Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе (учебник: русский язык 6 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Елена Шиндина

Рабочая программа  предмета Письмо  и развитие речи  в 6 «К» классе  предназначена для использования в 6 х классах коррекционной школы.  Учебник 2020 года издания ( 6 поколение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

предмета Письмо  и развитие речи

в 6 «К» классе

(учебник: русский язык 6 класс

Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)

Составила: Шиндина Елена Константиновна

учитель-дефектолог

  1. Рассмотрено на заседании
  2. педагогического совета
  3. протокол №2
  4. «31»  августа 2020 г.

2020- 2021учебный год

Планируемые результаты изучения предмета.

Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Метапредметные отражают:

 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные:

Ученик научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

•использовать орфографические словари.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады,  доверенности и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание учебного материала

Звуки и буквы.

      В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 6 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-6 класса формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Связная речь. Большое внимание в 6 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

 В 6 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

В 5и 6 классах также обращается внимание на графические навыки.  

Словарь

Антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова)

В программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников. Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.

                   

Основные требования к умениям учащихся

        1-й уровень

        • списывать текст целыми словами и словосочетаниями  

        • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов)

       • делить текст на предложения;

       • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;

        • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до       60 слов);

       • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно)

       • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

       • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;

     

       • пользоваться школьным орфографическим словарем

          2-й уровень

       • списывать текст целыми словами;

       • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

      • исправлять текст с помощью учителя;

      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

      • различать части речи по вопросам с помощью учителя;

      • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя

                                 

   Учебно - тематическое планирование в 6 классе

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

I.

Звуки и буквы. Текст.

7 ч.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

II.

Предложение. Текст.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.

III.

Слово. Текст.

22 ч

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых

безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок.

 IV.

Части речи.

75 ч.

Имя существительное.

Род и число имен существительных. Правописание имен существительных. Изменение  существительных по падежам.

Имя прилагательное.

Изменение прилагательного по родам и числам. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

Глагол.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам.

V.

Предложение. Текст.

14ч.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу. Обращение.

VI.

Повторение.

10ч.

Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень.  Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи.  Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

план

факт

1

02.09.2020

Звуки и буквы. Текст.

2

04.09.2020

Алфавит. Звуки гласные и согласные.

3

07.09.2020

Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие.

4

08.09.2020

Правописание звонких и глухих согласных. Письмо по памяти.

5

09.09.2020

Упражнения на закрепление.

6

11.09.2020

Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы».

7

14.09.2020

Работа над ошибками.

8

15.09.2020

Предложение. Текст. Деление текста на предложения.

9

16.09.2020

Выделение главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

 10

18.09.2020

Текст. Распространение предложений в соответствии с планом.

11

21.09.2020

Распространение предложений с помощью рисунков.

12

22.09.2020

Распространение предложений с помощью вопросов.

13

23.09.2020

Однородные члены предложения.

14

25.09.2020

Предложение. Закрепление знаний по теме «Предложение».

15

28.09.2020

Контрольный диктант по теме « Предложение».

16

29.09.2020

Работа над ошибками.

17

30.09.2020

Корень и однокоренные слова.

18

02.10.2020

Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи.  

19

05.10.2020

Приставка. Образование слов при помощи приставки.

20

06.10.2020

Суффикс. Образование слов при помощи  суффикса.

21

07.10.2020

Разбор слов по составу.

22

09.10.2020

Правописание безударных гласных в корне слова.

Словарный диктант.

23

12.10.2020

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

24

13.10.2020

Непроизносимые согласные в корне слова. Письмо по памяти.

25

14.10.2020

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

26

16.10.2020

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

27

19.10.2020

Приставка и предлог. Различение  приставки и предлога. Письмо по памяти.

28

20.10.2020

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

29

21.10.2020

Изложение  «Догадливый хомяк».

30

23.10.2020

Правописание приставок. Письмо по памяти.

31

06.11.2020

Текст. Деление текста на части по данному плану.

32

09.11.2020

Разделительный твердый знак в словах с приставками.

33

10.11.2020

Состав слова. Закрепление знаний.

34

11.11.2020

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

35

13.11.2020

Работа над ошибками.

36

16.11.2020

Сочинение  «К людям за помощью».

37

17.11.2020

Упражнения на закрепление. Словарный диктант.

38

18.11.2020

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

39

20.11.2020

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

40

23.11.2020

Род, число имен существительных.

41

24.11.2020

Имена собственные.

42

25.11.2020

Правописание имен собственных.

43

27.11.2020

Понятие о склонении.

44

30.11.2020

Определение падежей существительных по вопросам. Письмо по памяти.

45

01.12.2020

Именительный падеж существительных( Кто? Что?).

46

02.12.2020

Родительный падеж существительных. ( Кого? Чего?).

47

04.12.2020

Дательный падеж существительных. (Кому? Чему?).

48

07.12.2020

Винительный падеж существительных. (Кого? Что?).

49

08.12.2020

Творительный падеж имен существительных. (Кем? Чем?).

50

09.12.2020

Предложный падеж имен существительных (О ком? О чем?).

51

11.12.2020

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

52

14.12.2020

Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму.

53

15.12.2020

Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний

54

16.12.2020

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».  

55

18.12.2020

Работа над ошибками.

56

21.12.2020

Изложение  «Красивая лиственница».

57

22.12.2020

Упражнения на закрепление.

58

23.12.2020

Упражнения на закрепление.

59

25.12.2020

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

60

11.01.2021

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

61

12.01.2021

Описание человека, животных с помощью прилагательных.

62

13.01.2021

Прилагательные, противоположные по значению.

63

15.01.2021

Изменение прилагательных по родам.

64

18.01.2021

Окончания прилагательных мужского рода. Словарный диктант.

65

19.01.2021

Окончания  прилагательных женского рода.

66

20.01.2021

Определение родовых окончаний прилагательных.

67

22.01.2021

Изложение по плану «Мороз».

68

25.01.2021

Изменение прилагательных по числам.

69

26.01.2021

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.

70

27.01.2021

Сочинение  «Как изменилась природа зимой».

71

29.01.2021

Работа над ошибками.

72

01.02.2021

Упражнения на закрепление.

73

02.02.2021

Проверочный диктант по теме «Изменение имен прилагательных по родам».

74

03.02.2021

Работа над ошибками.

75

05.02.2021

Понятие о склонении прилагательных.

76

08.02.2021

Склонение имен прилагательных в единственном числе.

77

09.02.2021

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

78

10.02.2021

Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

79

12.02.2021

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

80

15.02.2021

Изложение  по плану «Дятел».

81

16.02.2021

Дательный падеж имен прилагательных  мужского и среднего рода.

82

17.02.2021

Винительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

83

19.02.2021

Творительный  падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

84

22.02.2021

Деловое письмо другу.

85

24.02.2021

09.03

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Письмо по памяти.

86

26.02.2021

10.03

Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний.

87

01.03.2021

10.03

Упражнения на закрепление.

88

02.03.2021

12.03

Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе».

89

03.03.2021

15.03

Работа над ошибками.

90

05.03.2021

Деловое письмо-заметка.

91

09.03.2021

16.03

Изложение  по плану и опорным словам «Чем пахнет весна».

92

10.03.2021

17.03

Работа над ошибками.

93

12.03.2021

Упражнения на закрепление.

94

15.03.2021

19.03

Письмо по памяти.

95

16.03.2021

Глагол. Значение глагола в речи.

96

17.03.2021

22.03

Глаголы, противоположные по значению.

97

19.03.2021

Различение существительных, прилагательных и глаголов. Словарный диктант.

98

22.03.2021

23.03

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.

99

23.03.2021

Прошедшее время глаголов.

100

02.04.2021

Будущее время глаголов.

101

05.04.2021

Различение глаголов по временам.

102

06.04.2021

Упражнения на закрепление.

103

07.04.2021

Проверочный диктант по теме « Изменение глаголов по временам».

104

09.04.2021

Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени.

105

12.04.2021

Единственное и множественное число глаголов будущего времени.

106

13.04.2021

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.

107

14.04.2021

Текст. Связь частей в тексте.

108

16.04.2021

Изложение «Веселый волшебник».

109

19.04.2021

Работа над ошибками.

110

20.04.2021

Глагол. Закрепление знаний.

111

21.04.2021

Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по числам».

112

23.04.2021

Работа над ошибками.

113

26.04.2021

Предложение. Текст.

114

27.04.2021

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Словарный диктант.

115

28.04.2021

Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.

116

30.04.2021

Однородные члены предложения без союзов. Письмо по памяти.

117

03.05.2021

Однородные члены предложения с союзом И. Однородные члены предложения без союзов и союзом И.

118

04.05.2021

Сочинение по картине «Ярмарка» Б.М. Кустодиева.

119

05.05.2021

Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении.

120

07.05.2021

Предложение. Закрепление знаний.

121

10.05.2021

Контрольный диктант по теме «Предложение».

122

12.05.2021

Работа над ошибками.

123

14.05.2021

Повторение. Состав слова.

124

17.05.2021

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

125

18.05.2021

Имя существительное.

126

19.05.2021

Имя прилагательное.

127

21.05.2021

Глагол.

128

24.05.2021

Упражнения на закрепление. Словарный диктант.

129

25.05.2021

Годовой контрольный диктант

130

26.05.2021

Работа над ошибками.

131

28.05.2021

Повторение.

132

31.05.2021

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Работа прочитана на педагогических чтениях " Деятельностный подход в образовании"...

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

Урок по развитию речи в 6 классе "Русский язык есть дружбы язык, и в этом его назначение"

Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 535 Калининского района г. Санкт-Петербурга     ...

Урок развития речи с элементами интеграции (Русский язык и рисование)

Урок развития с элементами интеграции (Русский язык и рисование)...

Статья "Развитие речи школьников на уроках русского языка"

Главной  задачей в развитии речи школьников является  формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.  Это возмо...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...