Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Веслополова Елена Николаевна

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква Ь на конце наречий. 6 класс.25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык, 6 класс.  

(Технологическая карта урока).

                       ТЕМА:   Буква Ь на конце наречий после шипящих.  

НОВОКУЗНЕЦК

Русский язык , 6 класс.

Тема: Буква Ь на конце наречий после шипящих.  

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели :

        

Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать наречия с Ь на конце слова после шипящих.

Цель учащихся: научиться правильно писать наречия, применяя правило.

Планируемые результаты:

Личностные:

- мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: высказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность, свой результат, работать по алгоритму.

- познавательные УУД: выполнять анализ, делать вывод.

- коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.

Предметные: правильно делать выбор при написании Ь на конце наречий, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму.


                                                                    Технологическая карта урока .

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность.

Настраиваются на работу.

Готовность к уроку, эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

Организует работу по выполнению задания, организует беседу.

Выполняют задание. Формулируют тему урока: «Буква Ь на конце наречий после шипящих», и цель урока.

Высказывают предположения, формулируют тему и цель урока ( Р )

Высказывают и обосновывают своё мнение

( К )

Задание: На доске слова. Надо распределить их по группам.

 На какие группы вы разделили все слова? Какие буквы нужно вставить на месте пропуска в этих словах? Сформулируйте тему нашего урока .Что нам надо вспомнить? Распределяют их по группам (столбикам – разные части речи), вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

3. Повторение правил употребления Ь в разных частях речи. Цель: организация совместного процесса: восстановить в памяти и обобщить сведения о написании Ь  в разных частях речи.

Организует работу по теме.

Учащиеся наблюдают и анализируют слова.

Выполняют анализ, делают вывод ( П ).

На доске записаны слова:  шампиньоны, решаешь, медальон, обезьяна,  компьютер, мышь, деревья, бильярд, листья, пьеса, корь, рожь, думаешь, жечь, печь, конь, малыш, грач. Распределить их по столбикам. (1 ст. – с Ь в середине слова, 2 ст. – с Ь на конце сущ. 3-го скл., 3 ст. – для смягчения согласного, 4 ст. – на конце гл. 2-го лица ед.ч.).

Вопрос: сколько столбиков получилось? Какие слова не распределили никуда? Почему? Учитель предлагает вспомнить условия написания Ь в разных частях речи. Сделайте вывод: где и когда будем писать Ь. Сформулируйте правило (проговариваем правило): разделительный ь пишется

- в корне слова перед гласными и, е, ё, ю, я;

- в конце слова после согласной для обозначения её мягкости или в корне слова перед твердой согласной для обозначения мягкости предшествующей согласной;  

- в глаголах неопределённой формы и в окончании после ш в форме 2-го л. ед. ч. наст. и буд. времени.

Дети: подписывают части речи, выделяют морфемы, подчеркивают Ь.

Речевое проговаривание, обозначение орфограмм.

4. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Организует работу по теме. 

Учащиеся наблюдают и анализируют слова.

Выполняют анализ, делают вывод ( П ).

На доске записаны слова в 2 столбика: 1 ст. – настежь, наотмашь, прочь, навзничь, сплошь, прочь, вскачь; 2 ст. – исключения: уж, замуж, невтерпеж. Учитель предлагает выявить условия написания.

Сделайте вывод и сформулируйте правило. Проговариваем: на конце наречий после шипящих пишется Ь. Исключение составляют 3 слова: уж, замуж, невтерпёж.  

Дети: подчеркивают Ь, подписывают часть речи.

Речевое проговаривание, обозначение орфограмм.

5. Воспроизведение нового знания и первичное закрепление. Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

Организует работу по составлению алгоритма.

Выполняют задание.

Оценивают свою деятельность, работают по алгоритму ( Р ).

Алгоритм:

Определить часть речи. Вспомнить: является ли наречие исключением. Если НЕТ – пишем Ь, если ДА – не пишем Ь.

6.Тренинг. Цель: организация закрепления и обобщения повторенных знаний.

Организует и контролирует работу учащихся.

Выполняют задание и аргументируют свой ответ

Оценивают свою деятельность ( Р )

Слушают других ( К ).

Выполняют упражнение.

Заполни таблицу «Буква Ь на конце слов после шипящих» примерами, рассуждая по образцу (дан образец): 1ст.- части речи (сущ., гл., наречия), 2 ст.- привести примеры из данных слов (грач(?), настеж(?), дрож(?), бежиш(?), наотмаш(?), пряч(?)ся, проч(?), тиш(?), брош(?), полноч(?), превозмоч(?), удивляеш(?)ся, молодёж(?), невтерпеж(?), много тысяч(?), немощ(?), сплош(?), пустош(?), чувствуеш(?), вскач(?), навзнич(?))

7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты.

Мотивация к учебной деятельности ( Л )

Оценивают свой результат (Р).

Выразите ваше впечатление от урока одним предложением, оцените себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Было трудно…

8.Домашнее задание.

Подготовьте раздаточный материал по данной орфограмме (карточки).

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...

урок русского языка в 5 классе Правописание безударных гласных после шипящих

Технологическая карта урока по теме "Правописание безударных гласных после шипящих" составлена с учетом требований ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.Планируе...

Урок русского языка в 5 классе. ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка, презентация и материал для самооценки учащихся. Использованы материалы из методического пособия "Конспекты уроков для учителя русского языка. 4(5) класс".  Бак...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. "О и Ё после шипящих".ФГОС

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. "О и Ё после шипящих".ФГОС...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....