Конспект занятия по русскому языку в 11 классе.Подготовка к ЕГЭ.
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Лисицина Елена Александровна

Отработка некоторых заданий из ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl._urok_russkogo_yazyka._podgotovka_k_ege.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 11 класс.  Подготовка к ЕГЭ

1.Орфоэпическая минутка.

      Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую минутку. 
В ЕГЭ это задание 4. Слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. 
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: расставить ударения в предложенных словах. Начинайте работу.

Проверяем по цепочке. Посчитайте количество ошибок. Оцените.

Квартал, красивейший, свекла, закупорить, каталог, балуя, газопровод, договор, созвонимся, торты, одолжит, осведомишься, ободришься, вручит, снята, углубленный, шарфы, ходатайство, обеспечение, щавель.

    Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. Оцените.

Спасибо за работу.

2. Актуализация знаний  морфологических норм.

Выполним устно следующее задание, которое направлено на повторение     морфологических норм. Это Задание 7. Работаем в парах.

ДИРЕКТОРЫ школ,

ОБЕИХ сестёр

СЕМИДЕСЯТЬЮ процентами

БЕЛОГО тюля

КРАСИВШЕ

 ПОЕЗЖАЙ вперед

Пара САПОГОВ

пара ТУФЛЕЙ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

3. Редактирование текста.

   Для выполнения следующего задания объединитесь в 2 группы: 1 группа с белыми рабочими листами, вторая – с зелеными.

1 группа. Задание: 
    Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. 
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова). 
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов). 
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать 
(употребление слова в несвойственном ему значении). 

4.Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

5. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

6. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.( Есть фразеологизм «не хватать звёзд с неба», поскольку фразеологизм − устойчивое сочетание, заменять в нём слова нельзя.)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. 
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/. 

2 группа. Вам я предлагаю поработать корректорами. Вы получили стихотворение для печати. Ваша задача – исправить речевые ошибки в стихотворении.

…Люблю  майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

 Расставить знаки препинания.

4. Синтаксические нормы.

    Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). Задание 8 (коллективная работа)

    Какое задание ЕГЭ помогает проверить вашу грамматическую компетентность? Вспомните, с какими грамматическими ошибками в построении предложения мы встречались при выполнении задания 8  в вариантах подготовки к ЕГЭ. Сколько баллов дает правильное выполнение этого задания?

1.Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений»

Повторим, какие грамматические ошибки встречаются в предложениях. Читаем предложение и называем ошибку.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

 2. Работа в парах.

Приложение 6

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу.( в таблицу вписываем только букву). Работа с карточками.

А.  Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б.    Нужно оплатить за проезд.

В.    Поезд прибыл согласно расписания.

Г.     Комиссия установила о причинах аварии.

Д.    Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е.     В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж.   Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З.     Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И.     Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К.     Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л.     Он любил и увлекался чтением.

М.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О.    Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П.    Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р.      Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С.       Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

 ПРОВЕРКА . Оценку ставим так, как сами оцениваете свои знания, сравнивая с выполнение таких заданий ранее. ( есть ли прогресс)

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Е, Л,

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. И

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. П

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово. З, О

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М,Н, С

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Ж

 Исправляем грамматические ошибки в предложениях. 

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить проезд.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы узе давно выписываем журнал «Природа»

Гонцов поднимает проблему  формирования личности человека.

5.Распределительный диктант

Задание 9. Распределить слова по группам.

Чередующиеся                         Проверяемые                    Непроверяемые

Г..рит, стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте),  р..гламент, м..рской, б..нзин,  пост..лить, б..седа, насл..ждение, прим..рять (врагов),  л..сник, пол..скать (бельё),  л..гичный, п..ровать,  б..тарея, соприк..саться,  г..строном,  к..бинет, д..сциплина,  пон..мание, выр..внять (поверхность),  выр..с, г..ревать.

6. Найти соответствия.

Метафора 1.Намеренное дробление предложения на значимые части

Сравнение 2.Скрытое сравнение

Анафора 3. Образное определение

Парцелляция 4. Единоначатие

Эпитет 5. Противопоставление

Антитеза 6. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека

Гипербола 7. Сопоставление одного предмета с другим

Олицетворение 8. Преувеличение

7. Определите средства художественной выразительности

1. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. - антитеза

2. Рассвет рукой прохлады росной/ Сшибает яблоки зари. - метафора

3. О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… -эпитет

4. Не напрасно дули ветры,/Не напрасно шла гроза. - анафора

5. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно… - сравнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Конспект занятия по русскому языку "Слово в лексической системе языка"

Конспект урока к технологической карте, размещенной ранее....

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....