Урок на тему Лексика и фразеология
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Дубинина Наталья Александровна

Данный урок по русскому языку в 9 классе (ЗПР) на тему: "Лексика и фразеология" ставит перед собой цели: 

 -повторить и обобщить материал по теме: «Лексика и фразеология»;

- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам;

- закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме на основе дидактического материала;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- повышать творческую активность обучающихся через технологию сотрудничества;

- развивать интерес к изучению родного языка;

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лексика и фразеология47.08 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

ТЕМА: Социально ограниченная лексика и фразеология.

Цели:  -повторить и обобщить материал по теме: «Лексика и фразеология»;

- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам;

- закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме на основе дидактического материала;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- повышать творческую активность обучающихся через технологию сотрудничества;

- развивать интерес к изучению родного языка;

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, любовь к родному языку.

Прогнозируемые результаты: развить словарный запас обучающихся, посредством употребления фразеологизмов, владеть терминологией по теме.

Тип занятия: рефлексия

Методы обучения: сообщение нового материала с элементами беседы; работа со словарем; закрепление теоретического материала на практике.

Форма работы на занятии: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая

Технологии:

- личностно-ориентированная;

- информационно-коммуникационная;

- проблемно-развивающая.

Межпредметные связи: дисциплина «Литература », «Культура речи»

Дидактическое оснащение занятия: учебник, карточки с упражнениями

Материально-техническое оснащение урока: презентация

Ход занятия

  1. Организационный момент. Целеполагание
  2. Мотивационный этап.

Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах нам знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие-исследование . Целью нашего путешествия является обобщение и углубление знаний по теме “Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса”, развитие умений узнавать новое в уже известном. Компасом будут служить ваши знания, смекалка, умение сотрудничать, применять свои знания на уроке.

III.Этап актуализации знаний.

  • Что изучает лексика?
  • Можно ли утверждать, что словарный состав языка неразрывно связан с культурой речи?
  • Что мы понимаем под термином «культура речи»?
  • Что такое лексические нормы?
  • Назовите основные понятия, связанные с нарушением лексических норм (семантическая несочетаемость, речевая избыточность и речевая недостаточность).
  • Дайте определение этих понятий.
  • Какое отношение к лексике имеет фразеология? Дайте определение фразеологизмов.

IV.Этап усвоение новых знаний и  первичной проверки понимания.

Тренировочные упражнения.

Лексическая разминка.

  • Соотнесите 1 и 2 колонки, чтобы получился фразеологизм. (сл.2)

От горшка

Ниже травы

Кружиться

Пареной репы

Тише воды

Два вершка

Дешевле

На новые ворота

Как баран

Как белка в колесе

  • Составьте словосочетания или предложения с одним из фразеологизмов (устно), чтобы объяснить значение.
  • Найдите ошибки, связанные с разрушением фразеологизма. (сл.3)

1. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. (притча во языцех)

2. Нельзя всех мерить под одну гребенку. (стричь под одну гребенку)

  1. Получить фиаско может каждый спортсмен. (потерпеть фиаско)
  • Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.

Сообщение обучающегося.

Стилистические функции фразеологизмов.

Разбор заданий по лексике и фразеологии.

Задание 1. Выпишите из предложенного стихотворения все непонятные слова в таблицу и объясните их значение (текст стихотворения у каждого обучающегося, можно пользоваться словарями).

Ученик 1.

“Где? Какая дрянь?
Ты вот на ступицу-то глянь!” –
Торгаш плечистый повторяет
И бойко колесом вертит.
А парень крендель доедает:
“Сложи полтину, – говорит, –
Возьму и дегтю, вот мазницы…”

Ученик 2.

“Нет. Врешь! Отдай за рукавицы!
Ты гаманок-то свой не прячь!” –
Кричит налево бородач.

Ученик 4.

“Ты вот что, умная молодка,
По сторонам-то не смотри,
Твой холст, к примеру, не находка…
Почем аршин-то? Говори”. –
“По гривне, я тебе сказала;
Вот и другие так берут”.

Ученик 5.

“Не купите ли , сударь, бричку?
Отличный сорт!”
“Нет, я на бричку не купец.
Не попадется ль жеребец?
Вот не найду никак, мучень!
А нужен к пристяжным под шерсть –
Караковый”. –
“Есть, сударь, есть!
Рысак! А бег – мое почтенье!”

СЛОВО

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

СТУЖИЦА

средняя часть колеса, в которой укрепляются спицы, с отверстием для оси

МАЗНИЦА

деревянная или глиняная посуда для дегтя

ДЕГОТЬ

темный маслянистый продукт для смазки

ГАМАНОК

кошелек

АРШИН

русская мера длины, равная 0,71 м

ПОЛТИНА

монета в 50 копеек

ГРИВНА

денежная единица в Древней Руси, гривенник

БРИЧКА

легкая повозка, иногда крытая

ПРИСТЯЖНЫЕ

лошади, идущие рядом с коренной, центральной лошадью

КАРАКОВЫЙ

темно-гнедой с подпалинами (масть лошадей)

  •  В чем сходство всех выписанных слов?
  • Это слова, которые не употребляются в повседневной речи. Такие слова называются устаревшими.
  •  На какие группы делятся устаревшие слова?
  •  Архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, чело – лоб. Историзмы – слова, не имеющие синонимов в современном языке, например: боярин, купец, аршин.

Задание 2. Выпишите номера только тех предложений, на вопросы которых следует ответить утвердительно.

– Можно ли в наши дни встретить толмача?

– Правда ли, что ланиты живут в лесу?

– Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны?

– Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.?

Ответ: 1.

Толмач – переводчик во время беседы, переговоров.

Ланиты – щеки.

Бонвиван – человек, любящий жить в свое удовольствие: богато, беспечно. Кутила, весельчак.

Кивер – высокий головной убор.

  • Какие из устаревших слов в данных предложениях мы можем отнести к архаизмам, а какие к историзмам?

Толмач, ланиты, бонвиван – архаизмы.

Кивер – историзмы.

  • В связи с различными изменениями в жизни общества лексический состав языка постоянно меняется. Например, в настоящее время вновь в употребление вошли слова губернатор, мэр, спикер, гимназия, кадет. За счет чего еще меняется состав языка?
  • За счет слов, которые приходят из других языков. Такие слова называются заимствованными.

Задание 3. Пользуясь словарем иностранных слов определите, из каких языков заимствованы данные слова. Спишите слова, выделите в них основу, поставьте ударение. С выделенными словами составьте и запишите словосочетания или предложения.

Феномен (греч.), эпиграф (нем.), телепатия (нем.), дилер (англ.), экспансия (франц.), табу (франц.), шасси (франц.), тинэйджер (англ.), факсимиле (лат.), симметрия (нем.), синонимия (греч.), маркетинг (англ.), менеджер (англ.).

  • . Благодаря заимствованиям, русский язык становится богаче, угрозы для него они не представляют (заимствованных слов всего около 10 процентов). Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. Давайте вспомним признаки заимствованных слов.
  • Основными признаками заимствованных слов являются:

– двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться;

– стечение гласных звуков: оазис, мозаика;

– безударный звук [о] в конце слова: радио, какао;

– произношение твердого согласного перед буквой е, обозначающей звук [э]: пар[тэ];

– буква э в корне слова: поэт, элегия;

– сочетание букв ЙО и ЬО: майонез, бульон;

– неизменяемость имен существительных и прилагательных: пальто, кашне, кенгуру.

Задание 4. Тест.

Пользуясь Словарем иностранных слов по необходимости, определить значение иностранных слов, выбрать правильный ответ.

1. АНТАГОНИЗМ: 
а) репутация, б) противоречие, в) равнодушие.

2. АНТОЛОГИЯ: 
а) музыкальное произведение, б) биография, в) сборник избранных произведений.

3. АПАТИЯ: 
а) направление в медицине, б) равнодушие, в) болезнь.

4. АПЕЛЛЯЦИЯ: 
а) просьба о пересмотре чего-либо, б)музыкальное произведение, в) косметическая процедура.

5. БАЛЛАСТ: 
а) груз, б) болезнь, в) механизм.

6. ДИФИРАМБ: 
а) косметический дефект, б) неумеренная похвала, песня в чью-либо честь, в) механизм.

7. КВОРУМ: 
а) установленное уставом или законом количество присутствующих, б) официальное собрание,

в) должностное лицо в ряде стран.

8. ПАНЕГИРИК: 
а) тип темперамента, б) болезнь, в) хвалебная речь.

9. РАРИТЕТ:
 а) равенство, б) старинная вещь, в) предмет интерьера.

10. ФИАСКО: 
а) предмет дамского туалета, б) поражение, в) вид спорта.

1-б,2-в, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-а, 8– в, 9-б, 10-б.

Задание 5. Прочитайте и запишите, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания высказывание К.Паустовского.

С рус..ким языком можно тв..рить ч..деса. Нет (н..)чего такого в жизни и в нашем сознании.. что нельзя было(бы) пер..дать рус..ким словом. Звуч..ние музыки блеск красок игру света шум и тень садов (не)ясность сна громыхание гр..зы де..ский ш..пот и ш..рох морского гравия. Нет таких звуков образов и мыслей – сложных и простых, – для которых (не) нашлось бы в нашем языке точного выр..жения.

  • Определите основную мысль данного высказывания.
  • К.Паустовский говорит о богатстве русского языка, о возможности подобрать для описания любого явления самые выразительные слова.
  • За счет каких основных лексических единиц это возможно?
  • Русский язык богат синонимами, антонимами, омонимами.
  • Синонимы – это слова одной и той же части речи разные по написанию и звучанию, но одинаковые по лексическому значению. Выделяются контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте, вне его подобные слова синонимами не являются.
  • . Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению. Также выделяются контекстуальные антонимы – слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте.
  • . Омонимы – слова одной и той же части речи, сходные по написанию и звучанию, но различные по лексическому значению. Например: ласка (нежность) – ласка (пушной зверек). Такие омонимы называют лексическими.

От лексических омонимов следует отличать:

  1. омофоны – слова, совпадающие в звучании, но различные в написании: компания – кампания; пруд – прут;
  2. омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных грамматических формах: покрывало (сущ.) – покрывало (глаг. прош. вр., ед.ч., ср. р.);
  3. омографы – слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т.е. отличающиеся местом ударения: стрелки часов – русские стрелки.
  • Омонимы следует отличать от многозначных слов. Это смежные явления и иногда достаточно сложно провести между ними границу. Существует несколько способов разграничения омонимов и многозначных слов:

1. Лексический способ основан на выявлении синонимов: синонимы, подбираемые к значениям многозначного слова, входят в один синонимический ряд, омонимы же имеют разные синонимы. Например: кровавый бой – сражение, чернокожий бой – слуга. Между синонимами нет связи, значит это омонимы.

Морской бой – сражение, кулачный бой – борьба, бой быков – состязание. Синонимы входят в один синонимический ряд, следовательно, это значения многозначного слова.

2. Морфологический способ основан на сопоставлении производных слов и словоформ.

Такт (ритм) – тактовый, тактный.

Такт (чувство меры) – тактичный, тактичность.

Т.к. от этих слов образуются разные производные слова, значит это омонимы.

Задание 6. Определите слова по их описанию.

1. Синоним слова ЛЕС и омоним слова, обозначающего сверло.

ЛЕС – БОР (синонимы); БОР (лес) – БОР (сверло) – омонимы.

2. Антоним слова СТРОГОСТЬ и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

СТРОГОСТЬ – ЛАСКА (антонимы); ЛАСКА (нежное отношение) – ЛАСКА

(пушной зверек) – омонимы.

3. Найдите пятое лишнее: бежать, лететь, ползти, мчаться, нестись.

4. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом

ЧЕРСТВЫЙ?

а) свежий костюм;
б) свежий журнал;
в) свежий воротничок;
г) свежий хлеб.

Задание 7. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
  2. Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
  3. Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
  4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

Ответ – 2.

  • Выполнение заданий данного типа закрепляет умение различать паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Неправильное употребление слов и смешение их приводит к непониманию услышанного и прочитанного, к обеднению языка.

Задание 8. Выберите правильный вариант, в случае затруднения обращайтесь к Толковому словарю.

  1. Письмо дошло до (а) адресата, (б) адресанта.
  2. В короткий срок удалось (а) освоить, (б) усвоить многие методики исследования.
  3. Тем, кто спускался в глубь Северного моря, (а) одели, (б) надели теплое белье, а поверх его (в) искусно, (г) искусственно сделанные гидрокостюмы.
  4. Когда слово (а) представили, (б) предоставили известному поэту, зал (в) зааплодировал, (г) поаплодировал.
  5. Бухгалтерия должна (а) оплатить, (б) платить временному сотруднику зарплату.
  • В различных стилях речи широко используются фразеологические обороты – устойчивые словосочетания, образующие смысловое единство. Функция их разнообразна: если в научной и официально-деловой речи они употребляются главным образом как номинативные единицы терминологического характера, то в художественной литературе, публицистике, в разговорной речи на первый план выдвигаются их выразительные возможности.

С точки зрения стилистической окраски выделяются следующие типы фразеологизмов: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.

Фразеологические обороты воспроизводятся, как правило, в том виде, в каком они закрепились в языке.

Задание 9. Запишите фразеологические обороты, выбрав правильный вариант. Устно подберите к ним синонимы, объясняющие их лексическое значение.

  1. (а) уморил, (б) заморил червячка;
  2. (а) положить, (б) отложить в долгий ящик;
  3. доводить до белого (а) колена, (б) каления;
  4. кануть в (а) лето, (б) Лету;
  5. (а) лавр`овый, л`авровый венок.

1-б, 2– б, 3-б, 4-б, 5-а

Задание 101.Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Он понял, что попал из огня да в полымя.
  2. Вслед за дымом показался и огонь.
  3. Огонь вспыхнул, но тут же погас.
  4. В печи весело трещал огонь.

Ответ – 1.

2. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

  1. Как прекрасны белые ночи!
  2. Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.
  3. Пожар случился темной ночью.
  4. Все происходящее напоминало Варфоломеевскую ночь.

Ответ – 3.

V.Этап закрепления знаний

Тест на закрепление знаний по лексике и фразеологии.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение “человек, который вынужденно или добровольно переселился из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам”?

  1. Иммигрант;
  2. эмигрант;
  3. ренегат;
  4. диссидент.

2. Какое из перечисленных слов имеет значение “человек, бескорыстно действующий на пользу другим, не считаясь со своими интересами”?

  1. Эгоцентрист;
  2. эгоист;
  3. пессимист;
  4. альтруист.

3. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.

  1. Бросать;
  2. метать;
  3. швырять;
  4. тыкать.

4. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.

  1. Растревожить;
  2. разволновать;
  3. разгневать;
  4. расстроить.

5. Укажите слово, которое имеет омоним.

  1. Жизнь;
  2. оазис;
  3. прогресс;
  4. кран.

6. Укажите слово, которое имеет омоним.

  1. Топор;
  2. планка;
  3. ток;
  4. папирус.

7. Какое слово является устаревшим?

  1. Боярин;
  2. президент;
  3. губернатор;
  4. менеджер.

8. Какое слово является устаревшим?

  1. Изба;
  2. дом;
  3. терем;
  4. коттедж;

9. Какое из приведенных слов является заимствованным?

  1. Окно;
  2. ананас;
  3. земля;
  4. смородина;

10. Какое из приведенных слов является заимствованным?

  1. Свеча;
  2. фонарь;
  3. лучина;
  4. светильник.

11. Какое из слов является старославянским по происхождению?

  1. Стража;
  2. сторона;
  3. борода;
  4. ворота.

12. Какое из слов является старославянским по происхождению?

  1. Ворона;
  2. ограда;
  3. изгородь;
  4. болото.

13. Какой из фразеологизмов имеет значение “очень быстро”?

  1. Черепашьим шагом;
  2. нога за ногу;
  3. еле-еле душа в теле;
  4. во весь опор.

14. Какое слово сочетается со словом “закадычный”?

  1. Враг;
  2. недруг;
  3. друг;
  4. стол.

15. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. По команде “Шагом марш!” движение следует начинать с левой ноги.
  2. У собаки была повреждена левая нога.
  3. Старик хромал на левую ногу.
  4. По-видимому, он встал сегодня с левой ноги.

V.Рефлексия

VI.Домашнее задание

В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст. (Напечатанный текст выдается каждому ученику для выполнения домашней работы.)

Слово ГОЛОВА в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он ____________________, а про сообразительного – ____________________________.

Голова бывает какая-то – например, __________________ (у растяпы), _____________ (у того. кто все забывает, _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).

Голова может что-то делать – _________________ или ______________

(если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ___________________

(обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову __________________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. _______________________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, ______________________. Можно голову и вовсе _____________________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.

Чужую голову обычно ___________________ всяким вздором, или _______________(часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или _________________( наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: “Не ________________ тебе головы!”

Если у кого-то в голове не ________________________ или нет _________________( то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________(так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________________,

_____________________, ______________________ – в зависимости от их качества.

Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как ______________________________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ___________________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой ________________________!

Ну как, вы еще не ________________________ за голову от обилия фразеологизмов?

Литература

  1. Русский язык: Сценарии уроков. Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 248 с.: ил. (Я иду на урок).
  2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Единый Государственный экзамен. Русский язык: Учебное пособие / Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006. – 256 с.
  4. Пособие для подготовки к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 8-е изд. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 256 с.
  5. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Русский язык. Методическая газета для учителей– словесников. № 18, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».

Обобщающий урок по теме  «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности  (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

Урок в 8 классе по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок русского языка на тему "Лексика и фразеология"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Открытый урок по теме "Лексика и фразеология"

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" (урок обобщения и закрепления знаний)...