко (3) сквозь которое (4) можно было увидеть не сколько берёз в сквере напротив.

Ответ: ___________

3. Михайлов сделал успокаивающий жест (1) раскрыл по следнюю ст раницу блокнот а (2) куда (3) он записывал телефоны сот руд ников (4) и ст ал водить по ст ранице па льцем (5) хмурясь и вздыхая.

Ответ: ___________

4. Он играл, (1) не зная, (2) что Феня прине сла ему земляники, (3) сидит на крылечке, (4) сжимает загорелыми руками концы белого головного платка (5) и, (6) приоткрыв рот, (7) слушает.

Ответ: ___________

  1. На опушку падали косые лучи (1) и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка (2) который (3) бывает у сосновой дощечки (4) освещённой сзади свечой. Ответ: ____________

  1. Чайковский про снулся рано (1) и несколько минут он не двигался (2) прислушиваясь (3) к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно (4) он знал (5) что в лесу лежат ро систые тени.

Ответ: ____________

  1. Я знал на русском Севере крестьян (1) которые (2) были по-настоящему интеллигентн ы. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах (3) умели ценить хорошие песни (4) умели рассказывать (5) с пониманием относились (6) и к чужому горю (7) и к чужой радости. Ответ: ____________

  1. Память (1) и знание прошлого наполняют мир (2) делают его интересным (3) значительным (4) одухотворённым. Если вы не видите (5) за окружающим вас миром прошлого (6) он для вас пуст.

Ответ: _____________

9. Многое из того (1) что вы прочитали (2) поможет понять красоту (3) и ценность увиденного (4) но может (5) отчасти (6) и помешать вашему собственному впечатлению.

Ответ: _____________

Путил ин С. С. г. Липецк

  1. Если мы хотим получить предст авление о каком-либо городе (1) мы ознакомимся (2) прежде вс его (3) с его лучшими здан иями (4) пло щадями (5) памятниками (6) улицами. Ответ: ______________

  1. Иногда ночью (1) просыпаясь (2) Чайковский слышал (3) как (4) потрескивая (5) пропоет то одна (5) то другая половиц а (6) как бы (7) вспомнив (8) его дневную музыку и (9) выхватив из нее любимую ноту.

Ответ: _____________

12. Все это (1) казалось (2) ему слишком пестрым (3) нарядным и быстро увядающим (4) как иные цветы (5) что о сыпаются (6) не успев толком расцвести.

Ответ: ______________

13. Нужно было обладать и сильным воображением (1) и большой любовью к человеку и земле (2) чтобы отдать вс е силы (3) рассчитанной на де сятилетия (4) работе (5) окончания которой ты (6) может быть (7) не увидишь.

Ответ: ____________

14. Вспомнив (1) об этом случае с Чайковским (2) Николай Никитич заговорил о лесах (3) о том (4) что они не только прино сят великую пользу человеку (5) украшают (6) и оздоровляют землю (7) но поддерживают самую жизнь на земле.

Ответ: _____________

15. Это опис ание Ро ссии (1) по мнению Леонтьева (2) не потеряло значения (3) и теперь (4) хотя его т рудолюбивые со ст авители и отличались прист растием к церковной ст арине (5) ярмаркам (6) и помещичьим имениям.

Ответ: ______________

16. От ко сого (1) ут реннего солнца (2) о свещавшего ло снящие ся обугленные стволы (3) изрытую землю (4) воронки с тухлой водой (5) и ржавую проволоку (6) запут авшую всё вокруг (7) этот ле с казался (8) совершенно неправдоподобным видением.

Ответ: ____________

  1. По его словам (1) ничего не могло быть вреднее (2) чем города (3) эти скучные и не здоровые гнёзд а для не скольких миллионов людей (4) те снящихся (5) на ничтожном клочке земли (6) тогда как про сторная и пригодная для жизни земля (7) расстилает ся совс ем рядом. Ответ: _____________

  1. Ради них стоит работ ать (1) преодолевать и побеждать (2) чтобы о ст авить им в наследство эту любимую землю (3) великие ле с а (4) этот чистейший воздух (5) богатые поля и города (6) талантливые книги (7) разумный (8) привлекательный т руд — всё (9) что наполняет жизнь смыслом и радостью.

Ответ: _____________

19. В течение долгих лет (1) пока художник работал над картиной (2) он сделал более ше стисот картин-этюдов (3) причём (4) многие стали самостоятельными произведениями (5) некоторые пейзажи явились открытиями по мастерству изображения света (6) воздуха.

Ответ: _____________

Путил ин С. С. г. Липецк

20. Когда Айвазовский отд ал эти две картины и (1) напис анный с натуры (2) вид Сорренто на художе ственную выставку (3) то (4) неожиданно (5) оказало сь (6) что зрители выражали своё восхищение картинами (7) написанными по памяти (8) а на вид Сорренто не обратили особого внимания.

Ответ: ____________

21. Пока он работ ал в мастерской (1) в других комнатах толпились (2) дожидаясь его (3) художники (4) поэты (5) учёные (6) ино странные туристы.

Ответ: _____________

22. Более века минуло с того времени (1) когда впервые была показана «Боярыня Морозова» (2) но картина Сурикова (3) напис анная (4) на т акую (5) казало сь бы (6) далёкую от современно сти тему (7) по-прежнему привлекает (8) поражает, (9) волнует.

Ответ: _____________

23. С еров любил стоять т ам (1) облокотившись о перила (2) и час ами смот реть на светло е с еверное море (3) пенящее ся под ногами (4) на барахт ающихся в воде (5) мальчиков (6) на финские парусные лодки (7) плывущие куда-то в сторону Петербурга (8) или Кроншт адт а (9) на крикливых чаек (10) проно сящихся низко над водной гладью.

Ответ: ______________

24. К счас тью (1) Печорин был погружён в задум чиво сть (2) глядя на синие зубцы Кавказа (3) и (4) кажет ся (5) вовс е не торопился в дорогу.

Ответ: ________________

25. Звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде (1) и мне ст ало смешно (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди премудрые (4) думавшие (5) что светила небе сные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (6) или за какие-то вымышленные права.

Ответ: _________________

26. Возвратившись со смот р а (1) Кутузов (2) сопут ствуемый авст рийским генералом (3) прошёл в свой кабинет (4) и (5) кликнув адъют ант а (6) приказал подать с ебе некоторые бумаги (7) отно сящие ся до со стояния приходивших войск (8) и письма (9) полученные от эрцгерцога Ферд инанда (10) начальствовавшего передовою армией.

Ответ: _________________

27. Про ст ранная перспектива (1) раскрывавшаяся с возвышения (2) где стояли русские бат ареи (3) защищавшие мо ст (4) то вдруг затягивалась кис ейным занаве сом ко сого дождя (5) то вдруг расширялась (6) и при свете солнца (7) далеко и ясно становились видны предметы (8) точно покрытые лаком.

Ответ: _________________

28. Он испис а л альбомы девочек стихами и нот ами и (1) не про стившись ни с кем из своих знакомых (2) отослав наконец все сорок три тысячи (3) и получив расписку Долохова (4) уехал в конце ноября (5) догонять полк (6) который был уже в Польше.

Ответ: _________________

Путил ин С. С. г. Липецк

29. Две молодые казачки (1) дочери хо зяина избы (2) накрыли стол белой скатертью (3) прине сли хлеба (4) ухи (5) и не сколько штофов с вином и пивом (6) и я вторично оказался за одною трапезою с Пугачёвым (7) и с его страшными товарищами.

Ответ: _________________

30. Кругом (1) теряясь в золотом тумане утра (2) теснились вершины гор (3) как бесчисленное ст адо (4) и Эльборус на юге вставал белою громадою (5) замыкая цепь льдистых вершин (6) между которых уже бродили волокнистые облака (7) набежавшие с восток а.

Ответ: _________________

Путилин С. С. г. Липец к

ОТВЕТЫ

Задание 2

1

3 5

6

1 4 5

2

2 5

7

1 4 5

3

1 3 4

8

5

4

2 3 4

9

2 3

5

2 3

10

1 5

Задание 3

1

1 2 3 4 6

16

2 346 7

2

123

17

1234 6

3

1 2 4 5

18

1 234 5 6 78 9

4

1 2 3467

19

12 3 56

5

12 4

20

3678

6

1 2 4 5

21

1234 5 6

7

1 3457

22

12 3 56789

8

2 3 46

23

1 2 3 4 6 7 9 10

9

1 2 4

24

12345

10

1456

25

123 4 5

11

1 2 345 7

26

1 2356789

12

3 456

27

1 23 4 56 8

13

12567

28

1 246

14

23 4 5 7

29

1 2346

15

1245

30

1 23456 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока в 5классе...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Контрольная работа № 2 по русскому языку по теме "Синтаксис и пунктуация ". 6 класс.

Контрольная работа  по русскому языку в 6 классе по теме "Синтаксис и пунктуация". УМК под редакцией С.И. Львовой....

Презентация по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация"

Презентация содержит теоретический материал, позволяющий легко и доступно объяснить тему....