Метапредметная олимпиада для обучающихся 5-6 классов Школьный тур
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс)

Гайфуллина Алсу Асгатовна

Метапредметная олимпиада предназначена для  обучающихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_21.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметная олимпиада для  обучающихся 5-6 классов

Школьный тур

Задание 1.Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.

Повторим, оттепель, алфавит, ворота, звонит, документ, банты, столяр, маляр,заморозки

Задание 2. Подбери фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал». Отметь.

а) ломал голову;   б) пропускал  мимо ушей;      в) бил баклуши;      г) водил за нос

Задание 3. Определи, где скороговорка, где пословица, а где считалка?

 а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) Эники-беники ели вареники, одному не досталось, сколько осталось?
в) От топота копыт пыль по полю летит

Задание 4. Из какого словаря взяты данные словарные статьи?

Бетон. Из нем. яз. в XIX в. Нем. Beton заимств. из фр. яз. Фр. beton  < betumпредставляет собой переоформление лат. bitumen – «битум».

Вуаль. Из фр. яз. во второй пол. XVIII в. (фр. voile – «покрывало» восходит к лат. velum – тж.).

Образовать. Из ст.-сл. яз., в котором является суффиксальным производным от образъ.

Пунцовый. Из польск. яз. в нач. XVIII в. Польск. ponsowy является переоформлением фр. ponceau – «красный цвет».

Задание 5  Что помогает тебе правильно определить наличие или отсутствие непроизносимой согласной в корне слова в словах: ус(т)ный, капус(т)ный, счас(т)ливый, прес(т)ный? 

1) знание, что нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово

2) догадка о том, что значение слова определяет его написание

3) знание, что глухие согласные озвончаются

4) интуиция, говорящая о том, что во всех словах нет непроизносимого звука

Задание 6.  В каком порядке нужно соединить строки из стихотворений (отмечены буквами) и их названия (отмечены цифрами)?

строки из стихотворений

названия стихотворений

а. «А воды уж рекой шумят…»

         1. «Утро»

б. «Звёзды меркнут и гаснут…»

       2. «Весенние воды»

в. «Белый снег, пушистый…»

 3. «Я покинул родимый дом…»

г. «Я не скоро, не скоро вернусь…»

       4. «Зима»

Задание 7. Выполни математические действия и запиши слова.

Вер + лис + ту- ус+ о –ил + лёт = ________________________________

Гро + узи – ои +ову–у + ик = ___________________________________

Авор + т + мак – рок  + об – ма +ус = _____________________________

Задание 8. Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к началу не буквы, а звуки: лён, мог, краб, сёл, юг, яр, лёд, торг, ожог, араб?

Задание 9.  Какой праздник ежегодно отмечается в России 6 июня? С чьим именем он связан? 

Задание 10 Назови одним словом.
Вьющаяся или завитая прядь волос — __________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам — ________________________
Непосещение школы без уважительной причины — ________________
Устройство для замораживания продуктов — ______________________
Подземный транспорт — ____________________
Детская игрушка волчок — ____________________
Сумка туриста — _____________________
Сахар в кусочках — _________________________-

Задание 11. Угадай сказку.

А). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

Б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?

В) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом?

Задание 12. Сколько раз встречается в данном отрывке звук [й]?                                               «Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…» (А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане…»)

Задание 13. У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+» изобразить  сумму 20? При тех же условиях изобразить сумму 14. 

Задание 14.Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице — ____________________________
В монастыре — _________________________________
В поликлинике — ________________________________
В поезде — _____________________________
В музее — ______________________________

Задание 15.Закончите предложение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…»   а) климат      б) Солнечную систему   в) атмосферу    г) Вселенную

Задание 16. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина. Выпишите слова, в которых встречаются исторические чередования. Для объяснения своего выбора подберите к выписанным словам однокоренные.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества случайно замечает Везде невежества убийственный позор.

Ключи  Максимальный балл  60 б

Задание 1.Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.             10б(по1б)

АлфавИт,бАнты, ворОта, докумЕнт, зАморозки, звонИт, малЯр, Оттепель, повторИм, столЯр.

Задание 2. Подбери фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал». Отметь.

а) ломал голову;   б) пропускал  мимо ушей;      в) бил баклуши;      г) водил за нос      

Задание 3. Определи, где скороговорка, где пословица, а где считалка?                    3б(по1б)

 а) Любишь кататься, люби и саночки возить.  - пословица
б) Эники-беники ели вареники, одному не досталось, сколько осталось?- считалка
в) От топота копыт пыль по полю летит -   скороговорка,

Задание 4. Из какого словаря взяты данные словарные статьи?                                        1б

Бетон. Из нем. яз. в XIX в. Нем. Beton заимств. из фр. яз. Фр. beton  < betumпредставляет собой переоформление лат. bitumen – «битум».

Вуаль. Из фр. яз. во второй пол. XVIII в. (фр. voile – «покрывало» восходит к лат. velum – тж.).

Образовать. Из ст.-сл. яз., в котором является суффиксальным производным от образъ.

Пунцовый. Из польск. яз. в нач. XVIII в. Польск. ponsowy является переоформлением фр. ponceau – «красный цвет».

Этимологический словарь.

(Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – М.: Русский язык, 1999.)

Задание 5  Что помогает тебе правильно определить наличие или отсутствие непроизносимой согласной в корне слова в словах: ус(т)ный, капус(т)ный, счас(т)ливый, прес(т)ный?   

1) знание, что нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово

2) догадка о том, что значение слова определяет его написание

3) знание, что глухие согласные озвончаются

4) интуиция, говорящая о том, что во всех словах нет непроизносимого звука

1) знание, что нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово

Задание 6.  В каком порядке нужно соединить строки из стихотворений (отмечены буквами) и их названия (отмечены цифрами)? 1б

строки из стихотворений

названия стихотворений

а. «А воды уж рекой шумят…»

1. «Утро»

б. «Звёзды меркнут и гаснут…»

2. «Весенние воды»

в. «Белый снег, пушистый…»

3. «Я покинул родимый дом…»

г. «Я не скоро, не скоро вернусь …»

4. «Зима»

1) а-2, б-3, в-1, г-4 2) а-2, б-1, в-4, г-3 3) а-4, б-2, в-3, г-1 4) а-3, б-4, в-1, г-2

Задание 7. Выполни математические действия и запиши слова. 3б(по1б)

Вер + лис + ту- ус+ о –ил + лёт = ВЕРТОЛЁТ

Гро + узи – ои +ову–у + ик = ГРУЗОВИК

Авор + т + мак – рок  + об – ма +ус =АВТОБУС

Задание 8. Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к нача-лу не буквы, а звуки: лён, мог, краб, сёл, юг, яр, лёд, торг, ожог, араб?                        10б(по1б) 

лён – [л'он] – ноль; мог – [мок] – ком; краб – [крап] – парк; сёл – [с'ол] – лось; юг – [j'ук] – куй; яр – [j'ар] – рай; лёд – [л'от] – толь; торг – [торк] – крот; ожог – [ажок] – кожа; араб – [арап] – пара.

Задание 9.  Какой праздник ежегодно отмечается в России 6 июня? С чьим именем он связан? За правильный ответ на первый вопрос - 2 балла. За правильный ответ на второй  вопрос - 1 балл. Максимальный балл: 3  

Задание 10 Назови одним словом.                                                                                  8б(по1б)
Вьющаяся или завитая прядь волос —
Локон
Мера длины, равная десяти сантиметрам —
Дециметр
Непосещение школы без уважительной причины —
 Прогул
Устройство для замораживания продуктов —
Морозильник
Подземный транспорт —
Метро
Детская игрушка волчок —
Юла
Сумка туриста —
Рюкзак
Сахар в кусочках —
Рафинад

Задание 11. Угадай сказку.

а). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?

в) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом? а) «Теремок», б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в) «Аленький цветочек»-                                                                                                                    3б (по1б)

Задание 12. Сколько раз встречается в данном отрывке звук [й]?                                               «Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…» (А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане…»)
 Ответ: 14 раз.  

Задание 13. У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+» изобразить  сумму 20? При тех же условиях изобразить сумму 14.                                                                                                              2б

 (перевернуть 2 карточки «вверх ногами»)

Задание 14.Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:     5б (по1б)
В гостинице —номер, В монастыре —келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал

Задание 15.Закончите предложение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…» б) Солнечную систему                                                                               

Задание 16. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина. Выпи-шите слова, в которых встречаются исторические чередования. Для объ-яснения своего выбора подберите к выписанным словам однокоренные. 7б (по1б)

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества случайно замечает Везде невежества убийственный позор. Ответ: мысль – мышление (сл’ / ш); душа – духовный – дышать (у / ы; х / ш); мрак – морока – мо- рочить (ра / оро; к / ч); среди – середина (ре / ере); замечать – заметить (т / ч); невежество – ведение (ж / д); позор – зрение (зор / зр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по географии 7 класс школьный этап

Олимпиадные задания для учащихся 7 класса...

Олимпиада по истории, 10 класс, школьный этап

Олимпиадные задания по истории для учащихся 10 класса....

Олимпиада по истории 5 класс школьный этап

Олимпиада по истории 5 класс школьный этап...

Олимпиада по обществознанию 9 класс. Школьный этап.

Данная разработка олимпиады собержит  задания разного уровня по обществознанию в 9 классе....

Олимпиада по истории 10 класс (школьный этап)

Олимпиада по истории 10 класс (школьный этап)...