Метапредметная олимпиада для обучающихся 5-6 классов Школьный тур
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс)
Метапредметная олимпиада предназначена для обучающихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_21.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметная олимпиада для обучающихся 5-6 классов
Школьный тур
Задание 1.Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.
Повторим, оттепель, алфавит, ворота, звонит, документ, банты, столяр, маляр,заморозки
Задание 2. Подбери фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал». Отметь.
а) ломал голову; б) пропускал мимо ушей; в) бил баклуши; г) водил за нос
Задание 3. Определи, где скороговорка, где пословица, а где считалка?
а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) Эники-беники ели вареники, одному не досталось, сколько осталось?
в) От топота копыт пыль по полю летит
Задание 4. Из какого словаря взяты данные словарные статьи?
Бетон. Из нем. яз. в XIX в. Нем. Beton заимств. из фр. яз. Фр. beton < betumпредставляет собой переоформление лат. bitumen – «битум».
Вуаль. Из фр. яз. во второй пол. XVIII в. (фр. voile – «покрывало» восходит к лат. velum – тж.).
Образовать. Из ст.-сл. яз., в котором является суффиксальным производным от образъ.
Пунцовый. Из польск. яз. в нач. XVIII в. Польск. ponsowy является переоформлением фр. ponceau – «красный цвет».
Задание 5 Что помогает тебе правильно определить наличие или отсутствие непроизносимой согласной в корне слова в словах: ус(т)ный, капус(т)ный, счас(т)ливый, прес(т)ный?
1) знание, что нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово
2) догадка о том, что значение слова определяет его написание
3) знание, что глухие согласные озвончаются
4) интуиция, говорящая о том, что во всех словах нет непроизносимого звука
Задание 6. В каком порядке нужно соединить строки из стихотворений (отмечены буквами) и их названия (отмечены цифрами)?
строки из стихотворений | названия стихотворений |
а. «А воды уж рекой шумят…» | 1. «Утро» |
б. «Звёзды меркнут и гаснут…» | 2. «Весенние воды» |
в. «Белый снег, пушистый…» | 3. «Я покинул родимый дом…» |
г. «Я не скоро, не скоро вернусь…» | 4. «Зима» |
Задание 7. Выполни математические действия и запиши слова.
Вер + лис + ту- ус+ о –ил + лёт = ________________________________
Гро + узи – ои +ову–у + ик = ___________________________________
Авор + т + мак – рок + об – ма +ус = _____________________________
Задание 8. Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к началу не буквы, а звуки: лён, мог, краб, сёл, юг, яр, лёд, торг, ожог, араб?
Задание 9. Какой праздник ежегодно отмечается в России 6 июня? С чьим именем он связан?
Задание 10 Назови одним словом.
Вьющаяся или завитая прядь волос — __________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам — ________________________
Непосещение школы без уважительной причины — ________________
Устройство для замораживания продуктов — ______________________
Подземный транспорт — ____________________
Детская игрушка волчок — ____________________
Сумка туриста — _____________________
Сахар в кусочках — _________________________-
Задание 11. Угадай сказку.
А). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
Б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
В) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом?
Задание 12. Сколько раз встречается в данном отрывке звук [й]? «Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…» (А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане…»)
Задание 13. У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+» изобразить сумму 20? При тех же условиях изобразить сумму 14.
Задание 14.Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице — ____________________________
В монастыре — _________________________________
В поликлинике — ________________________________
В поезде — _____________________________
В музее — ______________________________
Задание 15.Закончите предложение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…» а) климат б) Солнечную систему в) атмосферу г) Вселенную
Задание 16. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина. Выпишите слова, в которых встречаются исторические чередования. Для объяснения своего выбора подберите к выписанным словам однокоренные.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества случайно замечает Везде невежества убийственный позор.
Ключи Максимальный балл 60 б
Задание 1.Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения. 10б(по1б)
АлфавИт,бАнты, ворОта, докумЕнт, зАморозки, звонИт, малЯр, Оттепель, повторИм, столЯр.
Задание 2. Подбери фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал». Отметь.
а) ломал голову; б) пропускал мимо ушей; в) бил баклуши; г) водил за нос 1б
Задание 3. Определи, где скороговорка, где пословица, а где считалка? 3б(по1б)
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. - пословица
б) Эники-беники ели вареники, одному не досталось, сколько осталось?- считалка
в) От топота копыт пыль по полю летит - скороговорка,
Задание 4. Из какого словаря взяты данные словарные статьи? 1б
Бетон. Из нем. яз. в XIX в. Нем. Beton заимств. из фр. яз. Фр. beton < betumпредставляет собой переоформление лат. bitumen – «битум».
Вуаль. Из фр. яз. во второй пол. XVIII в. (фр. voile – «покрывало» восходит к лат. velum – тж.).
Образовать. Из ст.-сл. яз., в котором является суффиксальным производным от образъ.
Пунцовый. Из польск. яз. в нач. XVIII в. Польск. ponsowy является переоформлением фр. ponceau – «красный цвет».
Этимологический словарь.
(Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – М.: Русский язык, 1999.)
Задание 5 Что помогает тебе правильно определить наличие или отсутствие непроизносимой согласной в корне слова в словах: ус(т)ный, капус(т)ный, счас(т)ливый, прес(т)ный? 1б
1) знание, что нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово
2) догадка о том, что значение слова определяет его написание
3) знание, что глухие согласные озвончаются
4) интуиция, говорящая о том, что во всех словах нет непроизносимого звука
1) знание, что нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово
Задание 6. В каком порядке нужно соединить строки из стихотворений (отмечены буквами) и их названия (отмечены цифрами)? 1б
строки из стихотворений | названия стихотворений |
а. «А воды уж рекой шумят…» | 1. «Утро» |
б. «Звёзды меркнут и гаснут…» | 2. «Весенние воды» |
в. «Белый снег, пушистый…» | 3. «Я покинул родимый дом…» |
г. «Я не скоро, не скоро вернусь …» | 4. «Зима» |
1) а-2, б-3, в-1, г-4 2) а-2, б-1, в-4, г-3 3) а-4, б-2, в-3, г-1 4) а-3, б-4, в-1, г-2
Задание 7. Выполни математические действия и запиши слова. 3б(по1б)
Вер + лис + ту- ус+ о –ил + лёт = ВЕРТОЛЁТ
Гро + узи – ои +ову–у + ик = ГРУЗОВИК
Авор + т + мак – рок + об – ма +ус =АВТОБУС
Задание 8. Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к нача-лу не буквы, а звуки: лён, мог, краб, сёл, юг, яр, лёд, торг, ожог, араб? 10б(по1б)
лён – [л'он] – ноль; мог – [мок] – ком; краб – [крап] – парк; сёл – [с'ол] – лось; юг – [j'ук] – куй; яр – [j'ар] – рай; лёд – [л'от] – толь; торг – [торк] – крот; ожог – [ажок] – кожа; араб – [арап] – пара.
Задание 9. Какой праздник ежегодно отмечается в России 6 июня? С чьим именем он связан? За правильный ответ на первый вопрос - 2 балла. За правильный ответ на второй вопрос - 1 балл. Максимальный балл: 3
Задание 10 Назови одним словом. 8б(по1б)
Вьющаяся или завитая прядь волос — Локон
Мера длины, равная десяти сантиметрам — Дециметр
Непосещение школы без уважительной причины — Прогул
Устройство для замораживания продуктов — Морозильник
Подземный транспорт — Метро
Детская игрушка волчок — Юла
Сумка туриста — Рюкзак
Сахар в кусочках — Рафинад
Задание 11. Угадай сказку.
а). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
в) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом? а) «Теремок», б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в) «Аленький цветочек»- 3б (по1б)
Задание 12. Сколько раз встречается в данном отрывке звук [й]? «Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…» (А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане…») Ответ: 14 раз. 1б
Задание 13. У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+» изобразить сумму 20? При тех же условиях изобразить сумму 14. 2б
(перевернуть 2 карточки «вверх ногами»)
Задание 14.Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: 5б (по1б)
В гостинице —номер, В монастыре —келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал
Задание 15.Закончите предложение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…» б) Солнечную систему 1б
Задание 16. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина. Выпи-шите слова, в которых встречаются исторические чередования. Для объ-яснения своего выбора подберите к выписанным словам однокоренные. 7б (по1б)
Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества случайно замечает Везде невежества убийственный позор. Ответ: мысль – мышление (сл’ / ш); душа – духовный – дышать (у / ы; х / ш); мрак – морока – мо- рочить (ра / оро; к / ч); среди – середина (ре / ере); замечать – заметить (т / ч); невежество – ведение (ж / д); позор – зрение (зор / зр).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по географии 7 класс школьный этап
Олимпиадные задания для учащихся 7 класса...
Олимпиада по истории, 10 класс, школьный этап
Олимпиадные задания по истории для учащихся 10 класса....
Олимпиада по истории 5 класс школьный этап
Олимпиада по истории 5 класс школьный этап...
Олимпиада по обществознанию 9 класс. Школьный этап.
Данная разработка олимпиады собержит задания разного уровня по обществознанию в 9 классе....
Олимпиада по истории 10 класс (школьный этап)
Олимпиада по истории 10 класс (школьный этап)...
Олимпиады немецкий язык 7 класс школьный этап
Олимпиады...
Олимпиады немецкий язык 8 класс школьный этап
Олимпиады...