Элективное занятие по русскому языку в 11 классе
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Баранихина Наталия Николаевна

Комплексная подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_11.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Элективное занятие по русскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ

Тема занятия: Комплексная подготовка к ЕГЭ

Название занятия: «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков!»

Класс: 11

Тип занятия: повторительно-обобщающий

Вид занятия: исследование-практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цель занятия: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку с учетом заботы о собственном здоровье.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- закрепление и расширение знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм;

- развитие навыка анализа, сопоставления, обобщения; продолжение работы по развитию речи учащихся;

- отработка умения строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

- совершенствование речевой культуры обучающихся.

Метапредметные:

- умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий;

-  совершенствование  умения аргументировать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей;

- умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в нем, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Личностные:

- выработка позитивного отношение к своему здоровью, к саморегуляции, к самоконтролю;

- создание у учащихся положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-  воспитание потребности оценивать свою деятельность и работу товарищей;

-  осознание ценности совместной деятельности;

-  воспитание культуры речи, любви и внимания к слову, бережного отношение к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Перед вами лежат рабочие листы. Подпишите фамилию и число.

Мотивация

-Скажите, легко ли учиться в 11 классе? Почему?

-Вспомните, совсем недавно вы писали итоговое сочинение. Вы сильно переживали? Боитесь ли будущих экзаменов? Взгляните на экран. Узнаете себя?

- Как вы думаете, после сдачи экзаменов вам больше не придётся волноваться?

На протяжении всей жизни нас ждут различные испытания. Каждое из них – удар по нашей нервной системе. Но неужели наша жизнь – это только преодоление препятствий и нервное перенапряжение? Или мы просто неправильно смотрим на вещи?

-Хотите взглянуть на проблему с другой точки зрения?

Тогда я предлагаю вам познакомиться с текстом американского писателя и психолога - Дейла Карнеги.  (текст на столах у учащихся)

Актуализация

  • Чтение текста

- Вы заметили в тексте много пропусков.

- Что нам необходимо сделать прежде, чем приступить к анализу текста?

(поработать над орфограммами и пунктограммами)

 Работать вы будете самостоятельно, занося свои ответы в рабочий лист. За консультацией вы можете обращаться к участникам своей группы.

  • Работа над  орфограммами и пунктограммами. Тестирование. Взаимопроверка.

(Дается время на самостоятельную работу)

- Давайте проверим ответы 1,2,3 групп

  1. Вставьте пропущенные буквы и выпишите слова с

1 группа: с безударной проверяемой гласной в корне;

2 группа: с чередующейся гласной в корне;

3 группа: с безударной непроверяемой гласной в корне.

     Скл..нить, потр..сения, ущ..мление, к..лонисты, выр..сло, г..гантский,т..желые, напом..нать, заб..левания, н..секомое, пол..гать.

        Потрясение            Склонить                 Колонисты

              ущемление            выросло                  гигантский

               тяжелый                 напоминать            насекомое

             заболевания          полагать

  1. Укажите ряд, где пропущена одна и та же буква:
  1. Ра..терзание, ра..думывая, бе..смертные;
  2. Пр..грызли, п..селения, з..бывать;
  3. Пр..зирать, непр..рывные, пр..одолеть.

  1. Растерзание, раздумывая, бессмертные;
  2. Прогрызли, поселения, забывать;
  3. Презирать, непрерывные, преодолеть.

                                                                                Ответ: 3

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО:
  1. Ведь именно (не)значительные удары по нашему чувству собственного достоинства вызывают половину сердечных заболеваний в мире.
  2. (Не)напоминаем ли мы этого сражающегося лесного великана?
  3. (Не)позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков.
  1. Ведь именно незначительные (прилагат. = мелкие) удары по нашему чувству собственного достоинства вызывают половину сердечных заболеваний в мире.
  2.   Не напоминаем (НЕ с глагол.) ли мы этого сражающегося лесного великана?
  3.   Не позволяйте (НЕ с глагол.) себе расстраиваться из-за пустяков.

                                                         Ответ: 1

  1. Укажите цифры, на месте которых пишется НН:

Мы часто мужестве(1)о ведём себя при тяжелых жизне(2) ых потрясе(3)иях, но постепе(4)о позволяем бесчисле(5)ым пустякам свалить нас.

Ответ: 1,2,4,5

  1. Определите, в котором предложении выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО:
  1. Жизнь слишком коротка, что(бы) растрачивать её на пустяки.
  2. (В)течение своей долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний.
  3. Оно выстояло, (за)тем полчища мелких жучков стали подтачивать его.

Ответ: 2

  1. Расставьте знаки препинания, укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Нам остаётся жить на этой земле (1) лишь несколько десятилетий (2) а мы теряем столько невозвратимых часов (3) раздумывая об обидах (4) о которых (5) мы через год забудем.

                                                        Ответ: 2,3,4

  1. Расставьте знаки препинания, найдите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую:
  1. (В)течение долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний и бесчисленные бури и лавины четырех веков бушевали около него.
  2. Насекомые прогрызли кору и постепенно сокрушали внутреннюю силу дерева своими непрерывными укусами.
  3. Нет давайте посвятим свою жизнь достойным человека действиям и чувствам пусть нас вдохновляют великие мысли.        Ответ:1

- Кто из вас сделал все задания правильно?

Текст почти восстановлен, кроме предложения №10.

- Подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в предложении №10

- Какое значение имеет этот союз?

(противительное)

  • Самостоятельная работа

Задание по группам

- А теперь каждой группе предстоит обсудить предложенный  вопрос и через 3 минуты дать на него ответ:

1 группа – Докажите, что перед вами текст, указав его основные признаки.

2 группа – Определите стиль текста, выявив и обосновав его признаки.

3 группа – Определите тип речи, обоснуйте его признаки.

Делайте необходимые пометки в рабочих листах.

Проверка работы учащихся

1 группа: докажите, что перед вами текст, указав его основные признаки.

Основные признаки текста:

  1. Заглавие
  2. Тема
  3. Идея
  4. Грамматическая и смысловая связь
  5. Единство стиля
  6. Композиция

 - Ребята, получилось у первой группы доказать, что это текст?

2 группа: определите стиль текста, выявив и обосновав его признаки.

Публицистический стиль

Цель: передача информации с целью воздействия на людей.

Сфера применения: доклады, выступления, статьи, газеты, журналы.

Характеристика высказывания: призывность, эмоциональность, оценочная лексика.

3 группа: определите тип речи, обоснуйте его признаки.

Рассуждение :

Доказательство

Объяснение

Размышление

                       Тезис          -        аргументы           -      вывод

-Как мы вспомнили, текст имеет заглавие или его можно озаглавить, а публицистический стиль отличает призывность. Как вы считаете, какая фраза и текста наиболее удачно отразит призыв автора?

(Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков!)

Эта фраза станет не только заглавием текста Карнеги, но и темой нашего урока. Впишите её в рабочий лист.

- Что автор понимает под словом «пустяки»? Какие контекстные синонимы использует Карнеги?

(мелкие уколы, незначительные удары, оскорбительные замечания,  ущемление тщеславия, жучки беспокойства)

- Какой яркий аргумент- иллюстрацию использует автор?

Релаксация

Закройте глаза, представьте себе могучее дерево, его сильные корни, густую зеленую крону. Оно стоит на высоком склоне, а мимо, как мгновения, пролетают года, десятилетия, века. А дерево стоит, крепко обхватив каменистую почву…

Теперь представьте, как маленькие жучки потихоньку, день за днем точат кору, грызут древесину могучего древа. Оно чахнет, сохнет, сгибается к земле.

Вам хочется спасти великана, уберечь его от гибели, ведь вы понимаете, что эти жучки гложут не только дерево. Это ваши страхи, волнения, переживания, которые не дают вам жить спокойно. Попробуйте раздавить их, освободится от ненужных тревог.

Откройте глаза.

Таким ли вы представляли себе дерево из текста?

Посмотрите, что стало с гигантом после долгого терзания жучков.

Решение проблемы.

Судьба лесного великана печальна, его смогли погубить маленькие насекомые. Мы тоже очень часто чрезмерно волнуемся из-за мелких невзгод, нервничаем, переживаем. Совсем скоро на экзамене по русскому языку нам предстоит писать сочинение. Что же нам делать, чтобы справиться с этим испытанием? Тревожиться? Бояться? Паниковать?

Конечно, готовиться, учиться. И данный текст – отличный тренажёр для этого.

- Как   бы вы сформулировали проблему текста?

- Как автор иллюстрирует проблему  текста?

-Каково мнение Карнеги по данной проблеме?

- Вы согласны с мнением автора?

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

Сейчас каждая группа попробует поработать над определенным этапом сочинения. Для этого возьмите специальный лист с заданием.

1 группа работает над формулировкой проблемы и комментарием.

2 группа напишет позицию автора.

3 группа выразит своё отношение к позиции автора по проблеме данного текста и обоснует его.

Выступление учащихся.

Рефлексия

- Скажите, что в итоге у нас получилось создать сообща? (сочинение в формате ЕГЭ)

- Скажите, ребята, если бы сразу в начале урока я попросила бы написать сочинение по проблеме текста Карнеги, было бы это для вас затруднительно?

- Как же вам удалось справиться с поставленной задачей?

- Над чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?

- Какой опыт вы приобрели?

- Ваше впечатление от урока? ( Можно записать в рабочем листе)

Оценивание

(сдать рабочие листы)

Домашнее задание

 Тестовые задания (вариант 20 в сборниках), создать минипроект «Один день моей здоровой жизни» или рекомендацию-памятку на тему: «Как уберечь себя от стресса?»

Приложение №1

………………………………………………………………………………...

 (1) Мы часто мужестве..о ведем себя при т..желых жизне..ых потр..се..иях, затем позволяем пустякам, мелким уколам сваливать нас.  (2) Пол..гаю, что очень немногие из нас были жестоко обижены в жизни.  (3) Ведь именно (не)значительные удары по нашему чувству собственного достоинства, оскорбительные замечания, ущ..мление нашего тщеславия вызывают половину сердечных заб..леваний в мире. (4) Часто мы позволяем себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует пр..зирать и з..быть.

  (5) На склоне горы покоятся останки г..гантского дерева. (6) Специалисты утверждают, что оно простояло около четырехсот лет.  (7) Оно было подростком, когда Колумб высадился в Южной Америке. (8) Дерево наполовину выр..сло, когда английские к..лонисты создали свои первые п..селения в Северной Америке.  (9) (В)течение своей долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний и бесчисле..ые бури и лавины четырех веков бушевали около него. (10) … оно выстояло.  (11) Однако в конце концов полчища мелких жучков стали подтачивать его. (12) Н..секомые пр..грызли кору и постепе..о сокрушали внутреннюю силу дерева своими незначительными, но непр..рывными укусами. (13) Лесной великан, которого не иссушили века, не скл..нили молнии и бури, рухнул под натиском таких маленьких н..секомых,  что человек мог бы раздавить их двумя пальцами. (14) (Не)напом..наем ли мы этого сражающегося лесного великана? (15) Мы благополучно переживаем редко случающиеся бури, которые посылает нам жизнь, но отдаем свое сердце на ра..терзание мелким жучкам беспокойства.

(16) (Не)позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует пр..зирать и з..быть! (17) Нам остается жить на этой земле(1) лишь несколько десятилетий(2) а мы теряем столько невозвратимых часов(3) раздумывая об обидах(4) о которых (5)мы через год забудем. (18) Нет, давайте посвятим свою жизнь достойным человека действиям и чувствам, пусть нас вдохновляют великие мысли, истинные привязанности, бе..мертные деяния. (19) Ведь жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки.

                                                                        (По  Д. Карнеги)

Дейл Бре́кенридж Карнеги (1888 -1955) -   американский педагог, лектор, писатель, психолог.

Приложение №2

Рабочий лист

Фамилия______________________________________________________   Дата ___________________________

Тема урока:_____________________________________________________________________________________

Тестирование

  1. Задание для 1 группы.

Вставьте пропущенные буквы и выпишите слова с  безударной проверяемой гласной в корне:

Скл..нить, потр..сения, ущ..мление, к..лонисты, выр..сло, г..гантский,т..желые, напом..нать, заб..левания,

 н..секомое, пол..гать.           ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите ряд, где пропущена одна и та же буква:
  1. Ра..терзание, ра..думывая, бе..смертные;
  2. Пр..грызли, п..селения, з..бывать;
  3. Пр..зирать, непр..рывные, пр..одолеть.            Ответ: __________________________

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО:
  1. Ведь именно (не)значительные удары по нашему чувству собственного достоинства вызывают половину сердечных заболеваний в мире.
  2. (Не)напоминаем ли мы этого сражающегося лесного великана?
  3. (Не)позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков.                Ответ: _____________

  1. Укажите цифры, на месте которых пишется НН:

Мы часто мужестве(1)о ведём себя при тяжелых жизне(2) ых потрясе(3)иях, но постепе(4)о позволяем бесчисле(5)ым пустякам свалить нас.                          Ответ: _____________

  1. Определите, в котором предложении выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО:
  1. Жизнь слишком коротка, что(бы) растрачивать её на пустяки.
  2. (В)течение своей долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний.
  3. Оно выстояло, (за)тем полчища мелких жучков стали подтачивать его.        Ответ: ____________

  1. Расставьте знаки препинания, укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Нам остаётся жить на этой земле (1) лишь несколько десятилетий (2) а мы теряем столько невозвратимых часов (3) раздумывая об обидах (4) о которых (5) мы через год забудем.                      Ответ: ________________

  1. Расставьте знаки препинания, найдите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую:
  1. (В)течение долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний и бесчисленные бури и лавины четырех веков бушевали около него.
  2. Насекомые прогрызли кору и постепенно сокрушали внутреннюю силу дерева своими непрерывными укусами.
  3.   Нет давайте посвятим свою жизнь достойным человека действиям и чувствам пусть нас вдохновляют великие мысли.                                                                                   Ответ: ____________

Подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в предложении №10

Задание по группам

1 группа – Докажите, что перед вами текст, указав его основные признаки.

Основные признаки текста:_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

Что вызвало затруднение и непонимание на уроке?____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Выскажите своё впечатление от урока. Имеет ли урок практическую значимость? Какую?    ___________________________

_________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №3

1 группа

Сформулируйте проблему текста и прокомментируйте её. Включите в комментарий пример-иллюстрацию из прочитанного текста, который, по Вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста.

При написании фрагмента сочинения, Вы можете пользоваться шаблоном и включать в свою работу ответы на приведенные ниже вопросы.

  1. На каком материале автор раскрывает проблему?
  2. На чём заостряет внимание автор?
  3. Что волнует, беспокоит, тревожит автора?

В предложенном для анализа тексте (кто?)_______________________________ поднимает проблему (чего?)     ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Для иллюстрации данной проблемы (кто?)  __________________ приводит (какой?)

_________________________ пример. ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Кто?) обращает внимание _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

Сформулируйте позицию автора данного текста.

При написании фрагмента сочинения, Вы можете пользоваться шаблоном приведенным ниже.

Позиция (кого?) мне понятна, он считает, что  _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Кто?) стремится донести до читателя мысль, что  ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поэтому (кто?) призывает _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме данного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

При написании фрагмента сочинения, Вы можете пользоваться шаблоном приведенным ниже.

 Я согласен с позицией (кого?)_______________________________ и считаю, что__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данная проблема будет актуальной во все времена,_________________________________

______________________________________________________________________________

поэтому автор призывает________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». Для подготовки к ЕГЭ...