Урок-конференция Имя в реке времени 6 КЛАСС
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

Происхождение слова имя, ближайшие родственники данного слова. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем. Своеобразие древних русских имен. История имен Иван и Марья. Причуды имен в XX столетии. Имена-трансформеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_imya_v_reke_vremeni.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конференция

Имя в реке времени

6 КЛАСС

Цели урока. Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием; развивать умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам-именам.

Подготовительный этап.

Объединившись в группы по 3-4 человека, подготовьте сообщение по одной из предложенных тем:

- Происхождение слова имя, ближайшие родственники данного слова.

- Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем.

- Своеобразие древних русских имен.

- История имен Иван и Марья.

- Причуды имен в XX столетии.

- Имена-трансформеры.

Собрать материал о своем имени.

План сбора материала:

а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;

б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);

в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся;

г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.

Ход урока

И можно кожу заново сорвать,

Но имя к нам так крепко припечатано,

Что силы нет переименовать,

Хоть каждое затерто и захватано...

А. Тарковский «Имена» 

I. Сообщение темы урока и формы его проведения

Уточняется значение слова конференция (собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, групп); решаются организационные вопросы (избранный председатель объявляет тему конференции «Имя в реке времени» и зачитывает программу конференции); участникам конференции предлагается приготовить свои записные книжки и фиксировать в них основные материалы из выступлений докладчиков; группе «репортеров» приготовиться к сбору материала для репортажа.

II. Вступительное слово учителя

Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает...

Японские художники, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое «я».

Кстати, замечено, что после перемены клички, у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, начиная чуть ли не с ясельного возраста именовать друг друга по фамилиям или, того хуже, по кличкам и прозвищам? Попытаемся и мы разобраться, что означает наше имя. А эпиграфом нашему разговору станут строки из стихотворения А. Тарковского «Имена».

III. Выступления участников конференции Этимология слова имя и однокоренных с ним слов.

Слово имя - очень древнее, и этимология его неясна. Это слово некоторые ученые сближают с древнерусским имъти - «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо»; другие возводят слово к общеславянскому и сравнивают его с древнеиндийским уиуоti -«отделяет», то есть имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Слово имя имеет множество «родственников» в языке, что свидетельствует о живучести и востребованности данного слова в языке. Наиболее часто встречающиеся однокоренные слова:

именной - к имени относящийся (именной знак);

именно - точно, подлинно, буквально;

именовать - называть, давать имя;

наименовать - дать наименование, название, имя; назвать;

именование - называние;

именины - день ангела, личный праздник, приходящийся на день, когда церковь отмечает память одноименного святого;

именинный - относящийся к именинам;

именинник - человек в день своих именин;

именитый - занимающий высокое общественное положение (разг.) знаменитый, прославленный, широко известный;

именительный падеж - начальная форма именных частей речи: существительных, прилагательных, а также причастий, местоимений и числительных.

Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем.

Очевидно, первыми словами на земле были имена собственные. Они нужны для того, чтобы выделить, отметить одного человека в толпе людей. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать называть каждому. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека - эквивалент его души. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.

По словам одного исследователя, в древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы - величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции, например, имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

В старину люди верили, что слово - неотъемлемая часть предмета, как и имя - неотъемлемая часть человека. Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка. В то время верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению. Североамериканский индеец «...относится к своему имени не как к обычному ярлыку, но как к самостоятельной части тела и уверен, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной телесному органу».

Своеобразие древних русских имен

Русскому человеку имя давалось как примета, по которой можно было бы выделить его в семье.

Имя представляло собой своеобразную характеристику: Мал, Бел,Ко- сой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Любава, Забава (по внешним признакам); Добрыня, Храбр, Молчан, Умник, Несмеяна (по черте характера); Ждан, Неждан, Блажен, Любим (по отношению к нему близких людей); Первак, Вторак, Третьяк, Вторуша, Девятуша, Меньшой, Малыш, Пятой (по времени появления в семье); Кожемяка, Селянин (по профессии) и т.д. Впоследствии эти имена стали фамилиями.

В конце X века киевский князь Владимир искал сильного союзника против стенных кочевников, совершавших опустошительные набеги на Русь. Такого союзника он увидел в лице византийского императора. Чтобы скрепить союз, князь Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения необходимо было заменить языческое имя на имя христианское. С этого времени на Руси появились Иваны и Марьи, Петры и Анны, Глебы и Зои.

Любопытно, что в Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения человека. Холопы назывались уничижительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Естественно, что ни о каком отчестве для этой категории людей даже речи быть не могло.

Имена «умалительные» были в большом ходу и использовались в различных значениях: они выражали нежность и ласку (Мишатка, Сенюшка); любовное отношение к князьям (Владимирко, Василько); служили показателями преданности и покорности, понимания своего места на общественной лестнице (Федька, Митька); особый «умалителъный» суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Мстиславец, Ярославец),

Поповские имена писались на -ище (Иванище, Степанище). Знатные люди имели право добавить к полному имени «полуотчество»: Иван Степанов Городец. А аристократическая верхушка имела имя, отчество и фамилию. Причем отчество было равноценно современному: оно оканчивалось суффиксом -ич -. Это тогда вошла в русский язык пословица: «Наши вичи едят одни калачи».

История имен героев русских сказок — Ивана да Марьи

Иван да Марья... Эти имена воспринимаются как символ «русскости». Но мало кто знает, что имена эти имеют совершенно «нерусское» происхождение.

Русское имя Иван испокон веков - «когда-то в Древней Иудее произносилось как Йохоханан, или Йоханаан. И означало это слово «Божия благодать", "Божий дар"» - читаем в книге Л. Успенского. Вместе с учением христиан, зародившимся на иудейской земле, имя с таким привлекательным содержанием распространялось широко по свету. Только каждый народ произносил его на свой лад. Сегодня оно заучит по-гречески - Иоаннэс, по-немецки - Иоганн и Ганс (Ханс), по-итальянски - Джованни, по-эстонски - Юхан, по-латышски - Янис, по-польски -Ян, по-английски - Джон, по-французски - Жан, по-грузински -Иванэ, по-армянски - Ованэс, по-болгарски - Он, по-испански - Хуан, по-португальски - Жоан, по-русски - Иван. Есть и другие варианты: Ион, Ивантей, Еван, Яван, Иванис, Ивач, Иваш. В русском языке есть ласковые варианты этого имени: Ваня, Ванюша; есть и пренебрежительные: Ванька, Ивашка.

И имя Мария, Марья загостилось на Руси, да и прижилось навеки. Толкователи, переведя слово мрийм с древнееврейского языка, дают три значения: то «горькая», то «упрямая», а то «любимая, желанная». У имени Мария множество родственников: Маремьяна, Мариамна (Мариямна), Мариам (Марьям), Марьяна (Марьянна), Маримияния, Марианна (Мария + Анна), Мариэтта, Марионелла, Мари, Мэри, Мери. В русском языке Марию ласково зовут Маша, Маня, Мара, Маруся.

А вот происхождение и значение некоторых имен, воспринимаемых людьми как безусловно русские:

Александр - «защитник людей» (греч.); Алексей - «защитник» (греч,); Афанасий - «бессмертный» (греч.); Архип - «старший всадник» (греч,); Василий - «царский» (греч.); Гаврила - «Божия сила» (евр.); Герасим - «единородный германец» (лат.); Данил (от Даниил) - «Бог - мой судья» (евр.); Евграф - «хорошо пишущий» (греч.); Елисей - «Бог - спасение» (евр.); Захар- «Бог вспомнил» (евр.); Илья - «Яхве - мой Бог» (евр.); Матвей - «дар Яхве» (евр.); Садко - «праведный» (русск./евр.); Анастасия - «воскресшая» (греч.); Варвара - «чужеземная» (греч.); Глафира - «гладкая» (греч.); Екатерина - «чистая, святая, непорочная» (греч.); Елена - «светлая» (греч.); Ефросинья - «радость» (греч.); Наталья - «родная» (лат.); Татьяна - «устроительница», «учредительница» (греч.).

Причуды имен в XX столетии

В 20-х - начале 30-х годов XX в., когда революционные изменения затронули практически все сферы жизни общества, были попытки создать что-то типа святцев на советский манер. Во вновь возникающих именах находили отражение все события и явления новой эпохи. Появились в России маленькие Электрификации, Индустрии, Энергии, Химизации, Тракторины, а среди мальчиков - Днепрогэс, Магнитострой, Донбасс. Вот лишь некоторые наиболее причудливые имена, которыми любящие родители «награждали» своих чад:

Ампер,

Атом,

Босфор,

Вилен(а) - от Владимир Ильич Ленин,

Владлен - от Владимир Ленин,

Вилор — В.И. Ленин + Октябрьская революция,

Гертруда - герой труда,

Даздраперла - от «да здравствует первая лампочка»,

Донара - дочь народа.

Евразия,

Желдора - железная дорога,

Красарма - Красная Армия,

Лагшмивара - лагерь Шмидта в Арктике,

Луначар - от фамилии Луначарский,

Рево и Люция - от «революция»,

М ар лен - марксизм + ленинизм.

Непрерывка - в честь непрерывной пятидневной недели,

Нинель - слово Ленин, прочитанное с конца,

Оюшминальд - от «Отто Юлъевич Шмидт на льдине»,

Пролеткульта - от «пролетарская культура»,

Пятьвчет - от лозунга «Пятилетку - в четыре года!»,

Рэм - от «революция, электрификация, мир».

Имена-трансформеры

Игрушки-трансформеры всем хорошо известны. А знаете ли вы, что есть имена-трансформеры? Дело в том, что порой в языке происходят удивительные вещи, когда имя собственное начинает обозначать предмет, понятие или явление и становится именем нарицательным.

Вы, вероятно, помните древнюю легенду о красавце Нарциссе, который был так влюблен в самого себя, что ничего вокруг себя не замечал. Целыми днями разглядывал он себя в водах ручья, любуясь отражением своего прекрасного лица. Боги рассердились на юношу и превратили его в цветок, Головка белого нарцисса всегда наклонена к земле, как будто он все еще пытается рассмотреть свое отражение, Нарцисс - цветок, но нарциссом теперь называют самовлюбленного человека.

В одном из библейских сюжетов рассказывается о том, как один из учеников Иисуса предал своего Учителя за тридцать сребреников. Звали его Иуда. Он привел солдат в то место, где находился Иисус со своими учениками, подошел к Христу и поцеловал его. Этим он указал солдатам, кого именно они должны арестовать. С тех пор имя этого человека сделалось бранным словом и используется для характеристики человека с продажной душой, предателя.

Несколько легенд существует по поводу слова галиматья. Вот одна из них. Во Франции жил врач. Звали его Галли Матье. Он стал известен тем, что, оказывая своим пациентам медицинскую помощь, неизменно сопровождал советы и рецепты остроумными шутками, анекдотами, каламбурами или остротами, которые больные окрестили галиматьей.

Но не только легенды помогают именам собственным стать нарицательными. Имена реальных людей часто начинают обозначать те или иные явления и предметы. По имени физиков и математиков (Вольт, Ампер, Ом, Кулон, Генри, Фарада) созданы научные термины-единицы: вольт, ампер, ом, кулон, генри, фарада. Персонаж итальянской народной комедии Панталоне, наряженный в широкие штаны, как бы передал свое имя этой принадлежности туалета. Во Франции у клоунов-фокусников было имя Жиль, и они носили своеобразную одежду (курточки-безрукавки). Словом жилет стал называться этот вид одежды. По имени шотландского химика Чарлза Макинтоша, придумавшего способ прорезинивать ткань, называют макинтошами непромокаемые пальто.

Генерал Галифе придумал для кавалеристов необычного покроя брюки - широкие вверху и узкие внизу. До сих пор в армии носят брюки, называемые галифе. В XVIII веке в Англии проживал человек, некто Хулиган, известный своим необузданным характером и диким нравом. Его имя также стало нарицательным. Хулиганами англичане стали называть тех, кто нарушал общепринятые нормы поведения. Именно в таком значении это слово используется и в русском языке.

Стоит говорить о правильности выбора имени, о его благозвучии, соответствии отчеству, эпохе. Вот как описал это Юрий Благой:

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Товий... Муций…Свей... Орест...

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней

-Гелий...Атом...Космодром...

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин... Мельвин...Сельвин…Джон...

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой...Сысой...Кузьма...Фома...

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

IV. Выступления участников конференции -рассказы о своем имени

V. Подведение итогов урока. Обмен впечатлениями

- Придумать уменьшительно- ласкательные варианты имени.

- Придумать другие имена на букву

Закончить нашу конференцию хотелось бы стихотворением

А.С. Пушкина, где содержатся глубокие мысли о воплощенном имени:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных,

Но в день печали, в тишине

Произнеси его, тоскуя:

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока- конференции по биологии "Промысловые рыбы" 7 класс

Открытый урок-конференция по биологии "Промысловые рыбы" в 7 классе проведен в месячник естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся пополнили свой запас знаний о промысловых рыбах, поз...

Урок – конференция по английскому языку в 6 классе на тему «Защита Окружающей среды», “The Earth is in Danger”, по учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой и Н.В. Языковой) 6 класс.

Цель урока - знакомство учащихся с ситуацией, связанной с пандами в мире; учащиеся знакомятся с действиями граждан по охране природы; формирование ответственного отношения к природе, к проблемам окруж...

"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе

         Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...

Урок-конференция по геометрии в 8-м классе по теме: "Пифагор и его теорема"

Цели урока.Воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач, возникающих в окружающем нас мире.Воспитание у учащихся общеучебных уме...

Разработка урока-конференции английского языка для учащихся 7 классов по теме «We live on the same planet – Мы живем на одной планете»

Данная разработка урока английского языка показывает вариант работы по теме «Мы живем на одной планете», изучаемой в седьмом классе общеобразовательных учреждений, использующих УМК «Английский с удово...

Урок-конференция "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс

Урок-конференция на тему "Атомная энергетика: проблемы экологии" 11 класс...

Урок – конференция: «Горы и человек» география 8 класс

Предмет: география Класс: 8 Автор УМК: «География России. Природа и население», под редакцией А.И. Алексеева. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведения. – М.: Дрофа, 2011 Тема: Горы и че...